Posted 21 октября 2005, 13:07

Published 21 октября 2005, 13:07

Modified 2 апреля 2024, 05:01

Updated 2 апреля 2024, 05:01

'Оборонка': контрнаступление или капитуляция

21 октября 2005, 13:07
Аргументация за вступление Украины в НАТО сводится к мифическому приобщению страны к 'европейским ценностям'. Но восстановление сотрудничества в ВПК с Россией даст обеим странам куда более реальные шансы на развитие.

В Украине вновь поднимается вопрос о возможности вступления этой страны в НАТО. При этом понятно, что перспективы интеграции украинской оборонной промышленности в НАТО достаточно эфемерны, в то время как кооперационные связи украинской и российской 'оборонки' сложились исторически. Мы предлагаем мнение по этому поводу лидера Республиканской партии Украины Юрия Бойко. Юрий Бойко не понаслышке знает проблемы ОПК - в период с 1981 по 1998 годы он работал на оборонном предприятии - химзаводе 'Заря', где прошел путь от мастера до генерального директора. В период своего руководства компанией 'Нафтогаз Украины' (2002-2005 годы) Бойко участвовал в подготовке контрактов, в рамках которых украинские оборонные предприятия поставляли в Туркменистан свою продукцию в обмен на газ.

Россия и Украина продолжают проигрывать от неопределенности в собственных отношениях, и возможность зарабатывать существенные политические и экономические дивиденды опрометчиво упускается. Наши страны с невиданным упорством наступают на одни те же грабли, которые бьют по обеим. Это особенно хорошо заметно в одной из ключевых для двух стран сфер - оборонно-промышленном комплексе. Этому вопросу принято уделять меньше внимания, чем, например, проблемам нефти и газа, и совершенно напрасно. Для Москвы тесная кооперация с украинским ОПК могла бы быть не менее серьезным рычагом политического влияния, чем та же энергетика. Кроме того, это принесло бы России серьезную прибыль, особенно с учетом возможного участия российских компаний в приватизации предприятий ВПК Украины.

Киев, в свою очередь, мог бы выиграть, сделав оборонную отрасль источником притока инвестиций и экономического роста. Конечно, говорить о серьезном сотрудничестве в условиях, когда в России продолжают кипеть эмоции по поводу поражения в 'оранжевой революции', а в Украине - в связи с парламентскими выборами, сложно. Остается надеяться, что и то, и другое сойдет на нет после выборов в марте 2006 года. Многое будет, конечно, зависеть от того, какие силы получат большинство в Раде и сформируют правительство, но конкретные программы можно и нужно прорабатывать уже сейчас.

Украинская оборонная промышленность в значительной степени, находится в серьезной зависимости от России - создание ключевых видов вооружений для экспорта в одиночку невозможно. Это неизбежная данность, которая сложилась во времена СССР, когда цепочка производства в республиках была крепко связана. Сейчас эти уже имеющиеся основания сотрудничества стоило бы обратить в плюс, а не в минус. Однако ключевой проблемой, которая мешает нашим странам реально работать вместе и получать от этого выгоду, остается желание ряда украинских политиков вступить в НАТО.

И хотя Киев ни в каком альянсе пока не оказался, Москва уже сейчас делает заблаговременные шаги, как бы готовясь к этой ситуации. Летом 2005 года российский министр обороны Сергей Иванов заявил, что в связи с высокой степенью интеграции украинского и российского ВПК Россия будет вынуждена 'вложить достаточно большие деньги, чтобы избежать всякой зависимости от поставок серьезной продукции комплектующих из Украины'. Это объективно невыгодно ОПК России, для которого разрыв имеющихся связей означает колоссальные затраты, и смертельно опасно для предприятий Украины. Только замораживание оборонно-промышленной кооперации приведет к существенному падению оборотов по ОПК, речь при этом идет о $5-8 млрд. Для России отказ от сотрудничества с Украиной приведет к закрытию около двух десятков крупных проектов в области ПВО, ракетостроения, авиации военно-морского флота.

Западу то, что производит украинская 'оборонка', объективно не нужно. Если страна вступит в НАТО, то отрасль прекратит существование, как это уже случилось в ряде стран бывшего Варшавского договора. Сейчас опасность вступления Украины в НАТО все же существует - для решения этого вопроса достаточно воли большинства Верховной Рады. Нельзя исключать, что на выборах в марте 2006 года антироссийские силы смогут вместе набрать порядка 40-45%, а затем в парламенте путем давления на депутатов будут получены недостающие голоса. Поэтому, в частности, Республиканская партия предлагает принять закон, который обяжет руководство страны все принципиальные вопросы решать исключительно на референдуме.

За период с 2000 по 2005 годы, согласно опросам, количество отрицательно относящихся к натовской перспективе украинцев увеличилось с 33 до 50%, а количество сторонников вступления в НАТО уменьшилось с 25 до 15%. Поэтому результат референдума вполне предсказуем.

Политический выбор очевиден, и если он будет сделан, то для совместного сотрудничества открываются широкие перспективы. Республиканская партия уже сейчас привлекает авторитетных специалистов для проработки вариантов такого взаимодействия.

Например, одним из наиболее выгодных проектов является восстановление производства модернизированных Ан-124 'Руслан', поскольку в мире больше нет воздушных машин с такими тактико-техническими характеристиками. Этот проект может реализовываться в Ульяновске с участием украинского разработчика АНТК им. Антонова. К числу других выгодных направлений взаимодействия можно отнести реализацию космического проекта 'Клипер', создание и вывод на орбиту спутников военного и двойного назначения, модернизацию зенитно-ракетных систем С-300 и 'Бук' - как в интересах Украины, так и для поставки третьим государствам, внедрение новых технологий в производство России и Украины еще несколько десятков вариантов кооперации в изготовлении основных видов современного вооружения.

Реализация сотрудничества в этой сфере позволит двум странам сэкономить до 15-20% ежегодных бюджетных ассигнований на оборону и за счет реализации совместных проектов ежегодно зарабатывать на мировом рынке вооружений дополнительно $250-400 млн для Украины и $1,5-2 млрд для России. Российским компаниям участие в приватизации предприятий ВПК Украины выгодно и как долгосрочные стратегические инвестиции.

Если аргументация за вступление Украины в НАТО сводится к мифическому приобщению страны к 'европейским ценностям' (хотя, наверное, есть и другие способы приобщения к этим ценностям, чем отправка украинских парней в 'горячие точки' по всему миру), то расширение сотрудничества с Россией несет реальные финансовые выгоды и для Украины, и для России.

Юрий Бойко, председатель Республиканской партии Украины

Подпишитесь