Posted 10 декабря 2004,, 14:45

Published 10 декабря 2004,, 14:45

Modified 2 апреля, 06:51

Updated 2 апреля, 06:51

Автозаправки отбились от рук

10 декабря 2004, 14:45
Газета 'Вести' N1999 от 7.12.2004

Ситуация с уплатой акцизов и других налогов автозаправочными станциями (АЗС), расположенными на территории Ленинградской области, была подробно обсуждена на вчерашнем рабочем совещании областных органов исполнительной власти.
Открывая совещание, Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков напомнил своим подчиненным о том, что обсуждаемая проблема волнует областное руководство уже давно. Суть ее в том, что от находящихся в области двух с лишним сотен АЗС, которые являются рентабельными, процветающими предприятиями, областной бюджет получает, мягко говоря, недостаточно. Как и каких налогов удается им избежать? Кто должен нести за это ответственность? Какие есть пути, чтобы исправить эту ситуацию? На все эти вопросы должна была ответить сформированная полгода назад рабочая группа под руководством вице-губернатора Ленинградской области, председателя Комитета экономического развития Григория Дваса. Валерий Сердюков предложил ему доложить о проделанной работе.

По словам Григория Дваса, в настоящее время на территории Ленинградской области работают 224 автозаправочные станции, плюс около 35 ведомственных АЗС, которые не производят товарных операций, а осуществляют снабжение горюче-смазочными материалами только транспортные ведомства. Главной сложностью, с которой столкнулась рабочая группа, стало то, что в Ленинградской области отсутствует орган, который вел бы учет АЗС на территории области. Существование такого органа не предусмотрено никаким законом. Поэтому получить даже общие сведения о том, сколько АЗС в области, где они расположены, не говоря уже о данных по налоговым поступлениям с каждой АЗС, по санитарному состоянию автозаправок и т. п. - оказалось весьма проблематичным.

Второй проблемой стало то, что налоговые органы ведут учет не автозаправочных станций, а организаций, которые являются собственниками АЗС. В этой связи невозможно организовать учет поступления акцизов от конкретной АЗС - только от организаций, однако даже информация по организациям является налоговой тайной.

Во все контролирующие органы, осуществляющие надзор за АЗС, были направлены письма с просьбой осуществить выборочную проверку АЗС. Такие же письма были направлены руководителям всех муниципальных образований с просьбой содействовать проведению таких проверок на подведомственных им АЗС.

В целом за эти полгода проверки коснулись всех автозаправок, некоторые прошли несколько проверок со стороны различных органов. В результате проверок нарушений платы уплаты акцизов не выявлено. По заключению налоговых органов, вся система торговли топливом в Российской Федерации построена таким образом, что торговля без уплаты акцизов принципиально невозможна. Самая большая проблема - множественность уплаты этого акциза, из-за которой полностью дезорганизована работа по справедливому распределению акцизных сборов среди субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день акцизы может уплачивать как завод-производитель, так и организация, которая осуществляет уличную продажу топлива, но самое главное, что и любой из посредников, которые стоят в этой цепочке между производителем и торгующей организацией. Регулировать, в каком из звеньев этой цепочки уплачиваются акцизы, совершенно невозможно. С точки зрения защиты федерального бюджета, законодательство работает четко - торговать бензином, так или иначе не уплатив акцизов, невозможно, а вот поступление этих акцизов в местные бюджеты отдельных субъектов федерации не регулируется никак.

Отдельно стоит проблема 'левого бензина', которую, хоть и нельзя назвать тотальной, все же нельзя оставлять без внимания. Суть ее заключается в том, что нефтеперерабатывающие заводы поставляют субстанцию, которая не является акцизооблагаемым товаром, а является сырьем для производства неакцизной топливной смеси, близкой по своим параметрам к бензину, однако бензином не являющейся. По оценкам специалистов, на сегодняшний день на рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области порядка 10 процентов реализуемого топлива - это именно такой 'левый бензин'.

Система уплаты акцизов организована таким образом, что в конечном итоге 40% уплаченных акцизов на территории Ленинградской области попадает в федеральный бюджет, 40% - в бюджет Ленинградской области, а еще 20% - перераспределяется в бюджеты других субъектов России. Рабочая группа провела анализ потерь областного бюджета из-за несовершенства этой системы. По оценке Григория Дваса, Ленинградская область за 9 месяцев текущего года недополучила 135 млн рублей. В этой связи рабочая группа Григория Дваса предложила выйти в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу РФ с предложением по внесению изменений в Налоговый кодекс в части уплаты акцизов на горюче-смазочные материалы. Возможны два варианта справедливой системы уплаты акцизов. Первый - чтобы акцизы собирались только с предприятий-производителей горюче-смазочных материалов. Второй - чтобы они собирались только с предприятий, осуществляющих розничную торговлю этими материалами (в последнем случае 60% собранных средств должны оставаться в бюджетах тех субъектов федерации, на территории которых непосредственно велась эта торговля). Первая схема более проста, преимущество второй - в том, что она позволит устранить недополучение в бюджет акцизов от продажи 'левого бензина' (торговые организации вынуждены будут платить акцизы на всю свою продукцию, независимо от ее конкретных характеристик). Однако в любом случае и та, и другая предложенная схема существенно проще и справедливей, чем та, что действует нынче.

Вместе с тем руководство области тревожат не только убытки, которые несет областной бюджет недополучение акцизов на горюче-смазочные материалы. Огромные потери область несет и от отсутствия жесткого контроля за общим товарооборотом на АЗС, который осуществляется в повсеместно действующих на автозаправках магазинах и кафе. Эту проблему Губернатор также затронул в ходе совещания. В настоящее время на областных АЗС работают 117 объектов розничной торговли и 57 точек общественного питания. Досадно сознавать, что автозаправочные станции торгуют подпольным товаром, без сертификатов, что не работают кассовые аппараты, из-за чего нет никакой информации о товарообороте, что эти магазины не платят штрафов за вред, причиняемый ими окружающей среде. По результатам проведенных проверок, в восьми из девяти обследованных АЗС выявлены нарушения правил торговли.

Григорий Двас признал, что магазины и кафе на АЗС, относящиеся к сфере малого бизнеса, как и любые другие мелкие торговые точки, контролировать непросто. В соответствии с федеральным законодательством, единственным органом, имеющим право осуществлять контроль за соблюдением правил торговли на подобных точках, является Госторгинспекция. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области действует единое подразделение этого органа. Причем конкретно в Ленобласти работают всего 4 инспектора Госторгинспекции. Поскольку в любой проверке должны принимать участие как минимум два инспектора, то одновременно в области может проводиться не больше двух проверок.

Губернатора не удовлетворили эти объяснения. Он убежден, что остановить бесконтрольность в сфере торговли на АЗС - под силу исполнительным органам власти совместно с ответственными за это контрольными органами. Кроме того, он возмущен ситуацией, выявленной в ходе проверок и по другим аспектам деятельности АЗС.

В частности, по информации Георгия Дваса, на 86% проверенных областных АЗС выявлены нарушения по уплате налогов. В основном, это касается уплаты ими налога на прибыль и транспортного налога. Недопустимо, сказал Губернатор, чтобы в то время, как имеется немалая задолженность в областной бюджет по арендной плате и налогу на землю, должниками были предприятия с сумасшедшими доходами, каковыми являются АЗС. Недопустимо, чтобы налог на имущество с 251 АЗС за 10 месяцев составил всего 4 млн рублей, а поступления от рекламы - 60 тысяч рублей за 9 месяцев. Недопустимы долги по транспортному налогу. Недопустимо отсутствие поступлений от гостиниц, работающих на некоторых АЗС, где люди платят по 100 долларов в сутки за номер.

Свои мысли о проблемах, касающихся налогообложения АЗС, высказал вице-губернатор Ленинградской области, председатель Леноблкомимущества Александр Дрозденко. По его словам, главной проблемой на пути выполнения плана по доходам в отношении АЗС является то, что не все муниципальные образования применяют предложенную им на 2004 год методику вычисления арендной платы. Согласно этой методике, наиболее высокий коэффициент базовых ставок арендной платы применяется именно к автозаправочным станциям и автозаправочным комплексам - от 15 до 20%. К сожалению, ряд МО по-прежнему пользуются своими методиками, по которым арендная плата в несколько раз ниже, чем могла бы быть. Кроме того, недостаточно эффективно ведется претензионная работа с держателями арендных договоров среди АЗС. Нынешняя судебная практика позволяет быстро взыскивать долги по арендной плате с помощью системы судебных приставов, однако этим мало кто пользуется.

Подробную справку о ситуации с поступлением в областной бюджет доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты дал руководитель Управления МНС России по Ленинградской области Арнольд Гуркович. По его словам, за 10 месяцев 2004 года удельный вес данных акцизов в доходах федерального бюджета составил 2,8%, в доходах областного бюджета - 4,1%. Всего за этот период на территории Ленинградской области поступило акцизов на нефтепродукты 962 млн рублей (из них поступления в территориальный бюджет составили 448 млн руб.). Основным налогоплательщиком данного вида акцизов является 'Кинеф', на долю которого в 2003 году пришлось 97% всех акцизов, а в 2004 году - 92%. Удельный вес акцизов, поступивших от АЗС, - незначительный. За 10 месяцев 2003 года он составил 2,5%, за 10 мес. 2004 г. - 7,5%. Поступление других налогов от АЗС составили 206,7 млн рублей, в том числе в бюджет территорий - 134 млн рублей.

Арнольд Гуркович подверг критике действующую систему распределения акцизных доходов между субъектами федерации и высказался за предложенные рабочей группой Григория Дваса изменения в федеральный Налоговый кодекс.

По итогам непростого разговора, состоявшегося на совещании, Губернатор оставил открытой обсужденную тему. Он еще раз подчеркнул, что необходимо во что бы то ни стало навести порядок в системе действующих в Ленобласти автозаправочных станций и добиться того, чтобы поступление доходов от их деятельности существенно увеличивалось и находилось под контролем отвечающих за это органов и ведомств. Валерий Сердюков отдал своим подчиненным отдельные поручения, направленные на усиление этого контроля, и попросил их доложить ему о проделанной работе в апреле 2005 года.