Posted 15 января 2005,, 14:12

Published 15 января 2005,, 14:12

Modified 2 апреля, 06:42

Updated 2 апреля, 06:42

Олигархи не хотят хранить яйца в российской корзине

15 января 2005, 14:12
Россия стоит на пороге очередного витка бегства капиталов за рубеж. Причина - действия властей, которые заставили бизнес опасаться нового политического кризиса.

В начале января на лентах информационных агентств появилось сообщение о покупке владельцем крупнейшего в России инвестиционного фонда "Ренова" Виктором Вексельбергом 12,77% акций швейцарского фонда недвижимости Zublin Immobilien Holding AG. Тут же возникли предположения о том, что эта сделка может быть частью более крупной игры, которая имеет целью вывод активов бизнесмена из России.

По оценкам представителей Вексельберга акции Zublin Immobilien обошлись ему в 30-35 млн. долларов. Состояние бизнесмена эксперты Forbes оценивают в $5,9 млрд., поэтому аналитики предположили, что настоящий размер инвестиций мог быть во много раз больше - вместе с акциями Вексельберг мог приобрести и активы самого фонда, которые составляют почти в $1,5 млрд. долларов.

Бизнесмен Артем Тарасов заявил, что несколько десятков миллионов долларов было заплачено только за акции фонда, но наверняка были куплены и сами активы. "Я не удивлюсь, если через некоторое время мы узнаем о покупке Вексельбергом целиком Давоса или чего-нибудь в этом роде" - сказал бизнесмен.

Безусловно, новость о покупке акций иностранного фонда недвижимости, столь известным российским предпринимателем (Вексельберг стал известен широкой общественности, когда купил в прошлом году 9 произведений Фаберже за 100 млн. долларов) не могли не заинтересовать СМИ. До сих пор российский бизнес в основном интересовали за рубежом приобретения в сырьевых и перерабатывающих отраслях, прямо или косвенно связанных с их собственным бизнесом внутри России. Исключением из этого правила стал лишь Роман Абрамович, купивший известный английский футбольный клуб. Компания "Ренова", принадлежащая Вексельбергу, основной бизнес ведет в области нефтегазовой промышленности и металлургии. Недвижимость до сих пор не входила в интересы компании.

Появившиеся слухи о выводе бизнесменом капиталов за рубеж, лишь демонстрируют нервозность экономического сообщества в ожидании серьезных изменений на рынке. По данным ЦБ РФ за прошедший год из России были вывезены 7,8 млрд. долларов. Результаты могли быть еще хуже, однако в виду необходимости кредитования сделки по покупке Юганскнефтегаза в декабре произошла некоторая концентрация средств в стране, которая также обусловила достаточно высокие показатели ввоза капитала. В результате за IV квартал 2004 года приток капитала в Россию составил 10,3 млрд. долларов.

Очевидно, что в настоящий момент Россия стоит на пороге очередного витка оттока капиталов за рубеж. Предыдущий пик переходится на 1999-2000 год, когда по оценкам Банка России из страны было вывезено порядка 45-46 млрд. долларов. Начиная с 2001 года этот процесс пошел на спад, и в 2003 году был зафиксирован рекордно низкий показатель 1,9 млрд. долларов. Казалось, что через некоторое время произойдет перелом и начнет обратный процесс - ввоз капиталов в Россию. Для этого, вроде бы были созданы все необходимые условия. Но экономическая политика государства 2004 году перечеркнула все достижения предыдущего периода.

По оценкам экономиста "Тройка-Диалог" Антона Струченевского, инвестиционный климат в стране во втором полугодии 2004 года значительно ухудшился. Бизнес получил много негативных сигналов и существует определенный застой и в экономическом развитии. Для оживления экономической активности нужен сигнал правительства о выборе экономической лини и поддержке либеральных реформ.

Существует несколько основных способов вывода капитала за рубеж. Во-первых, это совершенно законный вывоз капитала - совместные предприятия с целым рядом европейских стран. Во-вторых, деньги, которые предприниматели пытаются увести от грабительского налогообложения в России. В это случае за рубежом создаются офшорные компании или заключаются фиктивные договоры о поставках продукции из-за рубежа с предоплатой, а товары не поставляются, и деньги остаются за рубежом. В-третьих, это криминальный капитал, который не попадает в сводки ЦБ. Это доходы от торговли наркотиками, оружием, от рэкета и прочих незаконных видов деятельности. Для их сокрытия используются так называемые 'черные' офшоры, куда переводятся деньги через подставные фирмы, как их иногда называют - 'фирмы-фонарики', которые создаются на два-три месяца и затем закрываются.

Если проследить динамику оттока капитала, то становится понятно, что основным фактором, определяющим его объем, является стабильность политической ситуации. Рекорды 1999-2000 годов объясняются в первую очередь неопределенностью политического развития страны. Пи этом, например, в 1998 году, когда все аналитики предрекали дефолт, вывоз капитала был далек от показателей 1996 или 1999 года. В пользу "политической версии" говорит и то, что за IV квартал 2003 года наблюдался приток капитала в страну, несмотря на арест главы компании ЮКОС Михаила Ходорковского, когда всем основным игрокам рынка были понятны далекие от экономических соображений мотивы атаки на ЮКОС. Сигналом для бизнеса вероятнее всего послужили не сами по себе гонения на ЮКОС, а нестабильность, вызванная неумелыми действиями правительства, которая заставила сомневаться в надежности сохранения капиталов внутри страны и опасаться нового политического кризиса.

Григорий Добромелов, ИА "Росбалт"