Posted 20 декабря 2005,, 11:22

Published 20 декабря 2005,, 11:22

Modified 2 апреля, 04:44

Updated 2 апреля, 04:44

Не все чиновники несут в себе зло

20 декабря 2005, 11:22
О работе 'Вимм-Биль-Данн' и государственной политике в отношении пищевой промышленности рассказал председатель Совета директоров компании Давид Якобашвили.

Агропромышленный комплекс России попал в приоритеты экономической политики государства впервые за последние 15 лет. Какие шаги необходимо предпринять на государственном уровне для стабилизации ситуации в сельском хозяйстве и пищевой промышленности. Как могут взаимодействовать бизнеса и государство рассказывает председатель Совета директоров компании 'Вимм-Биль-Данн' Давид Якобашвили.


- Как Вы в целом можете охарактеризовать государственную политику в отношении пищевой промышленности и сельского хозяйства?

В течение продолжительного времени эти отрасли были оставлены безо всякого внимания. Сейчас, на мой взгляд, ситуация начинает меняться к лучшему. Видимо, это связано с политикой, проводимой Министерством сельского хозяйства. Я в целом разделяю те взгляды, которые сейчас озвучиваются министром Алексеем Гордеевым.
Среди выдвинутых Президентом РФ четырех приоритетных национальных проектов есть и программа для сельского хозяйства. Я надеюсь, что позиции Минсельхоза в связи с этим укрепятся.

Справка. 30 ноября Совет при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов определил ключевые направления по созданию в стране эффективного сельского хозяйства. Как пояснил министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, 'это три основных направления: ускоренное развитие животноводства, поддержка малых форм аграрного бизнеса (частные подворья, фермерские хозяйства) и строительство льготного жилья для молодых специалистов, которые будут работать на сельскохозяйственных территориях". Особое внимание при этом уделяется развитию животноводства и стимулированию малых форм хозяйствования. По мнению главы Минсельхоза, "это логично, поскольку за годы реформ потребление мяса сократилось в полтора раза и составляет в среднем на каждого россиянина 53 кг, тогда как, например, в США - 115 кг. Что же касается малого бизнеса, включая и личные подсобные хозяйства, то они, несмотря на дефицит внимания и поддержки со стороны государства, производят сегодня почти половину мяса, 80 процентов овощей и 90 процентов картофеля", - указал Гордеев. По его мнению, условием реализации национального проекта развития сельского хозяйства является государственно-частное партнерство. "Важно не просто выделение средств, а приход крупного частного капитала в сельское хозяйство", - заявил он. Финансирование национального проекта в области АПК из федерального бюджета должно начаться с января 2006 года. Гордеев подчеркнул, что "агропромышленный комплекс России попал в приоритеты экономической политики государства впервые за последние 15 лет".

Гордеев - молодец, что четко высказал свое мнение по этому поводу, и его услышали. Необходимо, чтобы была помощь бизнесу. Если будет возможность организовывать долгосрочные кредиты, лет на 10 плюс еще выделение денег на постройку ферм.
Здесь стоит привести пример Китая. Они отменили на 10 лет все налоги по сельскому хозяйству. Сделали само сельское хозяйство свободной экономической зоной, 'забыли' все долги и выдают беспроцентные кредиты на 10 лет. Думаю, этот опыт будет удачен, конечно, при наличии определенного контроля, который исключает воровство.
Я считаю, что правительство должно больше привлекать бизнес для консультаций. Уведомительный характер принятия решений не может привести к улучшению ситуации, а только усугубит трудности. Думается, что бизнес в состоянии подсказать достаточно много интересных идей и решений.
Что касается пищевой промышленности, то здесь интересы дела требуют уменьшить число проверяющих организаций. Не секрет, что количество контролирующих органов прямо пропорционально коррупции.
Налогообложение необходимо сделать единым, вообще убрать НДС (ибо на сегодняшний день это самый коррупционный налог) и ввести налог с оборота. Конечно, есть опыт некоторых стран, где НДС успешно работает, но у нас он только вредит. Возвращение его - огромная проблема и благоприятная почва для коррупции. К тому же налог с оборота был бы для государства более выгодным.
Кроме этого, необходимо сократить единый социальный налог и вывести, наконец, предпринимателей из 'серой' зоны, а там их находится 80%, если не больше. 24% ЕСН могут платить далеко не все компании. Большинство показывает одну зарплату, а реально платит другую.
Людям хочется выйти из 'тени'. Все хотят платить налоги и спать спокойно. Я считаю, что далеко не все чиновники несут в себе зло, но некоторые определенно несут. Для них ситуация с громадным 'серым' сектором выгодна. Они заинтересованы в создании невыносимых условий, чтобы держать человека на 'крючке'.

- С вашей точки зрения, достаточен ли запас емкости молочного рынка для бесперебойного роста молочной промышленности в ближайшие годы?

- Обычно потребление растет на 3-5% в год. Я считаю, что емкость достаточная, потому что в Советском Союзе потребляли 370 кг молочных продуктов на человека, а сейчас только 220 кг. Мы можем легко рассчитывать на увеличение потребления в полтора раза. Во Франции, например, этот показатель составляет 430 кг на человека в год, в Германии - 410.
К сожалению, сейчас происходит сокращение поголовья крупного рогатого скота в огромных масштабах. Ежегодно оно снижается на 7-8%, а этот год, судя по текущим показателям, станет 'рекордным' в этом отношении.

- Чем это вызвано?

- Корма стоят очень дорого, в результате происходит массовый забой скота. Как следствие, объем надоев сокращается, и эту проблему приходится решать за счет увеличение завоза сухого молока. Не секрет, что увеличение использования сухого молока намного ухудшает качество продукта. Даже на вкус легко определить, сделан продукт из сухого молока или из свежего.

- Как вы оцениваете тот факт, что некоторые компании, работающие в пищевой промышленности, организовывают собственные хозяйства? Насколько этот путь перспективен?

- Я считаю, что они двигаются в правильном направлении и проводят нужную социальную работу. Мы сами имеем хозяйства на Кубани и в Ленинградской области. В наших хозяйства сейчас 20 тыс. коров. Я не говорю, конечно, что за это надо давать медали. Такую работу необходимо всячески поддерживать.

- Принято считать, что сельское хозяйство - 'черная дыра', куда сколько ни вкладывай денег, отдачи не будет:

- На самом деле, все может работать и приносить прибыль. При надоях с коровы в 7-10 тыс. литров в год - это нормальный прибыльный бизнес, лишь бы была правильная организация труда.
Главное, чтобы бюрократ выплачивал причитающиеся деньги не тогда, когда уже прошла страда или посевная, а вовремя. Неплохо, когда тебе помогают построить животноводческий комплекс, дают кредиты. В этом случае получается очень прибыльный и хороший бизнес, капитализация растет, а земля обрабатывается. Ведь на сегодняшний день 19 млн га земли простаивает без обработки. А это высококачественные почвы - чернозем! 32 млн га вообще выведены из сельхозоборота. Это такая глупость!
Молодежь уезжает из деревень - это обидно. Но я думаю, разум, в конце концов, победит.

- Как вы объясните факт потери компанией лидерства в производстве соковой продукции?

- Были проблемы с тем, что контрагенты из Италии, которые поставляли нам оборудование. Они не смогли вовремя произвести его запуск. Нашему конкуренту удалось запустить производство быстрее нас. Все зависит от команды. Я считаю, что в какой-то момент команда, работающая на этом направлении, охладела к делу, почувствовала себя очень значимой, задрала нос и стала считать себя недосягаемой. Результат налицо! Думаю, что мы уже начинаем исправлять это положение.

Справка. После августовского кризиса 1998 года, на волне замещения импортных товаров российскими, пищевой сектор на несколько лет стал главным фаворитом отечественной экономики. Компании росли не десятки процентов в год и при этом модернизировали производство. Но уже с начала 2000-х годов в отрасли началась консолидация по отдельным сегментам. Одним из самых концентрированных является рынок соков. В сегменте доминирует четыре крупных производителя - "Вимм-Билль-Данн" (ВБД), "Лебедянский", "Мултон" и "Нидан", на которые приходится более 90% рынка. Четыре года назад ВБД фактически был недосягаем для конкурентов и занимал более трети рынка. Но после выхода компании с акциями на Нью-Йоркскую фондовую биржу дела компании пошли намного хуже. Теперь она занимает третье место среди производителей сока. На первой строчке сейчас находится холдинг "Лебедянский". В марте этого года компания разместила свои акции на биржах ММВБ и РТС. К началу осени капитализация "Лебедянского" превысила $1 млрд. Владельцы второго по размеру производителя соковой продукции, питерского "Мултона", решили не проводить IPO и предпочли продать бизнес дочерней структуре корпорации Coca-Cola. Общая сумма сделки составила $501 млн, из которых $470 млн получили уже бывшие владельцы компании. На рынке регулярно "продают" четвертого в иерархии производителей сока - группу компаний "Нидан". В качестве возможного покупателя аналитики называют глобального конкурента Coca-Cola - PepsiCo. "Нидан" и американская компания уже сотрудничают в производстве сока под маркой Tropicana, а, кроме того, российская фирма планирует в дальнейшем развиваться, используя дистрибуторскую сеть PepsiCo в России. Но пока владельцы "Нидана" остаются в бизнесе.

- Как складываются у вас отношения с сетевиками? Насколько приемлемые условия они выставляют?

- Я не могу сказать, что отношения простые. Но постепенно мы находим общим язык. Этот этап проходили все страны. Невозможно консолидировать все вместе: иметь собственную сеть, хозяйства на селе, переработку и производство. Основная проблема - вопрос получения места на полке: сколько это будет стоить.

- Почему так происходит? Сетей недостаточно?

- Сетей действительно мало. Только Москва вся в сетях. В провинции торговля достаточно разрознена. Это легко объяснимо: все стремятся на столичный рынок, покупательная способность которого невероятно высока.
В переговорах с сетями все зависит от находчивости менеджеров и их умения договариваться. Многое зависит от конкурентоспособности той марки, которую мы представляем. Если марка достаточно сильная, обладает прекрасным качеством при разумной цене, - сетевикам перед этим сложно устоять.

Беседовал Андрей Фадеев, ИА 'Росбалт', Санкт-Петербург

Справка. Группа ВБД является одним из ведущих производителей соков и молочных продуктов в России. Сегодня в компанию входят 28 производственных предприятий в 22 регионах РФ и СНГ, торговые филиалы компании открыты в 26 городах России и стран СНГ. 'Вимм-Билль-Данн' владеет портфелем торговых марок, охватывающим более 1.1 тыс. типов молочных продуктов и более 150 типов соков, нектаров и прохладительных напитков. Уставный капитал ВБД составляет 880 млн рублей. В обращении находятся 44 млн обыкновенных акций номиналом 20 рублей. Основными совладельцами компании, с учетом владения депозитарными расписками, являются Гавриил Юшваев - 18,8%, Сергей Пластинин - 10,75%, Давид Якобашвили - 9,46%, Михаил Дубинин - 6,52%. Кроме того, акционерами ВБД являются Александр Орлов - 3,47%, Александр Тимохинс - 4,81% (летом прошлого года этот пакет передан Parex Bank в залог по кредиту), Михаил Вишняков - 2,05%, Евгений Ярославский - 1,13%, Виктор Евдокимов - 0,34% и французская компания Danone (9,46%). За период с 2002 по 2005 год компания потратила около $63 млн на приобретение производственных предприятий в России и СНГ.