Posted 30 мая 2005,, 11:36

Published 30 мая 2005,, 11:36

Modified 2 апреля, 05:54

Updated 2 апреля, 05:54

"Жмурки": сейчас они либо посажены, либо находятся при деле - в банках и законодательных собраниях"

30 мая 2005, 11:36
Осуществляя пристальный мониторинг отечественной кинопродукции, автор этих строк обнаружил, что в последнее время на широкие экраны выходят глубоко гуманистические произведения, свидетельствующие о нравственной чистоте и высоком интеллектуальном уровне нашего общества. Достаточно вспомнить новейшую историю хотя бы десятилетней давности, и мы обнаружим славных работников
"Бригады"
,
"Братьев"
, а также милых ребят, катящих на своем
"Бумере"
. "Теперь, - думал автор, - у нас покончено со всеми прошлыми пороками: бандиты либо посажены, либо находятся при деле в банках и законодательных собраниях"…

Но едва автор приступил к анализу этой отрадной тенденции, как откуда ни возьмись на него и всех прочих любителей российского кино обрушился новый бандитский эпос под названием "Жмурки".

Снял его не кто иной, как Алексей Балабанов – режиссер уже упомянутых фильмов "Брат" и "Брат-2", а также пронзительной "Войны". Но на этот раз, несмотря на то, что в самом определении жанра фильма – "беспредельная комедия" - есть зловещий холодок, это все-таки комедия. Повествует она о наших славных 90-х с их стрелками, разборками, распальцовками, мочиловками и прочими атрибутами периода первоначального накопления капитала.

Для воссоздания этой эпохи Балабанов позвал на съемочную площадку людей, звезднее которых на нашем экране, пожалуй, сыскать невозможно. Судите сами: тут вам (не братья) Андрей и Алексей Панины, Дмитрий Дюжев, Жанна Болотова, Татьяна Догилева, Алексей Серебряков, Дмитрий Певцов, Андрей Мерзликин, Юрий Степанов, Григорий Сиятвинда, Кирилл Пирогов, Виктор Бычков. Я уже не говорю о таких суперзвездунах, как Сергей Маковецкий, Виктор Сухоруков, Рената Литвинова, Гарик Сукачев. Ну а венчает этот "млечный путь" самый главный киношный человек нашего отечества Никита Михалков. Кстати, приятно, что мэтр не побрезговал ролью пожилого "пахана" и вовсю "оттянулся", максимально изменив и внешность, и актерский имидж. Право слово, ежели б не знаменитые усы, быть бы ему не узнанным. Ну как, скажите, можно признать всенародного Никиту Сергеевича в рыжем, волосатом и фиксатом престарелом уркагане с золотой цепью на вые и татуировками? На плече у него - громадный православный крест, а также название страны советов. И как положено, "на левой груди – профиль Сталина, а на правой – Маринка анфас…" Остальные криминальные парубки и дивчины – тоже хороши: гримерам удалось превратить приличных, симпатичных ребят в настоящих выродков, сделав им большие челюсти, маленькие лбы, шрамы, татуировки, etc.

Сюжет фильма крутится вокруг чемоданчика с героином. Саймон и Сергей либо вернут его Михалычу - главному местному авторитету, которого и играет Н.С., - либо распрощаются с жизнью. Два молодых беспредельщика знают только один способ конкурентной борьбы - выстрел в голову. Стреляют молодцы направо и налево, причем, без промаха. Кровища льется рекой. Кто-то подсчитал, что только за первые дни съемок было "пролито" большее 50 литров крови. "Фи, - скажет чистюля-зритель, - это уже было. У того же Тарантино в "Криминальном чтиве". А Балабанов и не скрывает вторичности своего "эпоса". Более того, даже подчеркивает то, что его фильм – почти калька с Тарантино. Что ж, может быть, в этом есть серьезный рыночный расчет…

Кстати, в этом "беспределе" "оттягивается" всласть не только Президент Московского международного кинофестиваля. Судя по всему, всем "звездунам" хотелось похулиганить и покуражиться. Например, Сергей Маковецкий в интервью заявил следующее: "Балабанов хотел создать одновременно арт-кино и "зрительскую" криминальную комедию, и есть ощущение, что ему это удалось. Я снимался в "Жмурках" с огромным удовольствием, ведь подобного "отморозка" в малиновом пиджаке мне играть еще не приходилось. То же самое могу сказать о своих партнерах по съемочной площадке - всем, включая исполнителей эпизодических ролей, хотелось похулиганить, ведь карикатурный сюжет к этому весьма располагал. В результате, на мой взгляд, получилось очень смешно". Кстати, Маковецкий был главным человеком на первом показе фильма, который состоялся … в Нью-Йорке. Местные менеджеры уговорили продюсера Сергея Сельянова запустить ее на американские экраны раньше российской премьеры, которая назначена на 2 июня. Сделано это, прежде всего, для того, чтобы опередить проклятых видеопиратов. Кстати, в Америке наши фильмы не выходили в широкий прокат со времен "Маленькой Веры". Так что можно сказать, что "Жмурки" начали новое стахановское движение по внедрению в американские массы нашего кино.

Есть опасность, правда, что рядовой американский гражданин решит, что "Жмурки" – это наше сегодня. И опять проголосует за каких-нибудь Джексонов-Веников с их "эмбаргами". Правда, я не уверен, что наш криминальный беспредел побегут смотреть "аборигены". Скорее всего, в кинотеатры повалит лишь "бывший наш народ". Время покажет. А пока будем надеяться, что наши тинэйджеры, нахохотавшись на этих жмурках-жмуриках, не захотят возродить нравы 90-х и не возьмут в свои неокрепшие ручонки "стволы и перья". Но авторы фильма, думаю, рассчитывали все же на разумных особей, в которых присутствует чувство юмора. Будем надеяться, что они – авторы - стали в этом смысле настоящими марксистами. Ведь, именно родоначальник марксизма-ленинизма заявил однажды, что человечество, смеясь, прощается с собственным прошлым…

Павел Подкладов