Posted 30 сентября 2005,, 22:06

Published 30 сентября 2005,, 22:06

Modified 2 апреля, 05:09

Updated 2 апреля, 05:09

Параллельные миры Магадана

30 сентября 2005, 22:06
"Петербургская параллель" - совместный проект ИА "Росбалт" и петербургской дирекции телеканала "Россия" - добралась до берегов Охотского моря. Конечной точкой маршрута петербургских журналистов стала знаменитая столица Колымского края.

"Петербургская параллель" - совместный проект ИА "Росбалт" и петербургской дирекции телеканала "Россия" - добралась до берегов Охотского моря. Конечной точкой маршрута петербургских журналистов стала знаменитая столица Колымского края.
Как оказалось, в Магадане, бывшем одним из главных "островов" ГУЛАГа, а позднее - городом, куда ехали "за длинным рублем", сейчас нет ни лагерей, ни по-настоящему высоких зарплат. Зато есть много параллелей с Северной столицей и другими городами, расположенными на широте Петербурга.
Подобно творенью Петра на невских болотах, Магадан возник в 1930-е годы исключительно по воле верховной власти, для решения стратегической задачи того времени - освоения богатейших недр Северо-Востока страны. Так же, как Петербург, Краснотурьинск и Стрежевой, Магадан строился подневольным трудом и стоит на костях погибших здесь людей. История этого города заслуживает того, чтобы остановиться на ней подробнее.

"Комбинат особого типа"

1 ноября 1931 года постановлением Совета труда и обороны за подписью Сталина для освоения Колымы и Чукотки был учрежден трест Дальстрой, курировавшийся наркомом внутренних дел Генрихом Ягодой, а затем непосредственно вошедший в состав НКВД. 4 февраля 1932 г. на берег глубоководной Нагаевской бухты высадилось руководство свежеиспеченного треста во главе с его первым начальником - комиссаром госбезопасности Эдуардом Берзиным, в недавнем прошлом - командиром дивизии латышских стрелков, охранявших Ленина и Кремль (многие земляки и однополчане Берзина заняли ключевые посты в Дальстрое). Вместе с ними прибыли геологи и инженеры в погонах, а также первая группа заключенных и конвоиров. А уже 1 апреля 1932-го у Дальстроя официально появился неисчерпаемый источник рабочей силы - Управление Северо-Восточных лагерей (Севвостлаг) ГУЛАГа НКВД СССР.

Помимо заключенных - уголовных и политических, в числе магаданских первооткрывателей были и добровольцы: приехавшие по призыву партии комсомольцы и бывшие солдаты Дальневосточной армии. Впрочем, условия их жизни и труда практически ничем не отличались от зековских, и большинство добровольцев вскоре полегло в колымской земле. В первые годы Дальстроя немало специалистов - от горных инженеров до журналистов - приехало в Магадан из Ленинграда и Москвы. Те, кому удалось здесь выжить, позже составили основу местной интеллигенции.

Масштабы и темпы освоения Колымы поражают и сейчас. Разведка и освоение золотоносных месторождений, строительство Магадана, рудников и лагерей, пробивка в тайге тысячекилометрового Колымского тракта шли одновременно, несмотря на тяжелейшие климатические условия, отсутствие техники и транспортную недоступность этих мест, имевших сообщение с большой землей по морю только в период летней навигации. И всего через пять лет, в 1937 году, уровень добычи золота составил 51,5 тонны (!), а число тех, чьим подневольным трудом оно было извлечено из недр, превысило 80 тыс. человек. В Кремле могли быть довольны - бесплатные жизни заключенных здесь быстро "конвертировались" в благородный металл.

В Магадане и на Колыме тогда нашлось место многим из тех представителей советской элиты, кого затронула первая волна репрессий: к примеру, бывший начальник Ленинградского ОГПУ Филипп Медведь, сосланный после убийства Кирова, возглавил Южное горно-промышленное управление Дальстроя, а его бывший зам. Запорожец - транспортное предприятие. Вероятно, тогда этим людям казалось, что здесь, в глухой тайге, далеко от Лубянки, они смогут пережить наступившие лихие времена. Не получилось...

В 1937 году руководство Дальстроя и Севвостлага было обвинено в "создании антисоветской правотроцкистской организации, вредительстве в золотодобывающей промышленности и подготовке вооруженного восстания с целью свержения Советской власти и передачи Колымы под протекторат Японии". Полновластный "генерал-губернатор" Колымского края Эдуард Берзин, его окружение, лагерное начальство, тысячи простых сотрудников Дальстроя и заключенных Севвостлага были расстреляны по приговорам "троек".

После массовых расстрелов "комбинат особого типа", как называл Дальстрой "отец народов", заработал с удвоенной силой. К концу 1940 г. в Севвостлаге - почти 177 тыс. заключенных, в тот год ими добыто 80 тонн золота (этот "рекорд" на Колыме не превзойден до сих пор). После войны в Магадан привезли новых несчастных - бывших военнопленных, репатриированных из Германии и Китая граждан и повторно репрессированных по 58-й статье "политических". Многие из них нашли свою смерть в появившихся к тому времени урановых рудниках. К 1953 году под властью Дальстроя и Севвостлага находилось 3 млн. кв. км - 1/7 территории Советского Союза!

"Превратим Севвостлаг НКВД в единый стахановский коллектив", - гласит лозунг, "украшавший" собой один из колымских лагерей. Здешние "стахановцы" работали в копях по 10-16 часов день, используя самые примитивные орудия, умирая от истощения, цинги, туберкулеза и многих других болезней. Невыполнение нормы выработки каралось сокращением пайки, что было первым шагом к голодной смерти, за непослушание "вертухаям" зеков могли на ночь лишить дров, что грозило гибелью от холода, попытка побега (читай, самоубийства, поскольку бежать с Колымы невозможно) - приговором на 25 лет, а сопротивление террору уголовников сулило "легкую" смерть от ножа или удавки...

Под конвоем в Магадане (получившем статус города в 1939-м) и на Колыме оказалось немало тех, чьи имена потом станут известны и почитаемы. Будущий главный ракетный конструктор Сергей Королев, талантливый изобретатель Лев Термен, артист Георгий Жженов, биолог Владимир Мохнач (в лагере он создал препарат "Иодинол"), поэт Анатолий Жигулин, автор "Крутого маршрута" Евгения Гинзбург, автор "Колымских рассказов" Варлам Шаламов, многие другие общественные деятели, ученые, писатели, врачи, режиссеры... Им посчастливилось выжить. От тех же, кто навсегда остался на Колыме, сохранились лишь деревянные могильные колышки с номерами, выбитыми в днище консервных банок, полуистлевшая одежда да стоптанная обувь, которую до сих пор находят на месте бывших зон.

В наши дни память колымских жертв ГУЛАГа увековечил мемориал "Маска Скорби", сооруженный в 1996 году по проекту Эрнста Неизвестного на склоне магаданской сопки Крутая, где когда-то находился транзитный лагерь, в котором распределялись по рудникам и приискам вновь прибывшие заключенные. Этот стоящий над городом монумент, окруженный стелами с названиями всех колымских лагерей и символами всех религий - предмет гордости магаданцев, подтверждение их исторической памяти и одна из главных достопримечательностей города. Отметим, что в сооружение мемориала, вместе с другими россиянами, внесли свою лепту власти Санкт-Петербурга и простые петербуржцы.

А многочисленные материальные и документальные свидетельства трагической истории Магадана и Колымы хранятся в областном Краеведческом музее, "лагерная" экспозиция которого производит неизгладимое впечатление - посетители говорят здесь только шепотом.

"Мой друг уехал в Магадан - снимите шляпу..."

Помня о сталинском прошлом, нынешние жители Магадана подчеркивают, что их город в большей степени все-таки является продуктом более поздней советской истории. Того удивительного времени, когда сюда, как пел Владимир Высоцкий, "не по этапу" поехали романтики с дипломами столичных вузов, молодые инженеры, не желающие прозябать на зарплату в 100 рублей, квалифицированные строители, опытные артельщики, люди многих рабочих специальностей, умеющие работать и желающие хорошо зарабатывать. В 60-е-70-е годы средний возраст магаданцев не превышал 30 лет. В те годы было построено большинство городских зданий, созданы предприятия, выпускавшие технику для горняков, геологов, строителей и рыбаков, появились птицефабрики и рыбокомбинаты, научные организации и вузы.

А вот другой пример, о котором нам поведал замдиректора ТРК "Магадан" Григорий Френкель. На сопке в центре города возвышается телевышка. Ее примечательность в том, что поставлена она была за несколько лет до появления в Магадане первого телепередатчика, причем сделали это молодые строители города не по приказу партии и правительства, а по собственной инициативе, из "сэкономленных" металлических конструкций и с помощью друзей-вертолетчиков. И телевидение в Магадане появилось раньше, чем во многих других городах страны.
Люди здесь не ждали, когда наступит "светлое будущее", они создавали его собственными руками. А материальный интерес органично дополнялся чувством сопричастности к большому общему делу. Как говорит опытнейший магаданский журналист Сергей Садетов, в то время бытовала присказка: "Зачем человек приехал в Магадан? Сначала он приехал, чтобы заработать, а потом перевоспитался".

И все же - далеко не все смогли "перевоспитаться". Проблема самоидентификации населения, которая есть в Северной столице и других регионах "Петербургской параллели", здесь приобретает ключевое значение, поскольку от нее зависит решение главного вопроса - уезжать или оставаться? "Магадан - город интенсивного и трудного самоопределения и духовного поиска. Люди здесь не могут жить по сценариям центральных районов страны и вынуждены выстраивать свою жизнь по-иному", - говорит завкафедрой психологии Северного международного университета (СМУ) Владимир Серкин. Он считает, что еще в советские времена под будущее Магадана была заложена "мина замедленного действия": "В основном люди ехали сюда не жить, а заработать. Это стало психологической причиной оттока населения, начавшегося еще в конце 80-х".
В эпоху реформ негативная миграционная ситуация, а проще говоря, массовый отъезд людей трудоспособного возраста и молодежи, стал главной головной болью Магадана, тянущей за собой множество других проблем.

Золото, рыба и... бедность

За последние 5 лет число магаданцев сократилось со 131 тыс. до 107 тыс. человек. Но главное даже не в этом - "уезжают лучшие", в один голос говорили наши собеседники. И если еще в 90-е годы некоторые возвращались в Магадан, не найдя себе достойной работы в европейской России и на Украине, то сейчас уезжают безвозвратно: люди среднего возраста - в столицы, а молодежь - еще и за границу. И хотя в последнее время в Магадан активно переселяются жители области, это не решает проблемы - буквально во всех отраслях городской экономики и в бюджетной сфере ощущается нехватка опытных, квалифицированных кадров. Места уехавших спецов занимают люди невысокого профессионального уровня, зато имеющие протекцию.

Так в Магадане возникла на первый взгляд парадоксальная ситуация - кадровый голод при одновременной невозможности найти высокооплачиваемую работу без "блата" и резкое сужение карьерных перспектив для молодежи. Однако, это вполне объяснимо: отъезд лучших специалистов "опускает" городскую экономику, она съёживается, монополизируется, остающиеся рабочие места закрепляются за "своими", а их невысокая квалификация только ухудшает положение предприятий, что опять подталкивает к отъезду тех, кто перестает видеть для себя перспективы в Магадане. Замкнутый круг...

Одна из главных причин продолжающегося оттока населения проста - невысокий уровень зарплат, несопоставимый с уровнем магаданских цен, которые в 1,6-1,8 раза превышают среднероссийские. Как отмечает завкафедрой экономики и финансов СМУ Виталий Задорин, не следует забывать о том, что северянам для нормальной жизни нужно более калорийное питание, более теплая одежда, а также дополнительные средства на то, чтобы летом выбраться на отдых. А, например, билет на самолет до Москвы или Петербурга (в один конец) стоит примерно 14 тысяч рублей - что равно среднемесячному заработку магаданца, работающего на крупном предприятии. Таким образом, чтобы семья из трех человек могла съездить в столицу и вернуться домой, главе семьи только за билеты придется отдать как минимум полугодовую зарплату!
В еще более трудном положении находятся работники мелких предприятий (таких в Магадане большинство), чьи зарплаты не превышают 8-10 тыс. руб., бюджетники (их доходы еще ниже), и уж совсем плохо здесь неработающим пенсионерам, которые не в состоянии нормально питаться и лечиться, годами не видят своих детей и внуков, уехавших из Магадана.

Но... северяне не привыкли ждать милостей ни от властей, ни от природы. И если не хватает зарплаты и пенсии, чтобы свести концы с концами, они идут на охоту, собирают в окрестностях города ягоды и грибы, выходят на лодках в море... Для многих дары природы стали единственным источником дохода, и они уже принципиально не ищут себе официального заработка. Кажется, социологи называют это архаизацией общества...

На берегу бухты Гертнера мы наблюдали возвращение троих рыбаков, отловивших в течение часа 8 прекрасных крабов. Держа их за щупальца, мужики с удовольствием позировали телекамере, сообщив нам, что это - их подарок другу на юбилей. Цена подарка, по ценам магаданского рынка, составила 2-2,5 тыс. рублей. Кстати, лицензии на вылов краба в непромышленных количествах здесь не требуется.

Как рассказывали нам магаданцы, многие из них давно уже отказались от дорогого мяса, самостоятельно заготавливая на зиму рыбу и другие морепродукты. Красная рыба разных видов составляет здесь основу рациона, она жарится, солится, вялится и морозится, из нее делают фарш для котлет и пельменей. Ну и, разумеется, где рыба, там и икра! Понятно, что помимо лицензированного вылова, массовый характер приобрело браконьерство, что не замедлило сказаться на запасах биологического сырья в Охотском море.
Однако пока это "цветочки" по сравнению с оленьим "геноцидом", постигшим Магаданскую область - численность рогатых животных упала за годы реформ с 1 млн. до 100 тыс. голов. На Круглом столе невесело пошутили, что оленя на гербе города и области пора заменить чайкой, сидящей на помойке. Знакомый петербургский образ, не так ли?

"В Москве забыли, что такое Север"

Отношение магаданцев к федеральной власти в основном совпадает с тем, что было отмечено в других городах "Петербургской параллели" - люди не видят в действиях Москвы ни продуманной экономической стратегии, ни подлинного, а не показного патриотизма, ни заботы об интересах регионов и простых граждан. Зато четко видят нежелание большинства московских чиновников задумываться о том, что происходит за пределами МКАД, их пренебрежительное отношение к северянам, "компьютерный" подход к экономике и гримасы "либерального фундаментализма".
Однако есть здесь и свои особенности восприятия политики центра: дело в том, что магаданцы прекрасно осведомлены о том, как относятся к своим "северам" в недалеких отсюда Соединенных Штатах. Этой информированности весьма способствует то, что городом-побратимом Магадана является Анкоридж - столица Аляски.

"Экономические особенности северных и приравненных к ним территорий, в отличие от США, Канады, Норвегии, в России не учитываются никак - говорили участники магаданского Круглого стола и наши магаданские собеседники. - Российскому северу, любая экономическая деятельность на котором связана с огромными издержками, нужен специальный налоговый режим, определенные преференции, возможность развивать свободные экономические зоны. А у нас каждый год при формировании бюджета пытаются отнять северные надбавки, обвиняя северян в нахлебничестве и "уравнивая" Колыму с Кубанью".

Дорога к Храму

Несмотря ни на что, остающиеся в своем городе магаданцы верят в его успешное будущее. "Низшая точка уже пройдена", - уверенно говорят они. И открывают современные супермаркеты и уютные ювелирные магазины, покупают дорогостоящее оборудование для ремонта японских иномарок, царящих на магаданских улицах, ставят памятники землякам, погибшим на давних и недавних войнах, проводят фестивали народного творчества и съезды северных городов, высаживают цветы, обновляют фасады и дороги, круглогодично освещают свой город новогодними гирляндами и... находят свою дорогу к Храму.

Главным и самым светлым символом Магадана уже сейчас стал поднявшийся на 75 метров православный Свято-Троицкий собор. Бригадир монтажников Владимир Гончаренко, проведший нас по зданию снизу доверху, не скрывал того, как много еще предстоит сделать, чтобы этот столичного масштаба собор открылся прихожанам и гостям Магадана во всем своем великолепии. Но уже через несколько дней в храм придет тепло, а значит не за горами и внутренние отделочные работы, роспись сводов и создание иконостаса. И главная площадь Магадана, с которой перенесли в другое место ленинское изваяние, станет Соборной площадью...

"Нам необходимо восстановить святость и неприкосновенность человеческой жизни", - сказал в ходе Круглого стола епископ Магаданский и Синегорский Гурий. Эти слова по-особому звучат в городе, который долгое время был одним из символов людских страданий и смертей. Навсегда закрытые лагеря, скорбные памятники их жертвам, храмы, где можно помолиться за ушедших и живущих, заставляют поверить в то, что слова здесь не разойдутся с делами. Как и принято у сильных людей, живущих на петербургской параллели.

Владислав Краев, ИА "Росбалт". Магадан - Санкт-Петербург