Posted 11 марта 2005,, 07:02

Published 11 марта 2005,, 07:02

Modified 2 апреля, 06:23

Updated 2 апреля, 06:23

"Пятерочка" готова купить "Копейку"

11 марта 2005, 07:02

МОСКВА, 11 марта. На российском розничном рынке может произойти крупнейшее в истории слияние. Лидер рынка - 'Пятерочка' предложила владельцам сети 'Копейка' выкупить у них компанию. Как пишет газета 'Ведомости', цена в $500 млн. не кажется руководству 'Пятерочки' заоблачной.

Вчера главный исполнительный директор 'Пятерочки' Олег Высоцкий объявил, что его компания хочет поглотить другую сеть дискаунтеров - 'Копейку'. 'Мы уже сделали предложение о покупке 100% компании ее владельцам [менеджерам и финансовой компании "УралСиб"]', - пояснил он 'Ведомостям'. Он уточнил, что 'Пятерочка' готова купить и долю каждого из совладельцев 'Копейки' в отдельности. Срок, в течение которого действительно предложение, в компании не раскрывают.

На 'Копейку' не впервые сыскался покупатель. В 2002 г., поддавшись всеобщей моде на ритейл, контрольный пакет акций сети купил 'ЮКОС'. Тогда покупка обошлась ему в $40 млн. Но союз нефтяной компании и ритейлора оказался непрочным: год спустя основатели сети выкупили ее акции назад и перепродали 'УралСибу'.

'Пятерочка' мечтает объединить две сети в одну. 'Копейка' более остальных сетей подходит нам по формату', - объяснял 'Ведомостям' один из менеджеров 'Пятерочки'. Общий оборот сетей к концу 2006 г. может достигнуть $3 млрд., считает Высоцкий. Сама 'Пятерочка' в 2005 г. рассчитывает заработать $2 млрд.

Если пару лет назад менеджеры 'Копейки' активно искали инвестора, то сейчас они не спешат. 'Продается и покупается любая компания, если предложат хорошую цену. Но у нас нет цели обязательно продать 'Копейку', - говорит ее гендиректор Сергей Ломакин. К тому же к сети приценивается не только 'Пятерочка', утверждают менеджеры сети дискаунтеров. 'У нас есть и более конкретные предложения', - рассказывает Ломакин. А менеджер сети добавляет, что оферта 'Пятерочки' отнюдь не лучшая из имеющихся. В корпорации 'УралСиб' вчера сделку не комментировали - исполнительный директор по связям с общественностью 'УралСиба' Александр Вихров отметил только, что ему ничего о предложении 'Пятерочки' не известно.

С тех пор как 'Копейкой' интересовался 'ЮКОС', сеть подорожала в несколько раз: сейчас аналитики оценивают ее в $400-500 млн. По словам аналитика Альфа-банка Александра Свинова, стоимость розничных компаний 'взвинтил' 'Седьмой континент', который в ноябре разместил акции в РТС. Продажи 'Седьмого континента' не превышают $500 млн., а капитализация компании превышает $700 млн. 'Это задает определенный принцип при оценке розничных компаний', - объясняет Свинов. С этой оценкой согласен и сотрудник 'УралСиба'. Похоже, что 'Пятерочка' не прочь заплатить такие деньги. 'Если учитывать удачное размещение "Седьмого континента", оценка в $400-500 млн. кажется адекватной', - признает Высоцкий. Назвать цену, указанную в предложении, адресованном акционерам 'Копейки', он отказался.

Конкуренты не сомневаются, что у 'Пятерочки', заработавшей в 2004 г. почти $1,6 млрд., хватит ресурсов на поглощение конкурента. 'Деньги у "Пятерочки" есть. Недавно компания провела переговоры с несколькими частными инвесторами, обсуждая привлечение дополнительных средств', - рассказывает менеджер московской розничной сети.

Если сделка состоится, она станет крупнейшей в истории российского розничного рынка, прогнозирует Свинов из Альфа-банка. Купив 'Копейку', 'Пятерочка' превратилась бы в недосягаемого лидера среди непубличных розничных компаний и кандидатом номер один при IPO', отмечает Наталья Одинцова из 'Проспекта'. В 'Седьмом континенте' и 'Перекрестке' о возможной сделке узнали от 'Ведомостей'.

Сеть 'Пятерочка' состоит из 440 супермаркетов экономкласса в 12 регионах России, а также на Украине и в Казахстане. Магазины сети в Москве и Петербурге принадлежат дочерним предприятиям голландской Pyaterochka Holding, владельцы которой не раскрываются. Остальные магазины работают по франшизе. Оборот в 2004 г. составил $1,59 млрд. Владельцами ООО 'Торговый дом 'Копейка' являются финансовая компания 'УралСиб' (50%) и менеджеры 'Копейки' (30% акций принадлежат президенту компании Александру Самонову). Оборот всех 75 магазинов 'Копейки' в 2004 г. составил $420 млн.