Posted 22 октября 2005,, 15:01
Published 22 октября 2005,, 15:01
Modified 2 апреля, 05:01
Updated 2 апреля, 05:01
Раскритикованный депутатами законопроект 'О парламентском расследовании' набрал конституционное большинство голосов - 356. Видимо, думцы решили, что лучше плохой закон, чем никакой. Комитет по госстроительству обещал учесть все замечания и ко второму чтению выдать новую, улучшенную редакцию, не меняя, правда, президентской концепции.
Легализовать институт парламентских расследований Владимир Путин предложил депутатам в своем апрельском послании Федеральному Собранию. В недрах профильных комитетов тут же закипела работа. Вспомнили о законопроекте трехлетней давности, одобренном в первом чтении в октябре 2003 года (авторы - Николай Гончар, Борис Резник и Николай Ковалев). Естественно, посчитали, что этот проект устарел, и создали рабочую группу с участием экспертов Правительства и администрации Президента для подготовки нового. 16 сентября Госдума сняла с рассмотрения проект Гончара, а 26 сентября Президент внес в палату собственный законопроект, что для некоторых членов рабочей группы, только приступившей к сочинению документа, явилось неприятной неожиданностью.
Будущий закон определяет порядок создания, деятельности и роспуска специальных комиссий Федерального Собрания РФ по расследованию фактов 'грубого или массового нарушения прав и свобод человека и гражданина', а также 'обстоятельств, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера'. Самого себя Президент счел необходимым оградить от парламентских расследований, равно как и органы прокуратуры, следствия и суда. Кроме того, в проекте закона записано, что в случае возбуждения уголовного дела по расследуемым комиссией фактам и обстоятельствам ее работа должна быть немедленно прекращена.
С такой постановкой вопроса не согласились даже многие 'единороссы'. 'Парламентское расследование не подменяет и не дублирует уголовное судопроизводство, - заявил председатель думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин. - Оно касается более широких вопросов, нежели установление вины конкретных лиц, потому что направлено в первую очередь на выявление обстоятельств, влекущих негативные последствия для общества и государства, их устранение, а также недопущение возникновения в будущем'.
Более резко и менее витиевато выразился депутат-коммунист Виктор Илюхин. 'Это унизительный, оскорбляющий достоинство парламента законопроект, - сказал он. - По каждому серьезному случаю, будь то теракт, авария в системе РАО 'ЕЭС России' или бездействие должностных лиц при ликвидации последствий природной катастрофы, обязательно возбуждается уголовное дело и начинается следствие. Значит, ни одним серьезным расследованием парламент заняться не сможет'. Илюхина поддержал депутат фракции 'Родина' Николай Павлов. 'Лучше всего этот закон характеризуют слова классика: 'По форме все правильно, а по сути - издевательство', - заметил он.
Член думского комитета по безопасности Геннадий Гудков ('Единая Россия') в интервью 'Росбалту' высказал мнение, что предложенная редакция законопроекта необоснованно сужает поле деятельности парламентских спецкомиссий и ограничивает права депутатов как народных представителей, призванных осуществлять контроль за исполнительной властью. 'Если мы примем закон в таком виде, на парламентском расследовании можно будет поставить крест, - считает Гудков. - Фактически, парламент ставят в зависимость от решений прокуратуры и следственных органов, которые в любой момент могут возбудить уголовное дело по обстоятельствам, привлекшим внимание депутатов'. Гудков убежден, что чиновники кремлевской администрации 'подставили' Путина, внеся в Госдуму законопроект, который на самом деле 'не отражает воли Президента' и 'искажает принципы, заложенные в послании главы государства парламенту'.
'Единоросс' Александр Хинштейн считает, что Президента, так же как судей и прокуроров, надо исключить из списка 'неприкосновенных' - депутат обещает, что соответствующие поправки ко второму чтению будут им внесены. 'Расследованию должны подлежать факты коррупции всех должностных лиц категории 'А', включая главу государства', - заявил Хинштейн в интервью 'Росбалту'. Кроме того, по мнению депутата, в законе следует максимально подробно прописать процедуру расследования (сбора информации, опроса свидетелей и т.д.). 'В представленной редакции этого нет. Точно так же не продуман механизм реализации результатов парламентского расследования. Таким механизмом, на мой взгляд, должно быть направление полученных материалов в Верховный суд для вынесения заключения о наличии либо отсутствии состава уголовного преступления в действиях тех или иных лиц', - отметил Хинштейн.
Из законопроекта 'О парламентском расследовании':
'Комиссия Федерального Собрания РФ при осуществлении своей деятельности имеет право:
1) запрашивать и получать в установленном порядке от Правительства, федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, учреждений и организаций относящиеся к предмету парламентского расследования копии документов, а также информацию, необходимую для проведения расследования;
2) приглашать для дачи объяснений по расследуемым комиссией фактам и обстоятельствам должностных лиц и граждан, обладающих специальными знаниями либо информацией, которая может способствовать парламентскому расследованию;
3) опрашивать приглашенных лиц и заносить их объяснения в протокол' (статья 19)'.
'Должностные лица обязаны по запросу комиссии в течение 15 дней предоставить требуемые копии документов и запрашиваемую информацию. /.../ За отказ в предоставлении или уклонение от предоставления требуемых копий документов и информации, за предоставление комиссии заведомо неполной либо ложной информации, а также за неявку на заседание комиссии без уважительных причин должностные лица несут административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ' (статья 22).
'По результатам парламентского расследования готовится итоговый доклад комиссии, который направляется в Государственную Думу. В итоговом докладе должны содержаться выводы комиссии по расследуемым ею фактам и обстоятельствам. /.../ Государственная Дума в течение одного месяца рассматривает и утверждает доклад. В случае если итоговый доклад не утвержден Государственной Думой, деятельность комиссии прекращается. Утвержденный доклад направляется в Совет Федерации, который в течение одного месяца рассматривает и утверждает его. /.../ Утвержденный обеими палатами Федерального Собрания итоговый доклад направляется Президенту РФ, в Правительство РФ, публикуется в 'Парламентской газете' и размещается в международной компьютерной сети Интернет. После этого расследование считается завершенным и комиссия распускается' (статья 24).
'Неоправданно усложненной' депутаты сочли процедуру возбуждения парламентского расследования, предложенную Президентом. По проекту закона комиссия должна быть сформирована на паритетных началах обеими палатами Федерального Собрания по инициативе не менее 1/3 депутатов Госдумы (150 парламентариев) и 1/3 членов Совета Федерации (60 сенаторов). Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству предложил сократить эту долю до 1/5 (90 депутатов и 36 сенаторов).
Независимый депутат Сергей Попов пошел еще дальше. Он считает, что вообще не следует взаимоувязывать действия верхней и нижней палат, а надо предоставить им возможность проводить самостоятельные расследования. 'Половина членов Совета Федерации, как известно, назначаются губернаторами, то есть лицами, зависящими от Президента, чьи полномочия в любой момент могут быть прекращены по недоверию, - пояснил депутат. - Естественно, эти 'представители представителей' будут голосовать так, как захочет Президент, то есть без его согласия создание парламентской комиссии окажется невозможным'.
Впервые инструмент парламентского расследования был применен в Великобритании в 1720 году в связи с крахом финансовой пирамиды 'Компания южных морей'. В этом коррупционном скандале оказались замешаны многие депутаты и члены правительства. В наши дни британский парламент имеет право создавать 'специальные комитеты', расследующие деятельность основных министерств и ведомств. Комитет свободен в выборе предметов расследования, волен вызывать в качестве свидетеля любое должностное лицо, вплоть до главы правительства (как это было в случае с 'иракским досье', когда показания давал Тони Блэр).
В США существует практика создания 'специальных следственных комитетов'. Они имеют право заседать в любое время и в любом месте, вызывать свидетелей и требовать предоставления необходимой документации. Отказ отвечать на вопросы комитетов карается штрафом либо тюремным заключением на срок до одного года. Первое расследование американские конгрессмены провели в 1792 году по факту нападения индейцев на войска США и гибели 600 солдат. В 1995-1999 годах комитетом палаты представителей Конгресса США расследовалась деятельность Билла Клинтона (дело компании Whitewater и эпизод с Моникой Левински), результатом чего явилось инициирование процедуры импичмента президента.
Во Франции парламент вправе создавать 'комиссии по контролю и расследованию'. Они проводят проверку административной, финансовой и технической деятельности государственных служб или национализированных предприятий. В Германии по инициативе четверти депутатов нижней палаты бундестага может быть создан следственный комитет, который вправе вести допросы свидетелей, требовать необходимую информацию от организаций и частных лиц и обнародовать доклады для ознакомления широкой общественности.
В СССР и РФ создавались парламентские комиссии по расследованию событий в Тбилиси 9 апреля 1989 года, августовского путча 1991-го, убийства депутата Льва Рохлина, дефолта-1998 и теракта в Беслане. К каким-либо серьезным последствиям (правовым и организационным) эти депутатские расследования не приводили.
Полпред Президента в Госдуме Александр Косопкин в своем выступлении дал понять, что администрация в дальнейшей работе над законопроектом готова пойти на некоторые уступки. 'Точки соприкосновения с профильным комитетом уже найдены', - сказал он. Президентская сторона, пояснил Косопкин, не будет возражать против упрощения процедуры рассмотрения и утверждения итогового доклада комиссии, чтобы обе палаты обсуждали доклад и голосовали по нему одновременно (в этом случае будет до конца соблюден принцип паритетного участия Госдумы и Совета Федерации в парламентском расследовании).
Что касается прекращения деятельности комиссии при возбуждении уголовного дела, то эту норму закона, по словам Косопкина, 'можно откорректировать, так чтобы расследование, вне зависимости от действий органов прокуратуры и суда, шло своим ходом'. А вот идею ограничить иммунитет Президента и разрешить депутатам расследовать его деятельность полпред отверг категорически. В Конституции РФ уже предусмотрен для этого самостоятельный правовой механизм - процедура импичмента, которую Дума может 'запустить', выдвинув первому лицу обвинение в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления, отметил Косопкин.
'Закон, который мы сегодня рассматриваем, может быть, не идеальный, - заключил полпред. - Но Президент внес концепцию, он свое слово сказал. И вам, парламентариям, он доверяет доработать законопроект в той мере, в какой вы можете это сделать'.
На подготовку поправок депутатам отвели три недели. После 15 ноября профильный комитет приступит к работе над ошибками Президента.
Игорь Джохадзе, ИА 'Росбалт', Москва