Posted 25 октября 2004,, 08:23

Published 25 октября 2004,, 08:23

Modified 2 апреля, 07:07

Updated 2 апреля, 07:07

"Московская Правда": Прививка для дичков

25 октября 2004, 08:23

В каждом округе Москвы созданы школы для трудных детей (по-научному - для детей с девиантным поведением). Я побывала в одной из них.

Пришла к директору в назначенное время, но в кабинете уже сидела какая-то дама. Иван Семенович Якушев пригласил меня войти, и я услышала печальную историю. Женщина рассказывала про то, что сын отбился от рук, что уже больше года не ходит в школу, что связался с дурной компанией и что теперь его направили учиться сюда - в школу ? 2. Вот мама и пришла разузнать про это образовательное учреждение.

Иван Семенович сказал только о режиме работы школы: 'В будни дети у нас находятся с 9 до 19.00, а иногда с 8 до 20.00, по субботам у них уроки и занятия в кружках, а по воскресеньям мы их водим в бассейн'. И предложил прийти сюда с сыном, посмотреть на детей, поговорить с учителями, а потом уже решать: идти сюда или нет. Женщина к такому повороту была явно не готова: 'Ведь нас направили', - растерянно сказала она. На что директор ответил: 'Да, но мы берем только с согласия родителей и самого ребенка. Так что сначала присмотритесь к нашей школе, подумайте'.

'Да что думать! Хуже, чем в той, где он учился, не будет, - вдруг стала настаивать посетительница. - Я-то туда боялась ходить, не то что ребенок. Придешь - со всех сторон только жалобы и сыплются: Костя у вас такой, Костя у вас сякой. Я сама знаю, какой он'. У рассказчицы заблестели слезы, и она, всхлипывая, продолжила: 'Понимаете, был такой хороший мальчик, нарадоваться не могли. В первом классе вроде бы ничего учился, а потом хуже и хуже. Правда, мы ему с отцом никогда не помогали, думали, сам должен справляться. Ведь нам в детстве тоже никто не помогал. В общем, начальную школу с грехом пополам закончил, а с пятого класса одни двойки пошли. Он прогуливать уроки стал. Поведение резко изменилось, стал как дичок, ничего не скажи - сразу же надерзит. Накажет его отец - еще хуже: домой на ночь не придет. Потом бегаем, ищем... Сколько раз из ночных компьютерных клубов вытаскивали! Спрашиваем, откуда деньги берет, огрызается, мол, не ваше дело, вы все равно не дадите. Ну в общем, доигрался...'

Женщина, излив душу, засобиралась. Директор на прощание сказал: 'Завтра с Костей приходите, будем знакомиться'.

В школе сейчас 61 ученик. Далеко не все дети из неблагополучных семей. Хотя Иван Семенович твердо убежден, что каждый его ребенок испытывает дома дискомфорт. Причины самые разные, а следствие - девиантное поведение. Поэтому они здесь, в его школе. Отличников среди них, естественно, нет и не предвидится. Хотя учеников - 8 - 10 на класс. Но, по словам директора, каждый десятерых стоит. И тем не менее проблем с кадрами в школе нет. Более того, Якушеву удалось набрать в основном молодых педагогов, чему он откровенно рад: 'С молодыми у ребят быстрее возникают и контакт, и доверие. Они вместе и на переменах, и на спортплощадке, и во всяких школьных мероприятиях'.

Мероприятия здесь проводят разные. Например, в прошлом году часть ребят была занята на... 'оперной сцене' - музыкальный руководитель Наталья Карпунова поставила с ними оперу 'Огниво'. Некоторые подростки с интересом занимаются в кружке декоративно-прикладного искусства, который ведет студентка художественного института Александра Смирнова. Их работы украсили интерьер школы. Все воспитанники участвовали в празднике 'День Победы'. А КВН провели не только у себя, но выезжали и на городской конкурс. Это, заметим, подростки, которые в обычной школе никогда нигде ни в чем хорошем не участвовали, у которых все интересы замыкались на улице.

Не буду рассказывать о хитроумных педагогических приемах, благотворно действующих на этих ребят. Да и сказать, что учащиеся теперь ангелы, - сильно погрешить против истины. Но то, что удается сделать педагогическому коллективу, - очевидный успех.

Я познакомилась с двумя 'героями', которых здесь поймали на краже. Точнее, администрации школы удалось раскрыть их проступок: мальчики стащили сотовый телефон у своего одноклассника. С родителями одного из них побеседовал директор и убедил возвратить деньги, но не проводить 'карательных' мер по отношению к сыну - ограничиться только беседой. А второму парню досталось куда более суровое испытание: Иван Семенович предложил ему самому рассказать все отцу и попросить у него денег на компенсацию за телефон. Вот эти два провинившихся друга и зашли в кабинет директора во время моего визита. Первый с искренним удивлением сообщил, что после разговора Ивана Семеновича с родителями дома его, как ни странно, не наказали, только пристыдили. А второй вот что поведал: 'Ну я не сразу с отцом стал говорить. Уловил момент, когда у него вроде бы настроение неплохое было. Сначала он наорал на меня. А потом дал деньги и сказал: 'Хорошо хоть, что сам признался...'.

Когда ребята ушли, Иван Семенович заметил: 'Не привыкли отвечать за свои поступки. Конечно, выбора у Андрея не было: не скажи он, мне бы пришлось. Но видите, сам отважился'. Такие победы нелегко даются. И рецептов на все случаи жизни у директора нет. Разве что адское терпение и искреннее желание помочь каждому.

Есть у него ученик, пристрастившийся к спиртному. Но рассказ о нем директор начал так: 'Пережил страшную беду: мать умерла, отец его бросил. Опеку оформила сестра отца, двадцатитрехлетняя девушка. В квартире с ними живет парализованная бабушка, мать отца. Обстановка там сами понимаете какая. И вот Миша иногда срывается. В прошлом году несколько раз в школу приходил пьяным. Выгнать на улицу его не могу - мало ли что случится. Домой отправить - кто его там ждет? Попрошу уложить в свободной комнате, он проспится, выходит с побитым видом, но я с ним не разговариваю. Делаю вид, что вообще его не замечаю. Раз, другой, третий. Потом вызываю к себе, начинаем беседовать. Не укоряю, говорю только, что мне за него обидно, потому что пока в его жизни еще ничего не потеряно. Возьмет себя в руки - справится, если мужик. Чувствую, что он с собой борется. В этом году пока таких инцидентов не было. Что дальше - не знаю, хочется в него верить'.

С матерщинниками такая форма борьбы. Провинившиеся на линейке перед всеми извиняются и дают обещание, что впредь не повторится. Увы, повторяется. И снова - на линейку. Один из признанных мастеров нецензурного слова после очередной линейки просто возмутился: 'Ну что вы, Иван Семенович! Я ведь теперь совсем редко ругаюсь'. Вроде как незаслуженно его перед всеми выставили. Отчасти так: ведь когда пришел, не было фразы без мата.

Впрочем, по правде, 'излишества' в лексике здесь наблюдаются у многих, но теперь, что называется, в узком кругу. А вот, скажем, в общественном транспорте с воспитанниками школы уже не стыдно ездить. 'Возим их в бассейн по воскресеньям. Ведут себя прекрасно', - говорит Иван Семенович.

Завуч Наталия Генриховна Арсенова не только это подтвердила, но и рассказала о поездке с детьми в Петербург. 'На весенние каникулы в прошлом году учебное управление поощрило нашу школу путевками на эту поездку. Остановились мы в прекрасной гостинице. Кроме нас, там еще ребята из обычной школы проживали. Причем их расселили на одном этаже, а нас - на разных. Я пошла к администратору и сказала, что наших нужно непременно на одном этаже разместить, мол, дети-то не обычные. Администратор пошла навстречу. А когда мы уезжали, мне сказала: 'Вы на своих детей наговариваете. Они вели себя безукоризненно'.

Наталия Генриховна водит их по театрам, в 'Маяковке' часто бывают, а театре им. Моссовета вообще завсегдатаи. Я поинтересовалась, как удалось приучить. 'Первый раз пошли в театр Моссовета на 'Белую гвардию'. Спектакль длинный - три часа идет. Говорю им: 'Поставлю пятерку тому, кто меня увидит на сцене'. Я там в массовке участвую в двух эпизодах: минуты полторы в начале спектакля и столько же в самом конце. Представляете, высидели все'. А еще Арсенова приглашает в школу артистов. Когда приезжали Павел Майков и Дмитрий Дюжев, игравшие в 'Бригаде', на встречу с ними пришли даже заболевшие. Актеры в беседе с ребятами всячески пытались убедить, что их персонажи в этом фильме совсем не герои. Слушали, внимали. И захотелось посмотреть, как снимают картины. Дюжев им это организовал. Вынесли со съемок массу впечатлений.

Учиться этим детям тяжело. Я видела тетрадки шестиклассников по русскому языку. Схватилась за голову: все слова пишутся слитно. 'Базы знаний начальных классов практически нет ни у кого, - комментирует Якушев. - Пытаемся наверстать упущенное. Сейчас у нас такая задача: поскольку все ребята увлечены компьютером, хотим ввести преподавание большинства предметов с применением информационных технологий. Пока нет такой возможности, компьютеров маловато. Правда, управление образования Центрального округа нам обещает поставить. А пока практически с каждым учеником - индивидуальные занятия. Подтягиваем'.

Готовясь к выпуску девятиклассников в прошлом году, Якушев решил открыть для них десятый класс. Хотя сам волновался: пойдут ли? Не все верили даже в то, что его девятиклассники на выпускные экзамены-то придут. Они пришли. И волновались так, что даже комиссия удивлялась, мол, в обычной школе ребята спокойнее к экзаменам относятся. 'Нет веры в себя. Чувство тревоги постоянно с ними. Они так сформировались. Им нужно дать возможность поверить в себя. Создать ситуацию успеха', - объясняет Иван Семенович.

Десять из четырнадцати девятиклассников захотели продолжить учебу. Сейчас - десятиклассники.

"Московская Правда"