Posted 3 февраля 2006,, 09:07

Published 3 февраля 2006,, 09:07

Modified 2 апреля, 04:34

Updated 2 апреля, 04:34

Израиль: предчувствие гражданской войны

3 февраля 2006, 09:07
Драматические события во время сноса израильского поселения Амона на Западном берегу реки Иордан говорят о том, что вместо размежевания с палестинцами Израиль получил размежевание внутри собственного общества.

В четверг утром весь Израиль проснулся будто бы с похмелья, не понимая, как стало возможным все то, что произошло накануне. Никто бы никогда не поверил, что девять незаконно построенных домиков, в которых еще даже не поселились люди, способны привести к сражению, достойному гражданской войны.

Домики подлежали разрушению, но к моменту, когда властям удалось справиться с этой, на первый взгляд, простой задачей, ранения получили 219 человек, и 144 из них были госпитализированы. В больницах через сутки оставалось всего 15 раненых, но тяжелую моральную травму получило всё еврейское государство: никогда в его истории не было столь масштабных столкновений между полицией и еврейскими гражданами страны. 2000 солдат и 3100 полицейских были вынуждены сражаться с более чем 3000 еврейских поселенцев.
Неужели 9 домиков незаконно построенного форпоста Амона стоят того? Оказывается, если до выборов остается всего полтора месяца, то стоят.

Когда Эхуд Ольмерт приступил к исполнению обязанностей премьер-министра, и стало ясно, что именно он возглавит правительство после мартовских выборов, о нем отзывались, как о слабом политике, неспособном, как "бульдозер" Шарон, делать то, что нужно, сметая препятствия. После того, как, несмотря на протесты и столкновения, эвакуация незаконных поселений продолжилась, оценки стали разнообразнее. Из центра и слева начали говорить, что он показал способность продолжать политику Шарона; справа - что он устроил себе предвыборную рекламу.

Когда в августе 2005 года были принудительно эвакуированы все еврейские поселения сектора Газы (21 поселение - более 8 тысяч поселенцев) и 4 из примерно 120 поселений Западного берега реки Иордан, стало ясно, что в дальнейшем протесты и сопротивление не помогут. Среди наиболее активно сопротивляющихся армии и полиции были не сами жители сектора Газа, а правые активисты, в основном из числа поселенцев Западного берега. Они понимали, что рано или поздно то же самое ждет и их.

Когда Высший суд справедливости Израиля объявил постройки форпоста Амона незаконными, стало понятно, что еще многие поселения Западного берега в ближайшем будущем будут приговорены к сносу. Если правительство в будущем решит принудительно эвакуировать считающиеся ныне законными поселения Западного берега, и поселенцы обратятся в Высший суд справедливости, тот вновь признает действия правительства справедливыми. Этот суд может и не такое - он уже не раз вставал на сторону палестинцев, когда возникал спор о маршруте прохождения разделительного забора.

Подобные размышления могли прибавить решимости противникам одностороннего размежевания с палестинцами, но столь яростной обороны девяти домиков все равно не было бы, не будь на носу выборы. Израильские правые силы сейчас практически не определяют политику страны, а ведущая правая партия "Ликуд" уже давно вышла из состава правительства. Но позволить себе быть незаметными правые накануне выборов не могут. В правящей партии "Кадима" считают, что правые используют эвакуацию поселений, чтобы дискредитировать нынешнюю власть. Жестокие столкновения властей с поселенцами правым на руку. Можно будет сказать: "Смотрите, как эти центристы безжалостны к еврейским гражданам!".

Возможно, именно поэтому поселенческий Совет, который способен влиять на правых активистов, не только не призывал поселенцев к непротивлению властям, но, быть может, и организовывал сопротивление. Не мог же он предугадать, что горячие молодые люди, в жажде ощутить себя революционерами, запасутся камнями и выйдут из-под контроля. Итогом стала 'предвыборная' жестокость столкновений: правые проявляли твердость намерений через поселенцев, а действующие власти через полицию и армию стремились показать, что курс Шарона будет продолжен.

Летом поселенцы баррикадировались на крышах и в синагогах. Врывающиеся в синагоги полицейские обнаруживали связавшихся десятками в единую связку правых активистов - попробуйте таких вытащить... Но все равно всех вытаскивали, и помешать принудительной эвакуации еврейских поселений из сектора Газы не удалось.

На этот раз задачу полиции и армии еще более усложнили - на них с крыш посыпался град кирпичей и камней. В ответ пришлось пустить слезоточивый газ и водометы. Была задействована также конная полиция с дубинками, сквозь завесу пыли напоминавшая средневековых рыцарей. В какой-то момент часть полицейских также теряла контроль над собой. Серьезнее всех пострадал 15-летний поселенец, раненый дубинкой. Тяжело была ранена в голову кирпичом девушка-полицейский.

Возмущенный беспрецедентным насилием президент Израиля Моше Кацав просит уважать решение Высшего суда справедливости. Министр обороны спрашивает, куда смотрят родители подростков, устраивающих беспорядки, и где духовное влияние раввинов, которые могли бы использовать свой авторитет?

Правая пресса укоряет левую за то, что последняя выступила против компромиссов с поселенцами. Один из аналитиков, придерживающийся правых взглядов, с горечью пишет, что лучше бы он был членом организации ХАМАС, ведь тогда у него были бы шансы договориться с левыми, но поскольку он израильский правый, то таких шансов у него нет. Он же отмечает, что левые, спустя несколько дней после победы ХАМАСа на палестинских выборах, заговорили о том, что нужно договориться с этим радикальным движением, однако с израильскими поселенцами они договориться не хотят из принципа. Аналитик обвиняет левых в том, что, жестко осуждая насилие на палестинских территориях, силовую расправу с еврейскими поселенцами вместо диалога с ними они сочли вполне приемлемой.

Сейчас и поселенцы, и полиция с армией готовятся к новым тяжелым боям. В ближайшее время в Высшем суде справедливости решится судьба поселений Хурша и Гив'ат а-Юваль, а затем еще нескольких. В израильской армии заявляют, что бой за Амону не был боем за 9 домов. Целью правых активистов было показать, что армии и полиции потребуются грандиозные усилия для эвакуации каждого маленького поселения, и что у них в дальнейшем всё не пройдет так легко и безупречно, как с летним отмежеванием от сектора Газы.

Одновременно власти уже обдумывают соглашение с поселенцами. Оно может быть примерно таким: поселенцы не мешают сносу объявленных незаконными форпостов, а власть за это признает некоторые форпосты законными. При этом здравомыслящие израильтяне, глядя на всё происходящее, говорят, что вместо размежевания с палестинцами Израиль получил размежевание внутри собственного общества.

Максим Малькош, ИА "Росбалт"