Posted 26 декабря 2005,, 09:55

Published 26 декабря 2005,, 09:55

Modified 2 апреля, 04:42

Updated 2 апреля, 04:42

Иосиф Кобзон, Николай Басков и КГБ: феномен кремлевского концерта

26 декабря 2005, 09:55
Чиновники с суровыми лицами заполняют огромный концертный зал и после речи видного представителя Кремля – нередко самого
Владимира Путина
– начинается шоу.

В этой патриотической феерии блеск Лас-Вегаса соседствует с суровым официозом съезда КПСС. Есть часть, напоминающая выступление Боба Хоупа (легендарный американский эстрадный артист, за свою жизнь выступивший перед 10 миллионами солдат и посетивший около 700 военных баз и госпиталей. – Прим. ред.) перед войсками.

Исполнители представляют различные жанры, среди них есть певцы, классические пианисты, комики, поп-звезды в костюмах, расшитых блестками, и балалаечники. Фактически неизменная группа исполнителей мигрирует с одного концерта на другой. Сегодня в их числе стареющий эстрадный певец Иосиф Кобзон, лауреат конкурса имени Чайковского пианист Денис Мацуев и молодой тенор Николай Басков.

Все это позволяет миллионам телезрителей насладиться бесплатным концертом, который внушает патриотические чувства. Русская классика, советские стандарты и новые фавориты появляются на домашних экранах в День милиции, День защитника Отечества и День работников органов безопасности. День чекиста отмечался во вторник, и виновником торжества была ФСБ, пришедшая на смену КГБ.

Во вторник Путин открыл концерт речью, в которой похвалил спецслужбы за борьбу с терроризмом и – признавая существование в России проблемы скинхедов и роста преступности на почве нетерпимости – ксенофобией, а также за создание стабильного инвестиционного климата.

Он высидел весь концерт и аплодировал, тогда как сидевший рядом с ним премьер-министр Михаил Фрадков, казалось, дремал. Концерт завершился лозунгом: "Слава работникам органов безопасности Российской Федерации!"

Восхождение к власти бывшего подполковника КГБ Владимира Путина сопровождается уважением к спецслужбам и назначением их бывших сотрудников на высокие правительственные посты, где они поддерживают праздник в свою честь. Хотя это не выходной, новые программы и плакаты, развешанные на главных улицах Москвы, прославляют героизм спецслужб.

Но без большого концерта это ничего бы не значило. Жанр, почти исчезнувший в 1990-е годы, возродился при Путине вместе с советской концепцией отрепетированных празднований.

"Большой советский стиль возвращается, – говорит политический сатирик Виктор Шендерович, недавно проигравший выборы в федеральный парламент, где он собирался бороться с попытками Кремля повернуть время вспять. – Им надо чем-то отвлечь людей".

Такие концерты, конечно, выглядят анахронизмом, хотя голые до пояса мужчины, танцевавшие в этом году на заднем плане, едва ли заслужили бы одобрение в советские времена.

Слава Тарощина, телекритик ежедневной "Газеты", сказала, что смотрела концерт глазами кремленолога, чтобы понять, куда дует политический ветер. "Почему телевидение насаждает стиль, с которым мы боролись всю перестройку?" – спросила она, говоря о "фальшивом величии".

Григорий Заславский, театральный критик, пишущий о проблеме власти и культуры, называет концерты "заменителем патриотизма". Его так беспокоит политическая и общественная ситуация, что он создал театральную программу Кабаре.doc, в которой пародируют политиков и воспроизводят какофонию дореволюционных, советских и новых праздников, заполонивших российский календарь и плодящих все новые концерты.

У концертов много конкурентов, так как нефтяное богатство позволяет оплачивать сериалы и концерты, аналогичные American Idol (популярное телешоу. – Прим. ред.). Однако по рейтингу официальные концерты регулярно попадают в первую десятку, и их смотрит как минимум 30% телезрителей.

Не все телезрители от них в восторге. "У меня на кухне работает телевизор, и, когда я чищу картошку, у меня грязные руки, и я не могу переключить канал", – сказала пенсионерка Татьяна Макулова, которая была театральным режиссером и смотрит концерты как профессионал.

Многие номера она называет "катастрофой". "Тексты песен ужасны", – сказала она, хотя и признает, что концерты отражают потребность в "чем-то патриотическом и героическом".

Самый высокий рейтинг неизменно сохраняется у концерта в День милиции. В советские времена исполнители видели в этих концертах возможность найти могущественных покровителей и решить проблемы, которые могут возникнуть с законом.

Традиция жива и сегодня, говорит музыкальный критик и культурный обозреватель Артемий Троицкий, который утверждает, что исполнители идут на концерты "за индульгенциями". "Россия – это страна, живущая по законам феодализма", – сказал он.

"В России всегда существует отчужденность между властью и обществом, и такие концерты являются способом преодоления этой отчужденности, – заявил политолог Сергей Марков, который считает их чудесными. – Самый большой концерт был для МВД, потому что милицию уважают меньше всего, и ей необходима компенсация за недостаток уважения".

// The New York Times, InoPressa