Posted 20 декабря 2005,, 10:45

Published 20 декабря 2005,, 10:45

Modified 2 апреля, 04:44

Updated 2 апреля, 04:44

"Мастер и Маргарита": история попыток экранизаций

20 декабря 2005, 10:45

Мессир не любит экранизаций

«Этот роман еще принесет вам сюрпризы», – не зря предупреждал в романе Воланд. Прошло сорок лет после выхода в свет
«Мастера и Маргариты»
в знаменитом журнальном варианте, но интерес к книге не угасает.

Сериал Владимира Бортко, показ которого начался на РТР, – еще одно тому подтверждение. «Мастеру и Маргарите», однако, повезло все же куда больше, чем произведениям, вдохновившим Булгакова, – пьесе Сергея Чевкина «Иешуа Ганоцри. Беспристрастное открытие истины» или повести Александра Чаянова «Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей». До них у наших кинематографистов руки и вовсе не дошли.

Задолго до скандально известного Юрия Кары экранизировать «Мастера и Маргариту» мечтал практически каждый уважающий себя кинематографист. Аскольдов, Тарковский, Таланкин, Быков, Данелия, Полока, Гайдай, Рязанов, Наумов...

Мессир не любит света

Первый подал сценарную заявку Игорь Таланкин. Но вскоре отказался. Режиссер, тесно общавшийся с Еленой Сергеевной Булгаковой, понял, что нереально снимать подобное кино в тоталитарном государстве: – Это литература, а не кино. Как, к примеру, можно было сделать огромного кота?! Все это было бы безумно пошло...

А в конце шестидесятых Светлане Дружининой удалось снять во ВГИКе 15-минутный фильм по одному из сюжетов романа. Это сцена, когда буфетчик (Николай Парфенов) приходит к Воланду (Эммануилу Геллеру) обменять фантики на деньги. Азазелло играл режиссер Артур Пелешян.

Самой Дружининой запомнилась неразбериха, царившая на площадке. Обязательный Пелешян перед съемками куда-то исчезал... Пропадали и другие актеры.

А обнаженную Геллу в фартуке играли у Дружининой три актрисы.

Сначала – Вика Федорова, затем Алена Кан, потом одна натурщица. Причем все исполнительницы серьезно болели. И все они впоследствии эмигрировали за границу. Но даже киноведы не помнят эту картину – потому что у нее странная судьба. Фильм показали всего один раз. Причем она очень понравилась Геннадию Шпаликову, в то время председателю комиссии. А затем обе копии – и вгиковская, и режиссерская – куда-то испарились.

В начале семидесятых Виталий Фетисов снял во ВГИКе уже получасовой фильм по роману. В сцене пробуждения Степу Лиходеева играл Олег Табаков. Коровьева – Глеб Стриженов... Говорят, что во время съемок тоже происходили всякие странности. Например, когда киношники проходили мимо фонарей – те гасли. И все вспоминали сразу, что «мессир не любит электрического света».

Грянула перестройка, и «добро» на картину у Госкино выбил Элем Климов, ставший к тому времени первым секретарем Союза кинематографистов. Дорогущий проект широко рекламировался в печати. У него, как известно, ничего не получилось – некоторые наивно связывали это с тем, что его «обошел» вдруг Юрий Кара, ставший известным после не самого удачного фильма «Воры в законе». Другие считали, что просто Климов вовремя одумался и понял, что не потянет.

Мессир не любит мультики!

Поначалу планировалось, что картина будет сниматься на Ялтинской студии. Древний Ершалаим построили в Судаке. Но… Вдруг в октябре выпал снег. Раз.

Заболел оператор. Два. Начались перебои с пленкой. И тогда продюсер Владимир Скорый из фирмы «ТАМП» оплатил съемки библейских сцен в Израиле. Причем финальная сцена фильма снималась в самой низкой точке земли – 400 метров ниже уровня моря...

Не обошлось без ЧП. Так, на старом Арбате когда снимался ночной полет Маргариты, неожиданно вспыхнул лихтваген и сгорел дотла. Во время озвучки пленка рвалась, как бумага...

Но главная «коровьевская» шутка была впереди. Как вы знаете, фильм стал невидимкой. Его никто не видел. Почти. За исключением VIP-персон и нескольких актеров (Гафта, Абдулова и др.), которым, по слухам, он жутко не понравился. Причем показывали им сокращенную двухчасовую версию – к возмущению Кары. Онто снял для нас почти «Титаник» – на 3 часа 20 минут!!! Эх, не зря многоопытный председатель Госкино Филипп Ермаш сказал в свое время Климову: «Эта картина не увидит свет до конца века...»

Еще одно подтверждение этому – анимационный полнометражный проект по «Мастеру». Его очень рекламировали Владимир Грамматиков и Дмитрий Наумов. Сценарий – Аркадия Арканова. Музыка – мощный симфоджаз Владимира Давиденко. Стихи Юрия Ряшенцева. Иллюзионистские трюки Рафаэля Циталашвили. Как и положено, после бурных презентаций этот проект тихо почил в бозе. Не иначе как Воланд опять смухлевал.

Забугорные фантомы

Лет десять назад свою версию романа намеревался воплотить и Роман Полански. Говорят, он тормознулся, когда понял, что не осилить сложную технологию (бюджет фильма подтянулся к 27 миллионам долларов). По другой версии – поляк не захотел идти ноздря в ноздрю с Климовым, который тогда проводил шумный промоушн своего проекта в США.

А вот Анджея Вайду смета не остановила. Еще в 71-м году он снял для немецкого телевидения «Пилат и другие» с Даниэлем Ольбрыхским. Правда, разработал там только одну библейскую линию. И перенес действие в современную Германию – но совсем не сытую. Грязные задворки, клошары, бомжи – они же пилаты, афрании и иуды.

Вот решение классика. Имеет право… Югослав Александр Петрович в 72-м экранизировал роман с Уго Тоньяцци, Милен Фармер и Аленом Кюни в роли Воланда. Картина получилась очень ангажированной – политика перевесила искусство. Диссидентство – духовный поиск.

А в 88-м польский режиссер Мачей Войтышко поставил ТВ-сериал. В 95-м его показали и у нас. Он очень обстоятельный и… скучный. Автор подробно анализирует борьбу добра и зла. Чувствуется знание текста, но актеры – как типажи. В результате – мертвая олеография. Вместо сатиры – легкая ирония. А вот библейские сцены сняты более мощно. Во многом благодаря харизме Збигнева Запасевича, который сыграл пятого прокуратора Иудеи всадника Понтия Пилата…

Думал на тему «Мастера» и сам Федерико Феллини. Причем его интересовали только библейские сцены... Он искал русского режиссера для «московских» эпизодов. Им вполне мог стать Элем Климов, которого разыскал продюсер Феллини. Но проект сгинул в коридорах Госкино.

Режиссер-перфекционист

Владимир Бортко из Питера, знакомый нам по фильмам «Мой папа идеалист», «Собачье сердце», телесериалу «Бандитский Петербург», «Идиот», сначала хотел снимать на «Ленфильме» сериал под шифровкой «Визит дьявола» – как историю конфликта между Воландом и неким «бессонным учреждением». Предполагалось закончить картину к 26 декабря 2002 года. Причем режиссер подчеркивал: «Мы хотим избежать стереотипного «сериального» восприятия».

Работа, как видите, несколько затянулась. Насколько она удалась – судить вам. Кстати, реклама угрожает, что единственный шанс посмотреть фильм – по РТР. Киноверсии не предполагается.

// Наталья Боброва, Вечерняя Москва