Posted 23 августа 2005,, 14:48

Published 23 августа 2005,, 14:48

Modified 2 апреля, 05:24

Updated 2 апреля, 05:24

К своему двадцатилетию МАКС обойдет Ле Бурже

23 августа 2005, 14:48
Об итогах и перспективах Московского авиакосмического салона рассказывает его почетный президент, руководитель Российской корпорации "Авиация", Герой России Магомед Толбоев.

Одним из самых ярких событий этого лета, бесспорно, стал авиасалон "МАКС-2005", который успешно завершился на днях в подмосковном Жуковском. В этом году авиасалон побил все рекорды: сотни тысяч посетителей, 42 страны-участницы и, конечно, большой объем продаж российской авиатехники и компонентов к ней, который составил $4 млрд. Результатами авиасалона оказались довольны все - и зрители, и организаторы, и участники. Об итогах МАКСа-2005 корреспонденту "Росбалта" рассказывает президент Российской корпорации "Авиация", почетный президент авиасалона МАКС, летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев.


- Магомед Омарович, как вы оцениваете итоги МАКСа-2005?

- Результаты превзошли все мои ожидания - и по количеству участников, и по качеству выставленной авиационной и космической техники, и по общественному и политическому вниманию к авиасалону. Сам факт прибытия короля Иордании и заключение контракта на $96 млн. в течение 2-3 часов - это очень о многом говорит. В целом за эти 5 дней были заключены контракты на общую сумму $2-2,5 млрд. Да и само количество посетивших МАКС зрителей побило рекорды. По нашим данным, в субботу было 600 тысяч человек - и это только в один день!

- В первые годы проведения МАКСа иностранные экипажи прилетали к нам под ваш личный авторитет. Заработал ли сегодня МАКС свой собственный авторитет?

- Ранее экипажи действительно прилетали под мой авторитет, более того, бесплатно, и платили за топливо здесь. Сегодня у авиасалона есть свой собственный авторитет и, благодаря ему, МАКС зарабатывает хорошие деньги, которые мы вкладываем в развитие авиационной отрасли. Авиасалон также сэкономил огромные деньги, ведь иностранные пилотажные группы прилетают бесплатно. Россия выигрывает от того, что они заправляются нашим топливом и платят за то, что стоят на нашей земле.

- Что нового, по сравнению с предыдущими годами, появилось в этот раз на МАКСе?

- Авиация - это такая отрасль, что каждые два года что-то новое представлять невозможно, ведь в высоких технологиях долгие годы уходят на разработку, на проведение опытно-технических и опытно-конструкторских работ. Тем не менее, в этом году на авиасалоне было представлено множество новинок авиации. Особо могу выделить принципиально новые системы управления МКИ и истребители МиГ-29ОВТ, новые двигатели и системы которых позволили этим самолетам (весом 30 тонн) находиться в воздухе в вертикальном положении.

- А что планировалось, но не удалось воплотить?

- Мы надеялись, что будут выставляться самолеты 6-го поколения, которые находятся у нас в разработке. К сожалению, их сейчас пока не разрешили показывать.

- Наибольший интерес у посетителей авиасалона вызвали "рука-робот" (размером примерно 50 см, с двумя шарнирами, металлическим пальцем и двумя встроенными камерами) и "матрешка" (выполнена в форме верхней части человеческого туловища в натуральную величину, по своим свойствам максимально приближена к телу человека, предназначена для изучения влияния космического излучения на человека). Будут ли эти аппараты использоваться у нас в стране?

- Конечно, для того мы их и создаем. Дело оборонной промышленности - создавать, а заказчиков - покупать. Пока возможности наших заказчиков не такие высокие, как у зарубежных. Всё это сделано для цивилизации, и нам неважно, кто это купит - мы всегда будем рады.

- Как вы можете прокомментировать то, что сейчас приостановлена эксплуатация самолетов ИЛ-96-300?

- Это нормально, что у любой авиационной техники в течение эксплуатации проявляются какие-то дефекты и износы деталей. ИЛ-96-300 - великолепный самолет, очень надежный. Что касается этого изъяна, который был заложен еще на уровне литья, когда делали образец, то это дело даже не высоких технологий, а брака, который произошел при отливке заготовки этой детали.
Не надо снимать самолет с эксплуатации. Давайте теперь по каждому слову изымать из эксплуатации машины, пароходы - из этого ничего хорошего не выйдет. Если бы это были конструктивные недостатки, то это долгая работа, многое пришлось бы переделывать, но так как это производственный дефект, то это мелочь.

- Что планируется в следующий раз на МАКСе?

- Превзойти самих себя и бросить вызов французскому авиасалону Ле Бурже и английскому Фарнборо.

- Как скоро, по вашему мнению, МАКС сможет догнать Ле Бурже?

- А как вы в целом оцениваете состояние российской авиации?

- Как больной, но надежной, которая пока что болеет, но обязательно выживет.

- И что для этого сейчас предпринимается?

- Сейчас идет реорганизация отрасли. Это очень длительная работа. Когда в стране происходит реформа экономики, перестройка в обществе, естественно, это касается и авиационной отрасли. В любом случае мы, ученые, умные люди, мы без драки, без шума за мизерную зарплату мирно идем вперед и создаем.

Беседовала Мария Чебатко, ИА "Росбалт". Москва