Posted 16 июля 2004,, 08:51

Published 16 июля 2004,, 08:51

Modified 2 апреля, 07:40

Updated 2 апреля, 07:40

"Вечерняя Москва": Бездомная культура

16 июля 2004, 08:51

До перестройки в столице было свыше 400 Домов культуры. Сегодня в столице находится 87 Государственных домов и Дворцов культуры, а с филиалами их насчитывается около ста. Только порядка 15 их них имеют зрительные залы. В 90-е годы один за другим исчезали дома культуры, народные театры и всевозможные клубы по интересам. О них даже стали забывать. Дом культуры в сегодняшней Москве - что это? Пережиток прошлого или необходимый горожанам объект городской инфраструктуры? Корреспонденты 'ВМ' решили навестить несколько столичных ДК.

Шел в ДК, а куда попал?

С каждым годом домов культуры становится все меньше. На их месте как грибы вырастают казино, ночные клубы, офисы иностранных компаний. Первый ДК, который мы решили посетить, встретил колючей проволокой и надзирательской вышкой. Нет, мы не ошиблись адресом, просто в старых справочниках 'объект' еще оставался Домом культуры электротехнической компании 'Динамо', а в действительности на его месте не так давно появился ночной клуб 'Зона' с соответствующей атрибутикой. В ДК 'Бармалей' ситуация схожая. Несколько лет назад здесь сменился собственник, и помещение постепенно стало превращаться в злачное место.

Незыблемый ЗИЛ

На общем фоне Дворец культуры АМО ЗИЛ поражает своей живучестью. Он умудрился сохраниться почти в первозданном виде. Из веяний времени можно отметить только располагающийся здесь нынче факультет Университета Натальи Нестеровой. А в остальном все - как в добрые старые времена. Даже бюсты Владимира Ильича. Хор русской песни, фольклорный ансамбль 'Ожерелье', детский балетный театр, школа классического танца, центр детского эстетического развития - лишь малая часть находящихся здесь организаций. Есть даже свой театр драматического искусства. Две с половиной тысячи детей и взрослых ежедневно посещают кружки и секции.

Уже более 25 лет каждые выходные здесь проводятся вечера 'для тех, кому за 30', а каждую среду - вечера практического танца местных коллективов, которые любят посещать ветераны этих самых ансамблей.

- Дворец культуры находится на полном хозрасчете, - говорит заместитель директора ДК АМО ЗИЛ Любовь Давыдова. - Завод не вмешивается в нашу деятельность. Префектура выделяет деньги лишь на газеты и журналы для читального зала. Надеемся, что в следующем году в бюджете учтут необходимость нашего капремонта. Все остальное зарабатываем сами, но это не значит, что мы готовы сдавать помещения под офисы и т. д. Если к нам обратится фирма, которая сможет быть полезной нам, подумаем.

Букмекеры с танцем живота

Культурный центр 'Меридиан' выделяется из других домов культуры своей формой собственности. Это единственное учреждение такого типа в ранге ГУПа. Работают под эгидой Комитета по культуре, но при этом денег из бюджета им никто не дает. Находятся на полной самоокупаемости. Поэтому руководство не теряется и использует имеющийся зрительный зал, предоставляя его в аренду - в основном звездам 'Аншлага'. Но, как сообщил начальник театрально-концертного отдела Валерий Григорьев, префектура ЮЗАО тоже помогает в проведении мероприятий. Из других организаций, приютившихся под крышей КЦ 'Меридиан', - такие, как букмекерская контора, косметическая лавка и офис какой-то компании, имеющие весьма сомнительное отношение к культуре.

Есть, правда, и различные кружки, где обучают не только большому теннису, карате, современным и бальным танцам, но и танцу живота. Присутствует даже автошкола. В наличии также свои ветеранские коллективы и оперная студия. Так что это учреждение культуры еще как-то оправдывает свое исконное предназначение.

От советского 'Прожектора' до американского 'Лукоморья'

'Прожектор', как и все остальные дворцы культуры, 'засветил' еще в советское время. Но значительно позже тех же ЗИЛа, АЗЛК, 'Октября' и других великих. Можно сказать, что он из прежних советских ДК самый молодой. Парадокс объясняется просто: только в начале 70-х годов районы Перово и Новогиреево стали полноценно развиваться как районы столичного мегаполиса. Еще лет двадцать назад 'Прожектор' считался 'провинциальным', и многие артисты предпочитали выступать именно здесь, справедливо рассчитывая на более теплый прием. Причем это касалось как зрительских симпатий, так и материального поощрения.

Артисты по старой памяти заглядывают в 'Прожектор' и в нынешние времена. Лановой и Алферова, 'Машина времени' и Евгений Петросян, Максим Галкин и Владимир Кузьмин давали здесь концерты в последние несколько месяцев. В 90-е годы 'Прожектор' захватила волна коммерциализации. Количество кружков и секций сокращалось гораздо быстрее, чем небезызвестная шагреневая кожа. Зато множилось количество фирм-арендаторов и всевозможных салонов. Короче говоря, наблюдалась типичная картина девяностых годов двадцатого столетия, когда государство махнуло рукой на культуру.

Не прошло мимо и повальное преклонение перед всем заокеанским. Предприимчивая гражданка США Мэри Хэслин, пользуясь ситуацией, открыла на территории 'Прожектора' клуб 'Лукоморье'. Результат не заставил себя ждать.

Под американский клуб было выделено одно из лучших помещений, а на задворки, в полуподвальное помещение, задвинули ансамбль бального танца, который пользовался популярностью по всей Москве. Установили батуты и другие 'резиновые аттракционы'. По выходным дням состоятельные папы и мамы приводили сюда своих чад заниматься весьма 'интеллектуальным' делом: те прыгали и ударялись всеми местами о резиновое покрытие. Кроме того, для детей устраивались праздники - Новый год и, понятно, Хэллоуин. А 4 июля, в День независимости США, аттракционы устанавливались в заповедном парке 'Кусково'. Пускали туда по заранее составленному списку. Свободный доступ имели американцы. И пришедшие в Кусково российские дети лицезрели американские флаги, слушали рассказы о 'великой Америке' и наслаждались заокеанской культурой. Все мероприятия были платные. Причем цены для рядового москвича просто запредельные. А наемными работниками на этом празднике жизни выступали московские педагоги и культработники.

В последнее время, правда, ситуация начала меняться в лучшую сторону. Столичное правительство стало уделять повышенное внимание возрождению культуры и помогать тем же ДК. Поняв, что дальше 'ловить здесь нечего', на историческую родину отбыла хозяйка Мэри, подарив свое 'Лукоморье' одной из русских подруг. Но многим людям уже неинтересно платить огромные деньги и участвовать в примитивных забавах. У американских 'наследников' стали возникать проблемы с оплатой аренды. Тем более что стали набирать силу прежние кружки и секции. Судя по последним событиям, в новое отремонтированное помещение вот-вот вернется ансамбль бального танца.

Впрочем, справедливости ради следует признать: окончательно свои позиции истинного ДК в 'Прожекторе' и раньше не сдавали. Хотя, по утверждению его работников, предложения от разного рода личностей сыпались и продолжают сыпаться как из рога изобилия. Трудностей хватает и сейчас. Приходится, что называется, 'крутиться'. Например, в здании ДК до сих пор работает громадный мебельный салон.

Арендуют помещения и несколько мелких фирм. Но по сравнению с ситуацией трех- четырехлетней давности положение кардинально изменилось в лучшую сторону.

Борьба за 'Москвич'

Положение с 'социалкой' на известном московском предприятии АО 'Москвич' (бывшее АЗЛК) хорошо известно москвичам. Дело в том, что экономическая ситуация на заводе непростая, а в таких случаях в первую очередь избавляются от объектов соцкультбыта: Дворца культуры, стадиона, детских садов и так далее.

В настоящее время отхватить лакомый кусочек 'социалки' известного предприятия готовы многие крупные 'конторы'. Однако те же детские сады их практически не интересуют. А вот ДК, Ледовый дворец, лодочная станция - другое дело.

Как удалось узнать, уже закрылся ряд кружков. На неопределенное время. Ход событий может повернуться в любую сторону. В правительстве Москвы есть желание не дать умереть культурным объектам известного предприятия. Столичные чиновники хотят взять их под городское крыло. Но этому мешает ряд обстоятельств. В первую очередь связанных с теми собственниками, которым принадлежит контрольный пакет акций АО 'Москвич'. Так что пока все находится в подвешенном состоянии.

Где же вы, очаги культуры?

Выяснить, что же происходит с нашими домами культуры, мы отправились в Комитет по культуре Москвы.

- В Москве существуют на сегодняшний день дома культуры различной принадлежности, - сказал директор Единого научно-методического центра Владимир Сергеев. - Среди них различают государственные, ведомственные и частные учреждения. Что касается первых, то за последние 5 лет численность государственных клубов не сократилась, а даже увеличилась. И все они продолжают существовать и выполнять свои функции. Но возникают трудности. Прежде всего - финансирование, ведь бюджет города ограничен, а запрет на коммерческую деятельность в стенах государственных учреждений никто не отменял.

С ведомственными и профсоюзными ДК ситуация обратная. За примером далеко ходить не надо - АЗЛК, 1-й Шарикоподшипниковый завод:

Потеряв потребителя своей продукции, заводы еле выживают. А как известно, дома культуры содержались за счет основного производства. В связи с этим большей частью эти дома культуры (а они, к слову, в советское время были гораздо лучше оснащены и имели большие площади, чем государственные клубные учреждения) не смогли выживать в современных условиях. Заводы и фабрики сначала стали отдавать свою культуру в аренду коммерческим учреждениям. Поскольку помещения были хорошие, желающих было предостаточно. В зданиях ДК стали появляться банки, магазины, офисы, ночные клубы. В конечном счете из аренды они в значительной степени перешли и продолжают переходить в частные владения. Происходит это по такой схеме: банкир приходит к директору завода и говорит: 'Слушай, Иван Петрович, тебе зарплату рабочим платить нечем, а такое здание имеешь... Давай я заплачу твоему заводу, к примеру, миллион долларов'. Директор бедствующего завода рад продать простаивающие площади, чтобы хотя бы за полгода выплатить задолженности по зарплате. Перейдя в частные руки, эти учреждения выходят из-под влияния государства и правительства Москвы. Что бы там потом ни появилось - клуб, казино, стрип-шоу или ночной притон - государство уже не вправе изменять деятельность частного владения. Если, конечно, это не наркотики или незарегистрированный притон. А по содержанию работы государство и правительство Москвы не вправе их контролировать.

Третий тип культурных очагов - это новые, негосударственные клубные учреждения, носящие коммерческий характер. Частично они размещаются в тех самых выкупленных ДК, а частично - в зданиях, не принадлежавших Комитету по культуре Москвы или заводам и фабрикам. Скажем, какое-то заброшенное здание, жилой дом или заводской цех, преобразованный в клуб. Это может быть элитарный или молодежный клуб либо бильярдная или клуб по интересам. Если раньше считалось, что все государственное - хорошо, а все частное - плохо, то сегодня у частников есть чему поучиться. Там более современные методы работы с молодежью - нет дидактики, формализма.

Нет жалоб на отсутствие денег - они находятся на самоокупаемости и стараются, работая на себя.

Город своего не отдаст

Разобравшись в схеме превращения Дома культуры в казино, мы не удержались от вопроса: есть ли гарантии, что существующие сегодня государственные культурные учреждения завтра не погонятся за барышом и не пойдут по пути профсоюзов и некоторых заводов? - Есть гарантии, что государственные дома культуры не перейдут в частную собственность, - считает Владимир Сергеев. - Сейчас правительством Москвы разрабатывается новая программа развития культуры на 2005-2007 годы. Отдельный раздел этой программы посвящен клубной деятельности. Он предполагает и финансирование, и решение различных организационных вопросов - в общем, содержательную поддержку клубной деятельности.

Кроме того, сегодня часть профсоюзных, ведомственных, заводских домов и дворцов культуры, где нормальные директора заводов и клубов, сами просятся в госсистему. Они не хотят оказаться в лапах коммерсантов и просят город взять их под свое крыло. И правительство Москвы по мере сил это делает. Из года в год по пять-шесть клубов добавляется в нашу систему. Так, недавно к нам перешел ДК 'Капотня'.

- Сегодня стоит вопрос, - сказал председатель Комитета по культуре правительства Москвы Сергей Худяков, - о переходе Дворца культуры в поселке Внуково под нашу юрисдикцию. Рассматривается также вопрос о возможности сохранения под эгидой Москвы Дворца культуры АЗЛК.

А также о передаче Москве Дома культуры АО 'Подшипник' на Дубровке. Только надо понимать, что эти здания в тяжелом состоянии, десятки лет не ремонтировались и требуют больших вложений. Поэтому будем этими вопросами заниматься постепенно.

Отрадно, что чиновники наконец-то стали потихоньку поворачиваться к культуре нужным местом. Но одного их стремления, равно как и 'бюджетного пирога', на всех не хватит.

Частные инвесторы работают на свой страх и риск. Уже не один год говорится о том, что предпринимателям, вкладывающим деньги в развитие культуры, медицины и спорта, просто необходимо предоставить существенные налоговые послабления. Это, между прочим, принято в большинстве цивилизованных стран мира. А в настоящее время российские бизнесмены предпочитают открывать счета в офшорных зонах и покупать заморские футбольные клубы. Неужели трудно сделать так, чтобы наши деньги и культура оставались здесь и служили родной стране?

"Вечерняя Москва"