Posted 19 октября 2005,, 10:41

Published 19 октября 2005,, 10:41

Modified 2 апреля, 05:02

Updated 2 апреля, 05:02

Хватит пугать себя "китайской угрозой"

19 октября 2005, 10:41
Вместо культивирования страхов перед "китайским нашествием" россиянам пора научиться извлекать выгоду из соседства с Китаем, уверен эксперт Тихоокеанского центра стратегических разработок Герман Зверев.

Вместо культивирования непродуктивных страхов перед "китайским нашествием" россиянам пора научиться извлекать выгоду из соседства с Китаем, уверен директор Института финансового анализа регионального фонда "Тихоокеанский центр стратегических разработок" Герман Зверев.


- Герман Станиславович, актуальна ли для российского Дальнего Востока "китайская угроза", о которой столь часто говорится в последнее время?

- На мой взгляд, мы себя сами запугали китайской опасностью, и это мешает нам выстраивать нормальные, выгодные для нас отношения с Китаем. Из-за этого мы перестаем интересовать Китай в качестве серьезного и равноправного экономического партнера. А ведь КНР сейчас очень серьезно зависит от нас. Половина импортируемых Китаем удобрений - удобрения из России. Две трети леса, который Китай покупает за рубежом - это русский лес. Пять лет назад китайцы прекратили вырубать свой лес, они полностью зависят от поставок нашего леса - и наши же цены за эти годы "утоптали" процентов на 80! Вместо того чтобы проводить политику выгодной для себя реализации природных ресурсов, мы продаем их беспорядочно, через множество посредников, не получая за товар нормальной цены.

Страх парализует мысль. Как только мы начинаем пугать себя китайской угрозой, мы сразу же забываем об элементарной арифметике и законах экономики. Нужно прекратить себя запугивать и переходить на язык, хорошо понятный китайцам - на язык купцов.

- Насколько сильно в Приморье влияние китайского бизнеса?

- В Приморском крае Китай присутствует весьма основательно и серьезно, прежде всего - в оптовой торговле китайским же товаром. Здесь много китайских торговцев, во Владивостоке и Уссурийске они контролируют несколько крупных вещевых и овощных рынков. Но это же не вся экономика! Зависимость Приморья от Китая в других секторах потребительского рынка также ощущается, но многими товарами наряду с китайцами успешно торгуют и российские коммерсанты.

В строительстве Китай пока что практически не представлен, к сожалению. На мой взгляд, приход китайских строительных компаний и технологий позволит снизить стоимость квадратного метра жилья во Владивостоке с $1000 до $400. Еще раз повторяю: во взаимоотношениях с китайцами нужен купеческий подход, он выгоден для нас.

- А как вы относитесь к миграции китайцев в Россию? Звучат опасения, что наша рабочая сила окажется неконкурентоспособной в сравнении с китайской...

- К сожалению, у нас сейчас ощущается колоссальный дефицит рабочей силы. По оценкам демографов, на всем Дальнем Востоке всего 600 тыс. более-менее здоровых и малопьющих мужчин в возрасте от 25 до 45 лет, способных работать в горной промышленности, в море, в металлургии, в сборочном производстве...

- Значит, экспансия неизбежна?

- Россия сейчас может развиваться только за счет управляемой миграции. Конечно, лучше, если к нам приедут русскоязычные люди из ближнего зарубежья. Но если их нет, а экономике требуется рабочая сила - значит, нужно найти такой способ привлечения сюда мигрантов, чтобы они давали нам больше, чем получали бы сами. Другого варианта нет.

В начале прошлого века этот вопрос был решен просто: сюда приехали безземельные крестьяне с центральных областей Украины - 174 тыс. человек. Отсюда и названия многих населенных пунктов Приморья - Полтавка, Черниговка... Где мы сейчас найдем такой человеческий ресурс?

- Как вы оцениваете недавние масштабные российско-китайские маневры?

- Проведение этих маневров - очень значимый и знаковый факт. Напомню, до этого совместные учения с Китаем проходили полвека назад, в середине 1950-х годов. Военные маневры очень важны для межгосударственных отношений, но их значение этим не ограничивается. Дело в том, что российские и китайские военные - это именно те группы населения наших стран, которые с наибольшей настороженностью относятся друг к другу. Они традиционно являются представителями консервативной точки зрения на развитие отношений РФ и КНР. Особенно это относится к китайским военным, которые всегда были носителями националистического взгляда на внешний мир. И если эти две наиболее осторожные группы начинают находить между собой общий язык, начинают напрямую говорить и доверять друг другу, значит и более мобильные группы - банкиры, торговцы, промышленники, ученые, студенты - будут сотрудничать еще успешнее. Поэтому прошедшие совместные учения играют колоссальную положительную роль для деловой атмосферы между Россией и Китаем.

- В сентябре ряд дальневосточных регионов, в том числе Приморский край, одновременно посетили сразу три федеральных министра - экономики, транспорта и природных ресурсов. Чувствует ли Приморье внимание федерального центра к своим проблемам?

- Для того чтобы проявились благотворные последствия этих визитов, их должно быть много, и должно пройти определенное время. В качестве исторического примера: с 1893 по 1900 годы сюда приезжали наследник императорского престола, председатель комитета министров, министр железных дорог. В результате появился Транссиб, мощный порт Владивосток, а город получил статуc "порто-франко" [ит. porto franco - свободный порт; т.е., пользующийся правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров - прим. "Росбалта"].

В наше время я датирую проявление внимания Центра к Приморью 2002 годом. В августе того года сюда приехал Президент Владимир Путин. В 2004 году он вновь был здесь, сейчас вот приезжали министры... На мой взгляд, результаты этих поездок мы сможем ощутить лишь через 4-5 лет, учитывая неразворотливость российского бюрократического аппарата. Но история показывает, что это, в принципе, возможно. Статистика последних лет свидетельствует, что Приморский край уже сейчас является "локомотивом" всей дальневосточной экономики, но этот "локомотив" еще только набирает скорость.

- Какие крупные проекты могут стать "локомотивами" для самого Приморья?

- Прежде всего, это создание крупного транспортно-логистического центра на базе порта Восточный, который сейчас перерабатывает 18 млн тонн грузов в год, а может перерабатывать 42 млн тонн. Китай готов ввозить через этот порт миллионы тонн угля, зерна, сотни тысяч контейнеров для своих южных провинций, поскольку внутренняя китайская железная дорога не справляется с потоком грузов. И китайцы готовы воспользоваться российскими возможностями и для импорта, и для экспорта.

Второй проект - создание в Приморье особых экономических зон, прежде всего, в пограничных с Китаем населенных пунктах. Кроме того, весьма перспективным проектом является создание туристско-рекреационной зоны на острове Русский, а также технико-внедренческой зоны на базе Дальневосточного отделения РАН, которое имеет сейчас 23 соглашения с китайскими НИИ. И если перевернуть ситуацию с головы на ноги, прекратить идти на поводу у Китая, который за бесценок "пылесосит" у нас научно-технические разработки, а развивать их на нашей территории, тогда мы сможем получать значительную выгоду от научного потенциала, который пока что "серым" путем утекает в Китай.

Следует отметить, что в Приморье сейчас идет резкий, мощный рост грузовой базы, транспортного, транзитного потока. Это хорошо чувствуют железнодорожники, которые готовы инвестировать в новые мощности в Приморском крае значительные средства уже в следующем году - речь идет о 480 млн рублей. Развитие железной дороги позволит увеличить и объем рыбной продукции, поставляемой на внутренний рынок России.

- Как вы считаете, федеральный центр должен чаще вмешиваться в региональные дела или же максимально воздерживаться от такого вмешательства?

- На мой взгляд, сейчас внимание и требовательность центра к регионам сочетаются в разумных пропорциях; это подтверждают и экономические показатели. Федеральная власть принимает целый ряд важных для экономики Приморья и всего Дальнего Востока решений, сопровождая это более детальным и дотошным доглядом за тем, как они выполняются.

В то же время отмечу одно важное направление, которому пока не хватает внимания Центра - это обустройство современной границы России с Китаем. Сейчас эта граница для полноценного экономического обмена не приспособлена: она все еще остается в большей степени военным барьером. Количество и качество пограничных переходов, слабые крайне слабые мощности передаточных железнодорожных станций - все это очень сильно сдерживает нашу торговлю с Китаем.

Беседовали Владислав Краев (ИА "Росбалт"), Алексей Олиферук ("Вести-Петербург", канал "Россия"), Владивосток - Санкт-Петербург