Posted 12 октября 2005,, 09:13
Published 12 октября 2005,, 09:13
Modified 2 апреля, 05:06
Updated 2 апреля, 05:06
В понедельник и вторник Мурманская область стала основным поставщиком экономических новостей для центрального телевидения, федеральных и местных газет, ведущих информационных агентств. С размахом прошло открытие моста через Кольский залив, россияне пусть вкратце, но узнали о развитии Мурманского транспортного узла, мельком проскочили сообщения о проблемах в рыбной отрасли и промышленности региона. Внимание к Мурманску было вызвано приездом премьера российского Правительства Михаила Фрадкова в окружении министров и высоких чиновников для обсуждения проблем социально-экономического развития Мурманской области, поиска точек дальнейшего экономического роста и выяснения, как разграничивать полномочия между федеральным центром и регионами.
Кружки по интересам
Собственно "интересы" федерального Правительства в Мурманской области сосредоточились вокруг двух основных моментов. Во-первых, как удвоить пресловутый ВВП и дать рост экономике? Во-вторых, нужно ли федеральному центру делить полномочия с губернаторами, и если да, то сколько и каких полномочий им следует отдать?
Буквально за день до визита в Мурманскую область на Интернет-сайте Правительства РФ были опубликованы "Дополнительные меры, направленные на ускорение темпов экономического роста". Несмотря на "дополнительный" заголовок документ выглядит самостоятельной программой действий премьера Михаила Фрадкова. Именно за отсутствие "экономического лица" главу кабинета критиковали со всех сторон. Но, теперь, похоже, он определился по многим принципиальным экономическим вопросам, споры вокруг которых, в том числе внутри самого Правительства, шли уже много месяцев.
Кстати, во время совещаний в Мурманске стало очевидным, что "кабинет министров" - есть весьма условное понятие, поскольку разрозненность и разнонаправленность министерств и подотчетных им ведомств была столь явной, что порой даже сам Фрадков не мог выяснить, кому он давал поручение и кто тормозит принятые решения. Впрочем, если внимательно изучить "дополнительную" экономическую программу премьера и его замечания по этому поводу, высказанные в Мурманской области, станет ясно, что Фрадков намерен стать неким оплотом для крупного бизнеса, благодаря которому и будет достигнут экономический рост.
Второй наиболее важный и весьма болезненный момент - разграничение полномочий. Именно на премьера Владимир Путин возложил обязанности как можно скорее подготовить качественный законопроект о передаче части полномочий из центра региональным властям. Однако многочисленные федеральные структуры фактически саботируют это указание. Полномочия - это деньги. Понятно, что различные структуры за эти деньги борются. И именно на этой почве дают отличные всходы экономические конфликты между регионами и федеральными властями. Если в федеральном Правительстве и существует определенное сопротивление данному процессу, то Фрадков, возможно, пытается сформировать пул из региональных политиков, сильных лоббистов, которые поддержали бы передачу полномочий и помогли быстрее ее реализовать.
Интересы Мурманской области в связи с этим достаточно прозрачны и понятны. Во-первых, решить все проблемы, которые регион не может разрешить без помощи федерального Правительства из-за многочисленных бюрократических проволочек. Обратить внимание на экономические программы и бизнес-проекты, которые требуют либо государственного участия, либо государственных гарантий, либо дополнительных бюджетных вливаний.
Во-вторых, область стремится забрать на себя часть полномочий, с которыми так не хочет делиться федеральный центр. И, в-третьих, еще раз доказать федеральному центру, что "мы тут не лаптем щи хлебаем" (цитата губернатора Юрия Евдокимова), а тоже кое-что можем. Не только встретить высоких гостей на высшем уровне, но и свои интересы пролоббировать, и на ушко премьеру шепнуть, когда следует, и внимание его обратить на что нужно.
Особенности местного лоббизма
Перед главой области стояла достаточно сложная задача: за два дня, пока премьер-министр и многочисленные министерские чиновники находились в Мурманске, не только региональные интересы продвинуть, но и себя показать. Программу-максимум Юрий Евдокимов отработал с блеском: показал, что полностью владеет ситуацией во всех отраслях экономики, способен быстро дать ответ на самые заковыристые вопросы, внятно и доходчиво объяснить проблемы и даже иногда поставить своими замечаниями в тупик министерских чиновников. Словом, у губернатора на все была своя точка зрения, которую он и высказывал, иногда по-хозяйски резко, иногда полушутя, а порой и весьма требовательно.
Например, губернатор сразу же взял быка за рога, когда речь зашла о возможностях экономического роста. "Когда вы сможете выйти на удвоение ВРП?" - спросил премьер-министр. И Евдокимов не растерялся. Первым проектом, который он лоббировал, стало строительство второй очереди Кандалакшского алюминиевого завода. "Без этого проекта у нас никакого удвоения не будет", - сказал губернатор и пошел в атаку. Он чихвостил правительственных чиновников, которые в бюрократических недрах затирают предложения Мурманской области, кивал в сторону Президента, который дал поручение Правительству, а поручение не выполняется.
"А где, где поручение-то?" - спрашивал Михаил Фрадков. Выяснилось, что поручение действительно имеется, только гуляет из одного министерства в другое. Против строительства завода выступают атомщики, недовольные тем, что им придется отпускать по заниженным тарифам энергию для алюминиевого гиганта, за которым маячит фигура олигарха Виктора Вексельберга. Почти полчаса собравшиеся выясняли, какое из министерств тормозит главную надежду на удвоение ВРП Мурманской области. Так до конца не разобравшись, решили все же ускорить сроки рассмотрения и быстрее сесть за стол переговоров.
Еще одной частной структурой, о которой замолвил слово губернатор, стало Мурманское морское пароходство. По словам Евдокимова, ледоколы нужно обязательно оставить в доверительном управлении этой замечательной судоходной компании, более того, следует немедленно передать ей в доверительное управление и ремонтную базу ледоколов - государственное предприятие "Атомфлот". Если Правительство РФ не озаботится ледокольной проблемой сейчас, то Россия может потерять свое присутствие в Арктике. Взяв на заметку эту проблему, Михаил Фрадков попытался обозначить и другие болевые точки мурманской промышленности. Спросил о банкротстве военных судоремонтных заводов, заинтересовался ситуацией в Ловозерской горной компании.
Недождавшись, пока губернатор вспомнит о проблемах его предприятия, гендиректор ОАО "Апатит" Алексей Григорьев взял слово сам. Он рассказал об аресте счетов компании налоговыми органами и заявил, что остановка градообразующего предприятия может привести к социальному взрыву в Кировске и Апатитах, попросил не связывать апатитовый гигант с делом ЮКОСа и выразил надежду на помощь со стороны Правительства. Повисшая в воздухе после выступления Григорьева почти минутная пауза могла свидетельствовать лишь об одном - Правительство РФ, скорее всего, не будет вмешиваться в процессы, происходящие на комбинате. Да и ВРП области "Апатит" вряд ли способен теперь удвоить.
Рассказ о возможных точках экономического роста, Юрий Евдокимов плавно перевел в решение второй по важности задачи - разграничения полномочий. Видно, что к этому вопросу глава региона подготовился основательно. Цифры, которые он приводил, были весьма убедительны, а цитаты - образны. Губернатор посетовал, что до административной реформы на территории области работали 3210 федеральных чиновников. После "сокращения" их стало на 600 человек больше. 'Расплодившиеся' федеральные чиновники мешают даже друг другу. Например, выдавать разрешения на вылов рыбы должен Россельхознадзор, но по инерции этим занимается и 'Мурманскрыбвод'. В итоге, по словам Евдокимова, инспекторы, вместо того чтобы ловить нарушителей, следят друг за другом.
Но главная проблема связана с абсурдностью критериев, по которым делятся полномочия между центром и регионами. "Если рядом с федеральной пожарной частью горит жилой дом, то она не может послать туда своих работников, так как тушение жилого массива - прерогатива региональных пожарных служб", - возмущался губернатор. Правда, по поручению Президента были подготовлены поправки, которые должны наладить положение: 114 полномочий делегируются центром в регионы. Но губернаторам от этого легче не стало - в ходе согласования поправок федеральные ведомства развернули настоящую войну за свои полномочия. В результате от первоначальной идеи осталось немного.
Михаил Фрадков обнадежил главу региона, заявив, что Правительство РФ подумывает о передаче еще одной порции полномочий в регионы. Но небескорыстно: чем больше власти получат губернаторы, тем больше будет и спрос с них.
Таким образом, уже в первый день визита обозначив для себя возможные ответы на поставленные глобальные задачи, обе стороны - и губернатор, и премьер-министр - остались довольны и собой, и друг другом.
Туманные перспективы
Что же до перспективных проектов Мурманской области, то, можно сказать, что они были взяты на правительственный контроль, но не более того. Например, министр транспорта Игорь Левитин долго рассказывал о широкомасштабном проекте по развитию Мурманского транспортного узла. Однако объемы предполагаемых инвестиций, увеличение пропускных мощностей железной дороги и Мурманского торгового порта, даже создание особой экономической зоны на западном берегу Кольского залива не вызвали особого воодушевления Фрадкова. После доклада Левитина он задал пару конкретных вопросов, которые пока остались без ответа. Например, после того как генеральный план по реконструкции транспортного узла будет реализован и деньги освоены, удастся ли сформировать необходимую грузовую базу? Другими словами, будет ли найден тот объем грузов, на которые Минтранс рассчитывает? И если Мурманский торговый порт и его основные инвесторы из компании "Кузбассразрезуголь" сообщили о своей готовности увеличить грузопоток, то генеральный директор Мурманского морского пароходства Медведев отметил, что компания вовсе не связывает свои перспективы с трассой Севморпути. Пароходство имеет договоры с "Роснефтью" на вывоз углеводородов, но говорить об увеличении этого грузопотока пока нельзя.
"Тема грузовой базы Мурманского транспортного узла явно недоработана", - отметил премьер-министр и предложил еще раз детально над ней поразмыслить.
Еще более туманные перспективы у проекта под кодовым названием "Нефть Арктики вот-вот накормит всех мурманчан". И хотя Юрий Евдокимов говорил, что если нефть и газ, добытые на шельфе, пойдут на экспорт через Мурманский торговый порт, то это подхлестнет развитие региона, выяснилось, что из 15 открытых месторождений лишь по двум ведется активная геологоразведка. Представители предприятий, занимающихся разведкой шельфа, просили у Фрадкова достаточно простых решений: увеличить финансирование и восстановить единую государственную структуру, отвечающую за проведение геологоразведочных работ. Но у Минприроды, похоже, иные приоритеты. Как сообщил на совещании глава этого министерства Юрий Трутнев, до конца года на заседании Правительства должен быть рассмотрен комплекс мер по освоению шельфа. Но пока центр даже не определил, какие нефтегазовые регионы России развивать в первую очередь: шельф, Западную Сибирь или Восточную. По словам Трутнева, перспективы будут ясны только после того, как вступит в силу закон о недрах, который только-только готовится рассмотреть Госдума.
В конце совещания премьер-министр Михаил Фрадков еще раз заметил, что два дня, проведенные в Мурманской области, Правительство отработало достаточно эффективно: "Мы многое посмотрели, обсудили, посовещались, послали друг другу необходимые сигналы". Теперь региону важно понять, что все эти сигналы направлены на решение одной задачи - удвоение ВВП. По словам Фрадкова, Президент повторяет эту задачу, как пароль. Расшифровать этот пароль и сделать рывок вперед - такая цель поставлена перед руководством Мурманской области.
Екатерина Иванова, ИА "Росбалт", Мурманск