Posted 31 января 2006, 09:45
Published 31 января 2006, 09:45
Modified 2 апреля 2024, 04:35
Updated 2 апреля 2024, 04:35
В 1995 году, когда после окончания Холодной войны прошло всего лишь шесть лет, американский институт Гэллапа провел гигантский по масштабам социологический опрос. Тремстам тысячам респондентов в США, Европе и СНГ предложено было ответить на один-единственный вопрос: 'Считаете ли вы вероятной атомную войну?'. 'Да' ответили в то время в общей сложности 34% опрошенных, причем наиболее низок этот показатель был в странах Евросоюза - 21%. Большинству казалось тогда, что опасность миновала и атомная угроза не маячит больше грозной тенью на горизонте...
Если бы подобный вопрос был задан европейцам сегодня - неизвестно, каковы были бы ответы. Символом минувшего января вполне можно считать всем известный ядерный желтый треугольник. Сначала разразился скандал с иранской ядерной программой, и европейцы вдруг осознали, что иранские ракеты средней дальности уже сейчас спокойно могут достичь Лондона, Берлина и Парижа. На этом фоне прозвучало заявление французского президента Жака Ширака о возможности французского ядерного удара по государствам, поддерживающим терроризм. Конец же первого месяца 2006 года ознаменовался бурной, хотя и непродолжительной дискуссией на атомную тему в Германии.
Как известно, ФРГ не обладает ядерным оружием и до сих пор не стремилась его получить. Конституция страны недвусмысленно запрещает немцам вести наступательные действия против каких-либо стран вообще, а ядерное оружие - оружие наступательного характера. Однако теперь некоторые немецкие политики всерьез говорят о том, что в изменившихся условиях немцам стоит подумать о создании собственного ядерного потенциала.
Крупнейшая в Европе ежедневная газета Bild опубликовала интервью бывшего министра обороны ФРГ Руперта Шольца, в котором он обосновал необходимость вооружения немецкой армии ракетами с ядерными боеголовками. Доктор Шольц, преподающий сейчас международное право в Мюнхенском университете, заявил, что так называемые 'террористические страны', стремящиеся к обладанию атомным оружием, угрожают тем самым всей Европе, и Германия должна иметь возможность противопоставить этой угрозе собственный ядерный потенциал.
Отметим, что ядерные боеголовки после окончания Холодной войны из Европы никуда не исчезли - Франция и Великобритания имеют собственные боезаряды и средства их доставки, а, кроме того, в число стран Евросоюза входят пять 'атомных авианосцев США' - Италия, Голландия, Бельгия, ФРГ и всё та же Великобритания. На военных базах США в Германии также имеются более двухсот атомных авиабомб, которые, согласно натовской доктрине 'ограниченного участия', могут в случае необходимости быть предоставлены в распоряжение ВВС Германии. Интересно, что немцы в данный момент технически не в состоянии это оружие использовать: на смену устаревшим истребителям 'Торнадо' Люфтваффе получают новые 'Еврофайтеры', а они не могут нести на себе бомбы типа американских B-61.
Впрочем, как уже говорилось, немецкое государство до сих пор никаким атомным оружием не располагало - мало того, само обсуждение этой темы в ФРГ всегда было под негласным запретом. Большинство парламентских фракций Бундестага и теперь сочли своим долгом возразить Руперту Шольцу, подчеркивая безъядерный статус страны и напоминая о том, что ФРГ пользуется 'ядерным зонтиком' США и Франции еще со времен Холодной войны. Спикер парламентской фракции СДПГ Петер Штрук, сам в недавнем прошлом возглавлявший Минобороны, заявил: 'Интересы Германии состоят в том, чтобы договор о нераспространении ядерного оружия оставался в силе. Этого невозможно добиться, обзаводясь собственными ракетами'.
Представители Министерства обороны Германии отказались прокомментировать скандальное интервью Шольца, ссылаясь на то, что они попросту не имеют права высказывать свое мнение по каким-либо политическим вопросам. Пресс-секретарь оборонного ведомства доктор Дирк Штёльтен заявил корреспонденту 'Росбалта', что приказа разворачивать ракетно-ядерные войска Бундесверу не поступало, а всё остальное - дело политиков.
Руперт Шольц, бывший девятым по счету шефом Минобороны послевоенной ФРГ в составе федерального кабинета министров под руководством Гельмута Коля (1988-1989 гг.), помнит еще времена противостояния НАТО Варшавскому договору и считает, что пакты о защите, заключенные НАТО с Германией тогда, безнадежно устарели и не соответствуют опасностям сегодняшнего дня. Или немецкое правительство получит от США и НАТО новые гарантии, или немцам придется подумать о том, как защититься самостоятельно, полагает Шольц.
Конечно, вряд ли в ближайшем будущем у Германии появятся собственные ядерные заряды. Однако практическая возможность их производства у ФРГ, в отличие от многих иных стран, имеется уже сейчас.
...Мнения европейцев по поводу возродившейся угрозы 'ядерной зимы' в Европе пока что не спросила ни одна социологическая служба. Однако вот интересный факт: одна из наиболее солидных немецких фирм по торговле недвижимостью, кельнский концерн 'Фундус', предоставил информацию о том, что индивидуальные атомные бомбоубежища, спрос на которые в 90-е годы упал практически до нуля, вновь заинтересовали тех, кто собирается покупать себе дома. Наверное, это и есть невысказанный ответ европейцев на незаданный вопрос об угрозе ядерной войны...
Борис Альтнер. Германия