Posted 10 февраля 2006, 14:20

Published 10 февраля 2006, 14:20

Modified 2 апреля 2024, 04:32

Updated 2 апреля 2024, 04:32

Рекламу зачистят

10 февраля 2006, 14:20
С июля рекламы на российском телевидении станет меньше. А та, что останется, будет более корректной. Так, во всяком случае, утверждают авторы нового закона 'О рекламе', принятого Госдумой во втором чтении 10 февраля.

С июля рекламы на российском телевидении станет меньше. Так, во всяком случае, утверждают авторы нового закона 'О рекламе', принятого Госдумой во втором чтении 10 февраля. Общее количество рекламы, обещают депутаты, будет ограничено 15-тью процентами эфирного времени в сутки, а продолжительность ненавистных телезрителям рекламных блоков, прерывающих художественные фильмы и развлекательные ток-шоу, не превысит 4-х минут.

Одобренные поправки (360 из внесенных 520-ти) конкретизируют требования к содержанию, объему и способам распространения рекламы на телевидении, радио и в печати. Запрещаются 'зонтичные бренды', наружная реклама табачных изделий, азартных игр и лотерей (в том числе с помощью мобильных билбордов). Трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований отныне можно будет 'перебивать' рекламой только в перерывах матчей (игр, боев, гонок) или во время их остановок. Кроме того, реклама не будет появляться на телеэкране ранее, чем через 15 минут после начала демонстрации художественного или документального фильма (либо последнего прерывания показа). По мнению зампреда думского комитета по экономической политике Владимира Мединского, действующее законодательство 'слишком либеральное': в прайм-тайм рекламные 'перебивки' зачастую затягиваются до 7-8 минут, что 'вызывает справедливые нарекания телезрителей'.

Пойдя навстречу телевизионщикам, депутаты установили переходный период до 2008 года, в течение которого максимально допустимый хронометраж рекламы на протяжении одного часа вещания будет составлять не 15% эфирного времени, а 20%. 'Телекомпании смогут варьировать рекламу, распределяя ее по сетке вещания таким образом, чтобы ее общее суточное количество не превышало 15%, однако в прайм-тайм ее будет больше - до 12-ти минут в час', - пояснил журналистам глава комитета по экономполитике Валерий Драганов. Европейская конвенция о трансграничном вещании, которую Россия в скором времени собирается ратифицировать, запрещает прерывать художественные фильмы рекламой чаще, чем один раз в 45 минут, и устанавливает максимальный объем рекламы в течение часа - 15% (т.е. 9 минут вещания). В России это ограничение вступит в силу с 1 января 2008 года.

В целом, как отмечают эксперты, хотя принятые поправки и являются плодом лоббистских усилий игроков рынка, сам по себе рекламный закон хорош уже тем, что вводит более четкие правила игры и при этом учитывает интересы рядовых потребителей информационных (нерекламных) услуг. Депутаты убеждены, что рекламировать некачественные товары и продукцию сомнительного происхождения теперь будет сложнее. К примеру, существенно ужесточаются требования к рекламе медицинских препаратов: она теперь не должна создавать впечатление ненужности обращения к врачу, содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний и удачного применения того или иного препарата. Кроме того, депутаты решили изгнать из рекламы образы 'людей в белых халатах' - медицинских работников, дающих рекомендации к применению лекарства. 'Это будет способствовать оздоровлению общества', - считает Драганов.

Норму о возможности включения рекламных блоков в детские и образовательные передачи, возмутившую многих депутатов, ко второму чтению подкорректировали. Отныне если передача длится 25 минут, разрешено ставить по полторы минуты рекламы в начале и в конце, если 40 минут - по 2,5 минуты и если свыше - по 3 минуты. Кроме того, запрещена реклама в школьных учебниках, тетрадях и дневниках.

Еще одна законодательная новация - санкции против распространителей компьютерного и телефонного спама. 'Распространение рекламы по сетям электросвязи, - говорится в документе, - допускается только при наличии предварительного согласия абонента или адресата на ее получение. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия, если отправитель (рекламораспространитель) не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить рассылку рекламных сообщений в адрес лица, обратившемуся к нему с соответствующим требованием'. Таким образом, после вступления закона в силу, скажем, все сотовые компании при заключении контракта с абонентом должны будут заручиться его добровольным согласием на рассылку рекламы. Если клиент отказался от этой 'услуги', а спам все-таки пришел, он вправе подать в суд на своего оператора.

Законопроект впервые устанавливает специальные требования, предъявляемые к рекламе лотерей и казино. В частности, азартные игры запрещается рекламировать как источник заработка (дохода) или способ решения финансовых проблем. Такая реклама не должна обращаться к несовершеннолетним, осуждать воздержание от участия в играх и пари и создавать впечатление о гарантированности выигрыша. Запрет на использование образов людей и животных в рекламе пива сохраняется, так же как и ограничение по времени ее распространения на телевидении (с 22 часов вечера до 7 утра) и радио (с 24 часов до 11 утра). Согласно проекту закона, пиво не может рекламироваться в детских, образовательных и медицинских организациях, театрах, музеях и концертных залах, на стадионах и в физкультурно-оздоровительных комплексах, а также в журналах о спорте, экологии и здоровье. По просьбе ГИБДД и ФСБ, депутаты запретили использовать в качестве рекламных конструкций дорожные знаки и указатели, причем как с лицевой стороны, так и с обратной.

Как ожидается, в третьем чтении закон будет принят на следующей неделе, а вступит в силу - с 1 июля 2006 года.

Игорь Джохадзе, ИА 'Росбалт', Москва.

Подпишитесь