Posted 28 января 2006, 11:34

Published 28 января 2006, 11:34

Modified 2 апреля, 04:35

Updated 2 апреля, 04:35

Как немецкий Мемель стал литовской Клайпедой

28 января 2006, 11:34
В январе 1923 года литовцы отбили Клайпеду у французских оккупантов. Эту самую успешную операцию литовской армии почему-то засекретили и до сих пор официально не отмечают. Может быть, потому, что Литву тогда поддержала Советская Россия?

В январе 1923 года литовцы отбили Клайпеду у французских оккупантов. Эту самую успешную операцию литовской армии почему-то засекретили и до сих пор официально не отмечают. Может быть, потому, что Литву тогда поддержала Советская Россия?

Из сообщений прессы тех дней

ВАРШАВА, 12 января. Как сообщают из официальных кругов, межсоюзным верховным комиссаром в Мемеле объявлено осадное положение. Польское правительство заявляет в связи с мемельскими событиями, что Литва нарушила Версальский договор.

ПАРИЖ, 19 января. В газете "Юманите" помещено следующее сообщение из Москвы: От имени III Интернационала Бухарин послал Суварину письмо, заявляя, что если Польша нападет на революционную Германию, Россия выступит в защиту последней. Если же с другой стороны, буржуазная Литва выступит против Польши, Россия вступит в политическое и военное соглашение с Литвой против Польши.

("Последние Новости", Париж, 19 января 1923 года)

Историческая справка

Мемельбург был основан крестоносцами в 1252 году. Нынешнее название города было впервые упомянуто в документах 1413 года (правда, тогда оно писалось несколько иначе - не Klaipeda, а Caloypedа). Но только спустя 510 лет город впервые вошел в состав литовского государства. До этого в середине XVIII века он успел побывать в составе Российской империи, когда в период Семилетней войны здесь располагалась база российского флота, а комендантом был майор Александр Суворов, впоследствии генералиссимус. Кстати, именно в этом городе начинал свою службу и другой известный полководец - Вильгельм I , который в 1870 году наголову разгромил французов и стал первым германским императором.

После завершения Первой Мировой войны Мемельский край был отделен от Германии и оккупирован французскими войсками. Лига Наций планировала сделать Клайпеду вольным городом либо передать его Польше, которая в 1920 году отвоевала у Литвы ее официальную столицу Вильнюс (поэтому вплоть до 1939 года временная столица Литвы была в Каунасе). В отличие от соседней Латвии, располагавшей несколькими портами, у Литвы тогда не было ни одного.

В начале 1923 года резко обострились отношения между Германией и Францией. Из-за катастрофической ситуации в экономике, немцы не могли выплачивать победителям положенные по Версальскому договору репарации, и тогда французы оккупировали часть Германии. Дело едва не дошло до новой войны.

Литва решила воспользоваться удобной ситуацией и присоединить портовый город к себе. В этом ее активно поддержала Советская Россия, которая также была сильно обижена Польшей - в 1920 году Красная Армия потерпела сокрушительное поражение под Варшавой.

Пятидневная война

В начале января 1923 года к границе Мемельского края прибыли первые эшелоны с литовскими войсками. В середине января начались бои за город, в которых участвовало 1500 литовских солдат. Исходя из дипломатических приличий, официально это называли 'восстанием'. На фотографиях тех лет видно, что так называемые литовские "добровольцы" хоть и без погон, но совсем не похожи на как попало одетых и чем попало вооруженных 'восставших'. Напротив, все они были прекрасно экипированы и вооружены. Известно, что оружие и боеприпасы для операции были совсем недорого закуплены у немцев, которые были не против того, чтобы кто-то немного пострелял в ненавистных им французов.

В городе тогда насчитывалось около двухсот немецких полицейских, но они практически не участвовали в боях и почти сразу разбежались по домам. Оборону держали лишь 200 альпийских стрелков из Франции. Самые упорные схватки происходили у въезда в Клайпеду со стороны Каунаса и около французской префектуры.

'Командовал всей операцией майор литовской контрразведки Йонас Будрис-Половинскас, - рассказывает заведующий кафедрой истории Клайпедского университета Вигантас Варейкис. - Военное образование он получил еще в царской России. Воевал с большевиками и поляками. Но он плохо читал военные карты, поэтому ему помогали офицеры литовского Генерального штаба'.

Литовцы столкнулись с укреплениями на окраинах города. Это говорило о том, что начавшийся штурм города не был для французских оккупационных войск большой неожиданностью. И, действительно, по данным рассекреченных позже французских архивов, они заранее знали все детали операции. И о прибытии воинских эшелонов из Литвы, и о направлении главных ударов. Оказывается, в литовском штабе был шпион, передававший врагу самые секретные сведения.

Но даже это не спасло французов от поражения. После пятидневных боев они отступили в Красные казармы на окраине города. Литовцы их больше не атаковали и оставили в покое. В это время на помощь осажденному гарнизону Клайпеды Франция послала огромный броненосец 'Вольтер'. Но он прибыл слишком поздно, когда уже начались мирные переговоры.

В период штурма в январе 1923 года стояли ужасные морозы - до минус 30-ти! Носа на улицу не высунешь! Возможно, именно поэтому потери с обеих сторон были минимальными: в ходе боев погибло 12 литовцев, 2 француза и 1 немец. Число раненых точно не известно, но вряд ли превышало сотню.

'Премьер министр Литвы Галванаускас настойчиво призывал избегать жертв среди французов. К тому же, и сами французы не очень-то хотели воевать, - рассказывает Вигантас Варейкис. - Избежать вмешательства поляков в конфликт помогла Советская Россия, которая демонстративно сосредоточила свои войска на границе с Польшей. Премьер Галванаускас поддерживал тогда регулярную связь с министром иностранных дел Советской России Чичериным'.

После длительных и упорных переговоров Лига Наций признала присоединение Клайпеды к Литве. Но Польша еще долго не хотела с этим мириться. В 1929 году между соседними странами вновь резко обострились отношения. И вновь Советская Россия поддержала Литву. В августе 1929 года в порт Клайпеды с дружеским визитом пришли эсминцы Балтийского флота 'Войков' и 'Калинин'. Они демонстративно пришвартовались прямо в центре города на реке Дане, а не, как обычно, у причалов порта. Сохранилась фотография: советские эсминцы на фоне городских зданий, рядом толпы любопытных горожан. Этот снимок можно увидеть во многих фотоальбомах о старой Клайпеде. Визит боевых кораблей СССР тогда широко освещался в прессе и был правильно понят Польшей.

Забытая победа

Новый штурм город пережил в 1945 году. Тоже в январе и тоже в почти в 30-градусный мороз. Совпадение просто удивительное, ведь такие лютые холода в Клайпеде - большая редкость. При освобождении города от немцев 16-я Литовская дивизия Советской Армии потеряла в ожесточенных боях с нацистами более 700 человек убитыми. В их числе - около 80 литовцев. Еще в советские времена в память о павших воинах был возведен впечатляющий мемориальный комплекс. В День Победы 9 мая здесь всегда море цветов.

Удивительно, но литовцам, погибшим за город в январе 1923 года, с почестями повезло гораздо меньше. В День Литовской армии к их очень скромному мемориалу не возлагают ни венков, ни цветов. Потому что до сих пор эта операция официально считается 'восстанием'. Хотя участие литовской армии в тех боях никогда не было большой тайной ни для немцев, ни для французов. Несколько лет назад во Франции вышла даже целая монография, посвященная событиям 1923 года. В ней подробно раскрываются все нюансы дипломатической и военной борьбы за Клайпеду.

Сравнительно малые потери нисколько не девальвируют ее значение. Ведь каждому отдельному человеку одинаково тяжело погибать и в большой, и в малой кампании. Но именно благодаря этим 12-ти павшим в 1923 году воинам Клайпеда осталась литовской и после войны. Ведь Клайпедская область, как и Калининградская, сразу после победы вошла в состав Российской Федерации и лишь позднее была передана Литовской ССР. Вряд ли Сталин согласился бы на это, если бы Клайпеда не была литовской еще до Второй Мировой войны. Таким образом, трудно переоценить значение событий 1923 года для сегодняшней Литвы. Тем не менее, даже теперь, после обретения страной независимости, эта дата в масштабах государства никак не празднуется.

'В Клайпеде это всегда отмечается, хотя и не очень пышно, - говорит историк Вигантас Варейкис. - А официальный Вильнюс почему-то проигнорировал даже круглую дату - 80-летие той самой выдающейся операции. Почему? Потому, наверное, что смотрят на наш край, как на провинцию - и в политике, и в экономике и даже в истории. Бои литовской армии с польскими войсками генерала Желиговского в 1920 году всячески превозносятся, хотя Вильнюс Литва тогда все-таки потеряла...'

Действительно, в книге Гинтаутаса Сургалиса "Литовские военные 1918-1998", выпущенной Министерством обороны страны, боям за Вильнюс уделено много места. Опубликованы фотографии, военные карты и схемы боев. А про Клайпеду нет ни слова! Хотя большинство историков совершенно справедливо считают, что именно здесь была проведена самая успешная операция литовской армии в двадцатом столетии.

Владимир Нырко, журналист, писатель-историк,
редактор Интернет журнала Klaipedka.lt

Подпишитесь