Posted 26 декабря 2005, 13:07

Published 26 декабря 2005, 13:07

Modified 2 апреля 2024, 04:42

Updated 2 апреля 2024, 04:42

Партнерство власти и бизнеса - по российским понятиям

26 декабря 2005, 13:07
На днях ОАО 'ЛУКОЙЛ' и администрация Ненецкого автономного округа (НАО) заключили соглашение о сотрудничестве. Оно ставит окончательную точку в изнурительной войне, которую много лет вела с нефтяниками прежняя администрация НАО.

В минувший четверг в Москве ОАО 'ЛУКОЙЛ' и администрация Ненецкого автономного округа (НАО) заключили соглашение о сотрудничестве. Свои подписи под документом поставили первые лица компании и региона - президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов и губернатор НАО Алексей Баринов. Соглашение ставит окончательную точку в изнурительной войне, которую много лет вела с нефтяниками, в первую очередь, именно со структурами ЛУКОЙЛа, прежняя администрация НАО под руководством бывшего ее главы Владимира Бутова.

Как известно, отношения ненецкой администрации с работающими на территории округа недропользователями испортились еще в 1990-х годах, после того, как прежний губернатор потребовал от них выплаты налогов в казну в полном, определенном федеральным законодательством, объеме, а не по льготным, неизвестно кем и неизвестно за что установленным для некоторых компаний минимальным тарифам, а также участия в программах социально-экономического развития округа.

Неравная борьба с могучими нефтяниками, в которую были втянуты СМИ, правоохранительные органы и иные ресурсы, привела в результате к отставке Бутова: Верховный суд запретил ему баллотироваться на пост губернатора в третий раз. В феврале 2005 года в это кресло сел Алексей Баринов. Он пришел во власть как раз из нефтяного бизнеса - в прошлом Баринов был генеральным директором 'Архангельскгеолдобычи' (АГД), одной из дочек ЛУКОЙЛа.

Теперь ЛУКОЙЛ, чьи структуры входят в число основных недропользователей в НАО, получил зеленый свет на дальнейшее свое активное присутствие в одном из богатейших регионов России. Но на самом деле даже не это является главной интригой переговоров и подписанного документа.
Соглашение содержит очень интересный пункт, а именно: в целях улучшения экологической обстановки в регионе администрация НАО обратится с законодательной инициативой в Правительство РФ и Государственную Думу с предложением запретить использование экологически небезопасных ГСМ на территории РФ, в частности - дизельного топлива, содержание серы в котором превышает 0,05%.

Почему подобного рода пункт вдруг появился в договоре между частной компанией и органом государственной власти, что за ним кроется, и почему об этом так открыто объявляется? Потому что, как ни крути, означать это может только одно: обладая правом законодательной инициативы, администрация НАО будет пытаться пролоббировать в Федеральном Собрании закон, принятие которого выгодно отдельно взятой частной нефтяной структуре. А последняя с его помощью постарается, скорее всего, ограничивать своих конкурентов на российском топливном рынке.
Другими словами: чиновник расчищает дорогу негосударственной бизнес-структуре, в которой еще недавно сам был не последним человеком, причем использует для этого полномочия и возможности, которые дает ему его губернаторская должность.

В упомянутом соглашении есть еще один интересный момент: стороны определили, что в 2006 году объем финансирования долевого строительства трех крупных социальных объектов на территории НАО - открытого футбольного стадиона на 1000 зрителей, детского дошкольного комбината и инфекционного отделения с лабораторией для окружной больницы - со стороны ЛУКОЙЛа составит 270 млн. рублей.
Казалось бы, вот оно долгожданное участие нефтяников в программах социально-экономического развития округа. Но с другой стороны, теперь это уже сильно напоминает банальный торг: ты мне - закон, я тебе - социальные объекты.

Кстати, сумма эта - 270 млн. рублей - может поразить обывателя, но на деле - капля в море: сооружение и оборудование означенных объектов в условиях Крайнего Севера и полного отсутствия собственных стройматериалов обойдется, как минимум, в несколько раз дороже. То есть, задешево (читай, за счет жителей округа) и с помощью органа власти субъекта Федерации нефтяная компания, которая лишь с большой натяжкой может считаться сегодня российской, пытается обеспечить продвижение своих интересов на российском рынке.

Как известно, главным акционером ЛУКОЙЛа является ИНГ Банк (Евразия) ЗАО, которому принадлежит 64,81% акций компании. В свою очередь, ИНГ БАНК (Евразия) ЗАО, который работает в России с 1994 года, является дочерним банком ИНГ Группы, международного финансового института, основанного в Голландии. В официальном пресс-релизе, вывешенном на сайте ИНГ Банка (Евразия) ЗАО, черным по белому написано: ИНГ Банк (Евразия) ЗАО проводит в России политику штаб-квартиры Банка. Но никак не российскую государственную политику, что было бы, наверное, совсем забавно. Возникает вопрос: а чьи интересы пытается соблюсти, находясь во власти, конкретный российский губернатор?

Нынешний поход бизнесмена Баринова в государственную власть - не первый. В апреле 2003 года он был назначен главным федеральным инспектором (ГФИ) НАО, и ушел на этот пост как раз с должности гендиректора 'Архангельскгеолдобычи'. Депутат Собрания НАО Зоя Агапова выразила тогда сомнение в эффективности подобной перестановки. В интервью 'Росбалту' она заявила, что считает маловероятным, чтобы бизнесмен в одночасье переродился в государственника. И как в воду глядела...
Уже в августе 2004 года полномочный представитель президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов освободил Баринова от занимаемой должности. Формально - по сокращению штатов. Но на пресс-конференции в Нарьян-Маре Клебанов высказался откровеннее: 'По некоторым качествам бывший главный федеральный инспектор Ненецкого АО Алексей Баринов не соответствовал своей должности. Отличие ГФИ от других людей - в независимости и государственности'.

Удивительно и то, что сразу же после подписания соглашения в минувший четверг пресс-служба администрации НАО распространила в местных и федеральных СМИ пресс-релиз по итогам московских переговоров и даже не потрудилась обойти молчанием этот достаточно скользкий пункт документа. Совершенно открыто об этом говорится и в пресс-релизе нефтяной компании, вывешенном на официальном сайте ЛУКОЙЛа.

Что это? Непрофессионализм работников служб со связью с общественностью, которые, по сути, 'заложили' своих хозяев? Наивная уверенность, что совершается важное государственное дело? А, может быть, люди, которые сегодня получили доступ к богатейшим недрам России, настолько уверовали в свою неприкосновенность, что даже не считают нужным скрывать истинную подоплеку своих действий?
Что - так и только так должно осуществляться сотрудничество бизнес-структур и власти в современных российских условиях?

Ольга Крупенье

Справка.

Добыча нефти в Ненецком автономном округе по итогам 2005 года нефтяными предприятиями ожидается на уровне 12 млн. тонн. В прошлом году добыча нефти в НАО составила 10,5 млн. тонн. Основными недропользователями в НАО сегодня являются компании 'Северная нефть' (100% дочка НК 'Роснефть'), которая запланировала добыть в текущем году 2,6 млн. тонн нефти, 'Компания Полярное Сияние' ('Роснефть', ConocoPhillips) - 1,2 млн. тонн, 'ЛУКОЙЛ-Коми' (план 2005 года - 2,7 млн. тонн), ЗАО 'СеверТЭК' (100% дочка ЛУКОЙЛа) - 1,6 млн. тонн, 'Бовэл' (100% дочка 'ЛУКОЙЛа) - 850 тыс. тонн. Активы ЛУКОЙЛа имеются также в акционерном капитале компаний 'Нарьянмарнефтегаз' (план 2005 г. - 654 тыс. тонн нефти), АГД - 250 тыс. тонн, а также ряда некрупных компаний, суммарная добыча которых незначительна.

Нефтедобыча является основной промышленной отраслью в Ненецком округе, более 90% валового продукта в регионе обеспечивают предприятия нефтедобывающего комплекса. Подготовленные к разработке в НАО запасы достаточны для создания здесь значимого даже по общероссийским масштабам центра с добычей нефти до 25-30 млн. тонн в год. На территории Ненецкого округа расположены 80 разведанных месторождений углеводородного сырья. Около 40% разведанных запасов находится в распределенном фонде недр. Из них 57% запасов приходится на ОАО 'Архангельскгеолдобыча', 12% - на 'ЛУКОЙЛ-Коми'. Выработанность запасов углеводородного сырья в НАО составляет менее 5% от разведанных запасов нефти и 1% - от разведанных запасов природного газа. При этом начальные извлекаемые ресурсы оцениваются в НАО в 3,6 млрд. тонн условного топлива.

Подпишитесь