Posted 28 февраля 2005,, 08:53

Published 28 февраля 2005,, 08:53

Modified 2 апреля, 06:27

Updated 2 апреля, 06:27

"Он сам совершил этот фантастический прыжок на воздушный шар". Что осталось за кадром "Турецкого гамбита". Часть II

28 февраля 2005, 08:53
О сложном: двадцать звезд и желудочный грипп

Зрителю может показаться, что самая сложная сцена в 'Гамбите' -это взлет и падение Фандорина с Варей на воздушном шаре. Но это не так. По словам режиссера, труднее всего было снять вполне мирную сцену? в журналистской палатке. Во-первых, потому что задействовано в ней два десятка именитых актеров, и всех их как минимум надо было вместе собрать. Во-вторых, сцена снималась 'длинным планом', когда камера работает непрерывно от начала и до конца эпизода. А это подразумевает железную дисциплину.

- Это было сродни балету, - рассказывает Файзиев. - Каждый должен был вовремя сказать реплику, сделать шаг, повернуться к другому. При этом по тому же небольшому пространству, пытаясь не влезть в кадр, бегают гример, звукорежиссер, осветитель с приборами. Балуев делает два шага, к нему подскакивает ассистент, поправляет микрофон. Бероев говорит реплику, поворот, ему поправляют грим.

А еще съемочную группу во время съемок этой сцены подкосил желудочный грипп. Так что многим актерам, которых мы видим в 'палатке', было совсем невесело.

О травмах: режиссер был ранен

Когда снималась сцена в подсолнухах (с нее начинается фильм), рядом с Егором Бероевым взорвался пиротехнический снаряд. Актера оглушило и сильно поцарапало.

- Дело в том, что пиротехника 'работает' в кадре красиво, когда взрыв происходит в опасной близости от актеров, - комментирует случившееся режиссер. - Поэтому важно, чтобы никто не ошибся. А в этом моменте все сошлось. Егор оступился, а пиротехник опустил голову, не видел этого и сомкнул провода.

Ольга Красько, сыгравшая Варю, дважды падала со скачущей лошади. Подвело неумение сидеть в дамском седле. А эта посадка 'бочком' куда опаснее, чем мужская.

Досталось и Джанику Файзиеву. На съемках батальной сцены осколок снаряда с расстояния в 20 метров попал ему в ногу, рана не заживала месяц, потом осколок весом 0,3 грамма все же извлекли, и теперь режиссер хранит его в память о 'Гамбите'.

О трюках: актеры или муляжи?

Те, кто посмотрит картину, наверняка усомнятся в том, что все трюки Егор Бероев выполнял без помощи каскадеров. Мы и сами было усомнились, но режиссер заверил, что дублеров у Фандорина действительно не было.

- Егор в силу своей бравости говорил: 'Я все хочу сделать сам'. Он сам совершил этот фантастический прыжок на воздушный шар, сам вместе с Варей - Ольгой Красько на нем болтался, сам свешивался с шара вниз головой. Сцена требовала каскадерской работы. Но мы заменяли актеров на муляжи только в тех эпизодах, когда фигура, например, летит в пропасть. Там же, где зритель видит лица, все по-настоящему.

Еще Бероев, умеющий прекрасно держаться в седле, на съемках осваивал скачки на лошади со страшно неудобными веревочными стременами. Более того, сцена в начале фильма, когда Фандорин залезает под телегу, цепляется за опоры и зависает между колес, а телега несется на бешеной скорости, тоже снималась без дублеров. Причем на точно такой же скорости, какую видит на экране зритель.

- Если бы мы сняли этот проезд медленно, а потом 'ускорили' лошадей при помощи технических хитростей, это выглядело бы неправдоподобно, - поясняет режиссер.

О грустном: красавец француз умер за день до приезда в Россию

Француз Дидье Бьенэмэ, сыгравший в фильме журналиста д'Эвре, умер за день до своего приезда в Россию на озвучание картины. В кругу семьи, от сердечного приступа. Красавцу с синими глазами было всего 43 года.

- Его фамилия состоит из двух частей: 'бьен' значит 'хорошо', а 'эмэ' - это любовь, - говорит Джаник Файзиев. - Есть поговорка, что имя - это судьба, вот у этого актера было говорящее имя. Он был очень хороший, удивительно любвеобильный, и его любила вся съемочная группа. Дидье страшно хотел сам озвучить картину. У него фантастический слух, и он так разошелся, что под конец съемок уже как-то объяснялся по-русски. В последний день он взял с меня слово, что никто другой его героя озвучивать не будет. 'Даже если у вас не хватит средств на мой приезд, я все равно приеду и буду работать бесплатно', - сказал он.

- Когда я узнал о его смерти, было ощущение, что мир стал серее. Я даже хотел остановить озвучание. А потом озвучил д'Эвре своим голосом. Мне показалось, что это единственный компромисс, который был бы принят Дидье. По-французски в фильме, кстати, остался его голос. Мы пошли на это даже при том, что немного пострадало качество звука.