Posted 24 ноября 2005,, 20:08

Published 24 ноября 2005,, 20:08

Modified 2 апреля, 04:51

Updated 2 апреля, 04:51

"Рособоронэкспорт" будет спасать "АвтоВАЗ"

24 ноября 2005, 20:08
Государство решило вернуть контроль над 'АвтоВАЗом' - крупнейшим отечественным автомобильным заводом. Но эксперты считают, что "АвтоВАЗ", может спасти только масштабная реструктуризация. Главная проблема - плохие автомобили.

Государство решило вернуть контроль над крупнейшим автозаводом России - "АвтоВАЗом". Слухи о том, что государство получит большинство в совете директоров компании, а затем, возможно, передаст ее ФГУП "Рособоронэкспорт", появились в прессе еще неделю назад. Ожидалось, что решение будет принято 22 декабря - на очередном собрании акционеров завода.

Однако уже 22 ноября Совет директоров 'АвтоВАЗа' утвердил кандидатов в новый состав для избрания на внеочередном собрании акционеров. Половину мест заняли представители госструктур: три представителя 'Внешторгбанка' - Василий Титов, Валерий Лукьяненко, Андрей Пучков, два от ФГУП 'Рособоронэкспорт' - заместитель генерального директора Владимир Артяков и руководитель департамента Игорь Есиповский и руководитель Роспрома Борис Алешин. Вместе с ними были выбраны вице-президент по маркетингу и сбыту 'АвтоВАЗа' Владимир Кучай, вице-президент AVVA по стратегии Дмитрий Разоренов, председатель производственного совета 'АвтоВАЗа' Анатолий Мельников, председатель профкома Николай Шарагин, президент AG Capital Альберт Гавриков и гендиректор ООО 'Кате' Максим Нагайцев. Стало ясно, что после собрания акционеров "АвтоВАЗ" перейдет под контроль государства.

Но фактически контроль над "АвтоВАЗом" перешел к "Рособоронэкспорту" еще месяц назад. Как стало известно, совет директоров 'АвтоВАЗа' еще 27 октября, в день отставки прежнего руководителя предприятия Владимира Каданникова, одобрил переход автозавода под контроль "Рособоронэкспорта", государственного посредника в области торговли оружием. Сумма сделки по продаже двух дочерних предприятий АвтоВАЗа ОАО "Автомобильный всероссийский альянс" (AVVA) и ЗАО "Центральное отделение Автомобильной финансовой корпорации" (ЦО АФК), контролирующих свыше 61,8% его акций, должна превысить 700 млн долларов. Финансировать сделку, скорее всего, будет Внешторгбанк (ВТБ). Планируется, что ВТБ выделит дочернему предприятию "Рособоронэкспорта" - ЗАО "Оборонимпэкс", которым "Рособоронэкспорт" владеет вместе с Внешэкономбанком (ему принадлежит 25% ЗАО), сумму с рассрочкой платежа: первый поступит в декабре, второй - в начале 2006 года. Таким образом, акции перейдут не в прямое владение крупнейшему российскому оператору оборонного рынка, а его дочке.

Правда, источники, близкие к 'АвтоВАЗу', утверждают, что 'Рособоронэкспорт' или другие государственные структуры не будут тратить деньги на выкуп пакета, так как в этом нет смысла. Контроль над акциями нужен для того, чтобы провести своих членов в совет директоров, а государство это уже фактически сделало. 'АвтоВАЗ' через свои же дочерние предприятия "фактически владеет сам собой". Более 60% голосующих акций АвтоВАЗа (52,3% уставного капитала) находится в перекрестном владении его дочерних структур: 38,2% - у AVVA (принадлежит АвтоВАЗу на 84,95%), 23,6% - у ЦО АФК (принадлежит АвтоВАЗу, AVVA и ЗАО "Фитом", где совладельцами являются топ менеджеры АвтоВАЗа, в том числе Владимир Каданников, 15% - у фирмы "Форус"). Внешэкономбанк (ВЭБ) владеет около 7% акций, 15,69% находится в управлении ЗАО "Депозитарно-клиринговая компания". Около 15% акций завода обращается на рынке. Таким образом, доходы от такой сделки получил бы сам завод. Аналитики предполагают, что сделка по выкупу государством доли в 'АвтоВАЗе' имела бы смысл только ради того, чтобы закачать в компанию бюджетные деньги, например из инвестиционного фонда.

Еще один источник, близкий к менеджменту, утверждает, что сделок с акциями 'АвтоВАЗа' в ближайшие год-два не будет из-за низкой капитализации завода. Инвесторы никак не определятся, как относиться к приходу государства на 'АвтоВАЗ'. В понедельник на ММВБ капитализация 'АвтоВАЗа' упала на 7% до 868,7 млн. долларов, во вторник компания подешевела еще на 4,35% . Вчера акции 'АвтоВАЗа' начали расти, и компания подорожала на 3,41% до 859,3 млн. долларов. В самом 'АвтоВАЗе' и Внешторгбанке от комментариев сделки отказываются.

'АвтоВАЗ' в 2004 году выпустил 717 тыс. 985 автомобилей (около 40% продаж новых легковых машин в стране). Выручка по МСФО за 2004 год составила 160,5 млрд. рублей, чистая прибыль - 4,57 млрд. рублей.ФГУП 'Рособоронэкспорт' - единственный в России государственный посредник по экспорту-импорту продукции военного назначения. В 2004 году реализовано за рубеж вооружения и военной техники на 5,12 млрд. долларов.

Зато от комментариев не отказывается губернатор Самарской области Константин Титов. " На сегодняшний день "Рособоронэкспорт" фактически контролирует 51% пакет акций предприятия. Для реструктуризации долгов и реструктуризации самого производства нужна колоссальная помощь и поддержка государства", - заявил он журналистам. По его словам, чистая прибыль предприятия составляет 6,5 - 7,5 млрд. рублей. "Три с лишним миллиарда оно тратит на социальную сферу. Принять на бюджет Тольятти эти три с лишним миллиарда нет никакой возможности без поддержки государства. Но если с поддержкой государства эти средства будут приняты в бюджет Тольятти, то три миллиарда будут означать и зарплату, и рабочие места, и, самое главное - техническое переоснащение АвтоВАЗа", - отмечает губернатор. Впрочем, не смотря на заявления Титова, глава Роспрома Борис Алешин опроверг продажу дочерних компаний "АвтоВАЗа" структурам "Рособоронэкспорта", а слова губернатора назвал "непроверенной информацией". "Могу лишь подтвердить, что я принял предложение акционеров AVVA и подписал согласие на вхождение в совет директоров "АвтоВАЗа", - заявил Алешин, которого называют одним из главных претендентов на пост директоров компании.

По мнению Титова, состав совета директоров уже определен, кто же будет директором - пока не известно. "Высказываются различные мнения. Я могу сегодня озвучить мнение некоторых товарищей из состава совета. По их словам, для вывода такого предприятия из кризиса нужен действительно колоссальный менеджмент. Лидером должен стать кризисный менеджер с опытом работы примерно как у Ли Якокка", - толи в шутку то ли в всерьез сказал губернатор. По источникам близким к "Рособоронэкспорту" сейчас в компании как раз и занят формированием команды антикризисных управленцев, которым предстоит разбираться с ситуацией на автозаводе, причем часть из них уже находится на АвтоВАЗе.

Большинство экспертов считают, что "АвтоВАЗ", может спасти только масштабная реструктуризация. Главный вопрос - это вопрос качества автомобилей, которое оставляет желать много лучшего. Периодически сталкиваясь с кризисом сбыта, за последние два года завод несколько раз останавливал конвейер, несколько раз возникало затоваривание складов завода и дилеров, а весной 2005 года произошло даже небольшое снижение цен, компания расплачивается за успехи собственных лоббистов, добившихся заградительных пошлин на подержанные иномарки. Тепличные условия создавали первое время достаточный баланс спроса и предложения. Но за относительно благополучный период времени не был обновлен ни модельный ряд, ни совершен качественный скачек в уровне производства автомобилей. Зато неоднократно происходило повышение цен - вплоть до уровня не конкурентоспособности. Привычные "ВАЗы" оказались ненамного дешевле более качественных иномарок, собранных в России, а развитие потребительского кредитования сделало конкурентами российской продукции и более дорогие импортные машины. Перспективы новой модели - "Калины" - неоднозначно оцениваются экспертами, а относительный успех совместного с General Motors проекта Chevrolet-Niva сменился провалом следующей модели - Chevrolet-Viva.

Для спасения предприятия еще есть время и возможность. Приход к фактическому управлению компанией "Рособоронэкспорта" дает предприятию и мощный административный ресурс, и серьезные финансовые вливания. Правда, пока все нерыночные механизмы реанимации предприятия проваливались.