Морской порт нового намыва

9 ноября 2005, 16:34
Санкт-Петербург давно стал обязательным пунктом 'русских' вояжей. Особенно романтично приезжать в Северную Венецию морем. А для этого городу нужен новый пассажирский порт, который планируется построить, 'отобрав' часть территории у Финского залива. У этой идеи есть и сторонники, и противники.

Санкт-Петербург давно стал обязательным пунктом 'русских' вояжей. Особенно романтично приезжать в Северную Венецию морем. Новый Морской пассажирский порт в Петербурге сможет принимать круизные лайнеры длиной до 300 метров, а ежедневная пропускная способность составит 12 тысяч туристов. Паромно-пассажирский терминал на намывных территориях Васильевского острова уже вписан в Генплан города, в акватории Финского залива начаты работы, однако окончательный вариант развития этой территории появится только к середине 2006 года. Вероятно, к этому времени инвесторы, чиновники и общественность смогут договориться.


Во что вкладываются инвесторы?

Петербургу обещают туристический бум. Даже на общем фоне снижения потока туристов в последнее время количество круизных гостей города выросло на треть. Сейчас пассажиров длинномерных круизных лайнеров принимает грузовой порт. О необходимости строительства пассажирского порта говорили и раньше, однако речь о намыве территорий не велась, поскольку столь далеко в реализацию проекта не углублялись - на то не было финансовых оснований. Сегодня поддерживающие идею терминала через намыв Васильевского острова убеждены, если бы в акватории Петербурга нашлась территория, на которой можно было создать Морской пассажирский терминал - порт и причальные сооружения без намыва - поступили бы именно так.

Проект "Морской фасад": в западной части Василевского острова будет намыта территория площадью 450-470 Га, где будут построены здания паромно-пассажирского комплекса, семь причалов пассажирского терминала, а также рассматривается возможность строительства делового центра и жилого квартала. Жилищное строительство должно составить 1,5 млн кв метров. На образование территорий понадобится 11 миллионов кубометров грунта, а для углубления канала необходимо выкачать 17 миллионов кубометров.

На земле, которой еще нет, уже к 2008 году планируется построить первый пусковой комплекс терминала и три причала для приема пассажирских и круизных лайнеров. Завершение проекта намечено на 2011 год. Намыв новой территории в акватории Финского залива будет стоить

430 млн долларов

, еще порядка 200 млн составит объем вложений в гидротехнические сооружения. Планируется, что по существующей на сегодня границе Васильевского острова пройдет участок Западного скоростного диаметра, который должен обеспечить хорошую транспортную доступность пассажирского терминала. В управляющей компании говорят, что при таком раскладе из порта до 'Пулково' можно будет добраться за четверть часа. Также запланирована работа по изменению улично-дорожной сети Васильевского острова.

ООО 'Управляющая компания 'Морской фасад' создана весной 2005 года. Ее учредителем является кипрская компания 'Marine facade management company limited'. УК "Морской фасад" объединяет две структуры: ООО 'Морской фасад Санкт-Петербурга' и ООО 'Проектно-строительное агентство 'Перспектива', в числе учредителей называется компания First Quantum Ltd, которая является акционером ряда крупных контейнерных перевозчиков. На настоящий момент уставной капитал УК 'Морской Фасад' составляет 10 млн рублей

Общий объем инвестиций в проект развития намывной территории с учетом капитальных вложений в недвижимость Министерство транспорта РФ оценило в 2 млрд долларов. Проект строительства Морского пассажирского терминала будет реализован на основе частно-государственного партнерства. За счет федерального бюджета будет проведена работа по углублению каналов путем реконструкции существующего фарватера, а также строительство нового канала. Частный инвестор вложится в образование территории и в строительство гидротехнических сооружений, в том числе, и причалов, и развитие сети инфраструктуры, необходимой для Морского пассажирского сервиса.

По оценкам независимых консультантов, новый пассажирский морской порт на западе Васильевского острова окупится самое большее за 10-12 лет. Прогноз бюджетно-финансового комитета ЗаКСа СПБ: 12 тысяч туристов ежедневно дадут Петербургу 56 миллионов долларов в год, а российскому бюджету - около 70 млн долларов дохода.

Сейчас готовится инвестиционное соглашение между Управляющей компанией и городом, продолжаются согласования о переводе намывных земель, которые по определению являются федеральной собственностью, в собственность Петербурга (готовится распоряжение Правительства РФ о переводе участка земель водного фонда, в земли поселений). В акватории Финского залива уже начаты работы - приступили к очистке акватории и углублению фарватера, через пару месяцев в устье реки Смоленки планируют возвести городок для строителей, а образование новой территории планируют начать уже в период следующей навигации - с весны 2006 года. Однако окончательный проект развития намывных территорий появится лишь в середине следующего года.

Спорные моменты, или
Где собака намыта

'Морской фасад' уже менял свой фасад... Инвесторы отказались от строительства масштабного здания пассажирского терминала. В декабре прошлого года Градостроительный комитет Петербурга и Союз архитекторов проводили конкурс эскизных проектов терминала, это здание должно было стать неким символом 'Морского фасада'. Лучшей идеей было признано гигантское "Окно в Европу" - здание в виде прямоугольной "рамы", которая поддерживается изнутри колоннами - проект, разработанный московской компанией "Резерв". Но по совету зарубежных консультантов было решено отказаться от 'символа', возведение столь амбициозного сооружения посчитали экономически нецелесообразным, объясняли такое решение в управляющей компании. 'Окно в Европу' заменили системой пропускных павильонов.

Тендер по выбору подрядчиков на образование территории выиграл консорциум в составе шести компаний, в том числе голландской компании Van Oord Dredging and Marine Contractors. 'Это одна из четырех крупнейших компаний мира, которые во всем мире занимаются вопросами образования территорий. Естественно, при образовании территории будут использоваться самые последние, самые передовые технологии, используемые в мире. То, что используется в Голландии; а там экологические и прочие требования там отнюдь не мягкие', - подчеркивают в руководстве 'Морского Фасада'. Экологический мониторинг в ходе реализации проекта будут вести Балтийская специальная морская инспекция Минприроды, управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу и области.

Что ждет Васильевский остров?

Часть жителей Васильевского острова объединилась в протестное движение 'ЗОВ' - 'Защитим остров Васильевский'. Собрано уже более 7 тысяч подписей. Некоторое время назад прошла и волна пикетов против планов "намыва", строительства терминала и ЗСД. Всилеостровцы говорят, что им как минимум десять лет придется жить на большой стройплощадке. В управляющей компании считают, что эти опасения надуманы - люди просто не знают, как будут вестись работы. 'Жители окрестных домов напрасно беспокоятся, что через их кварталы пойдут машины с песком: его станут доставлять сюда на баржах по заливу. Основная часть стройки, которая начинается сейчас - это работы по дноуглублению канала, располагается на расстоянии 7-8 км от жилых массивов Васильевского острова', - поясняют специалисты 'Морского Фасада'. Инвесторы, осознав масштаб противодействия, открыли общественную приемную. Местных жителей волнует, не превратится ли в перспективе паромно-пассажирский терминал в грузовой порт, чтобы им не пришлось жить в портово-промышленной зоне. Инвесторы в ответ на это заверяют, что в планах строго прописана только пассажирская функция. Это подтверждают и чиновники. Ранее заместитель председателя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Николай Асаул заявлял, что грузовые перевозки в данном проекте не предусмотрены. 'Отсутствие железнодорожного сообщения не позволит развивать контейнерные перевозки', - сказал директор департамента по связям с общественностью 'Морского фасада' Александр Шимберг на дебатах в 'Росбалте'. Не радует строительство и тех, кто, приобретая жилье, платил за 'вид на Финский залив' - береговая линии 'отодвинется' почти на полтора километра.

По данным социологов, в целом Петербург идею поддерживает - пассажирский порт нужен. Так резюмировал данные последних социологических исследований руководитель Агентства социальной информации (АСИ) Роман Могилевский. Согласно социологическим исследованиям АСИ, 75,8% горожан на вопрос 'Нужен ли городу Морской пассажирский порт' ответили 'скорее, да', ответ 'скорее, нет' дали 8,6% респондентов. Согласно исследованию социологов, о проекте строительства пассажирского порта и нового городского квартала на Васильевском острове "знают" 46% горожан, "что-то слышали" 66% респондентов. (Исследования проводились путем репрезентативного телефонного опроса 500 жителей Санкт-Петербурга старше 18 лет с июня по октябрь 2005 года).

Проект строительства Морского пассажирского 'скорее, одобряют' 63% опрошенных, причем если положительные результаты от строительства морского порта на намывных территориях Васильевского острова ожидают 72% горожан, непосредственно жители острова настроены более осторожно - аналогичный показатель значительно ниже: 'хорошего' от порта ожидают 56% респондентов. Данные 'Отношение населения Петербурга к строительству пассажирского порта', проведенные компанией СНИЦ с мая по октябрь 2005 года на объеме выборки в 1 тыс человек.

По словам

Могилевского

, можно говорить о достаточно высокой степени информированности горожан и о том, что 'население поддерживает проект на данном этапе'. Протестные настроения, объяснил социолог, не столь велики и требуют детального изучения. Главное, отметил он, надо понять, что именно является движущей силой протестов, поскольку здесь 'наряду с практическими, экологическими резонами, вполне могут быть и политические'.

Светлана Коробейникова, ИА 'Росбалт', Санкт-Петербург

#Экономика и бизнес #Главное
Подпишитесь