Posted 8 февраля 2006,, 10:00

Published 8 февраля 2006,, 10:00

Modified 2 апреля, 04:33

Updated 2 апреля, 04:33

Москва. Дискуссионный клуб 'Модернизация России: новый вектор', заседание 9-е. 'Какая система образования нужна России?'

8 февраля 2006, 10:00

8 февраля 2006 года информационное агентство «Росбалт» при поддержке Института проблем глобализации и Института системных проектов провело очередное заседание дискуссионного клуба «Модернизация России: новый вектор», посвященное перспективам развития российской экономики. Тема девятого заседания: «Какая система образования нужна России?»

Юрий Крупнов, председатель «ДВИЖЕНИЯ РАЗВИТИЯ», в качестве основных задач предложил следующее: во-первых, образование должно стать главным механизмом развития страны, средством реализации ее целей. Во-вторых, в центре системы должна быть личность, персонификация на основе развития эффективных дидактических систем. В-третьих, по мнению эксперта, необходимо создать единую мировоззренческую платформу российской школы вокруг принципов тысячелетней цивилизации и традиции. Не менее важным, по словам Крупнова, являются изменение содержания образования и всего набора образовательных технологий, а также превращение педагогов в «первое сословие». Несмотря на многочисленные трудности, в том числе материального характера, эксперт заявил, что «это единственная сфера, где еще что-то осталось», поэтому у России есть все условия, чтобы через 10-15 лет достичь мирового лидерства в образовательной сфере.

Александр Асмолов, заведующий кафедрой психологии личности МГУ, профессор, доктор психологических наук, заявил, что «спокойно относится» к основным тезисам реформы образования, но тем не менее, выразил некоторые опасения. Так, по словам Асмолова, образование не должно быть «узкоколейным», необходимы принципы мобильности и разнообразия. Также, эксперт отметил риск «ранней профориентации, сверх специализации», напомнив собравшимся перевод с немецкого слова «бакалавр», который означает «материал годный к дальнейшему использованию». Асмолов подчеркнул риск монополии в образовании, по его словам «образование не должно быть рабом сиюминутных запросов рынка». Кроме того, эксперт обратил внимание собравшихся на проблему подготовки учителей. По мнению Асмолова, существует «драма отставания учителя от ученика», сложившаяся, прежде всего из-за того, что большинство детей живут в «компьютерном мире». «Надо срочно учить учителей, без этого ничего не получится – это ключ реформы», заявил Асмолов.

Сергей Кара-Мурза, философ, политолог, академик РАЕН большую часть выступления посвятил идеологической подоплеке реформы образования. По его мнению, «отцы» реформы не говорят прямо о ее стратегии, а предпочитают лишь «вбрасывать в общество некоторые несущественные тезисы». Кара-Мурза полагает, что суть реформы заключается в переходе от «школы советского типа к западному, в смене цивилизации, типа культуры». «Ведь школа, по мнению эксперта – это «генетический аппарат культуры, это место, где сохраняются главные культурные коды». По мнению Сергея Кара-Мурзы, российская школа относится к «университетскому типу образования», который дает целостное представление о мире, а не «массовую школу присущую для западного типа». Эксперт убежден, что выбор системы образования – это цивилизационный выбор, от которого будет зависеть будущее России. Однако, по его мнению, «не стоит беспокоиться особым образом из-за проводимой реформы образования, т.к. на нее, скорее всего, не хватит денег. И не такое переваривали», - заключил философ.

Алексей Кондауров, член Комитета Госдумы по образованию и науке, заявил, что объем финансирования российской системы образования необходимо увеличить втрое. «Сегодня у нас нет четкой позиции государства по модернизации системы образования, — сообщил Кондауров. — Какие-то попытки предпринимаются, но и они сводятся лишь к тому, чтобы оставить на плаву то, что есть сейчас». По мнению Кондаурова, «образование — это приоритетная сфера, но не заметно качественных изменений государства по отношению к этой проблеме». Депутат считает, что эффективно провести модернизацию системы образования возможно только при увеличении финансирования этой отрасти в 2-3 раза. «Задача образования — воспитывать личность, нацию, но у государства, видимо, другие приоритеты», — считает депутат. По его мнению, пока «на самом высоком уровне отношение к этой проблеме не изменится, система образования будет разрушаться, а нация — деградировать».

Заместитель директора научно-исследовательского института развития профессионального образования Сергей Вершинин заявил, что увеличение финансирования системы образования в 3 раза «действительно необходимая мера». Он считает, что «материальную поддержку образованию, причем существенную, должен оказать бизнес». Говоря о ситуации в системе образования в России в целом, Вершинин отметил, что «сегодня образование существует ради самого себя, и у него нет четко поставленной цели». «Систему нужно повернуть к целевым посылам: сохранению и преумножению культурного пласта, воспитанию подрастающих поколений, развитию страны», — уверен эксперт.