Posted 14 февраля 2006, 12:04

Published 14 февраля 2006, 12:04

Modified 2 апреля 2024, 04:31

Updated 2 апреля 2024, 04:31

Государство заметило рейдеров

14 февраля 2006, 12:04
Российские власти, наконец, поняли, что разгул рейдерства наносит серьезный ущерб экономике страны. Из-за череды корпоративных захватов предприятий многие отрасли стали фактически закрытыми для притока инвестиций - как иностранных, так и российских.

Российские власти, наконец, поняли, что разгул рейдерства наносит серьезный ущерб экономике страны. Из-за череды корпоративных захватов предприятий, начавшейся еще в середине 90-х годов и продолжающейся до сих пор, многие отрасли экономики стали фактически закрытыми для притока инвестиций - как иностранных, так и российских. В самом деле, какой собственник будет вкладывать в свой бизнес, если в любой момент к нему на завод может приехать бригада вооруженных людей и, прикрываясь неким решением суда уездного города N, потребовать отдать предприятие. Криминальный передел принял такой масштаб, что об этом явлении заговорили даже Президент и главы ведущих министерств.

На традиционной годовой коллегии генеральной прокуратуры, прошедшей в начале февраля, Президент РФ Владимир Путин заявил, что 'фактором, серьезно дестабилизирующим деловую среду и инвестиционный климат в целом, стала практика криминальных банкротств'. 'Честная конкуренция не должна подменяться попытками криминального завладения собственностью', - считает Президент. При этом Путин посоветовал прокурорам уметь 'видеть тенденции' и 'прогнозировать ситуацию, заранее предупреждать негативные последствия для страны, для ее экономики и социальной сферы'.

Через неделю слова Президента подхватил министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф. Он очень конкретно, в форме, не свойственной министрам, обрисовал картину, происходящую сейчас в российском бизнесе. Силовой захват юридических лиц, не имеющих, по словам Грефа, 'политической крыши', приводит к тому, что добросовестный 'беловоротничковый' бизнес 'не имеет возможности вырасти'. Этот бизнес изымается у них с целью последующей перепродажи и не способен дальше развиваться, отметил министр. Для борьбы с этим явлением Правительство в течение двух лет намерено изменить корпоративное законодательство, превратив его в эффективный инструмент защиты прав собственности.

Глава российского Правительства Михаил Фрадков был более конкретен. В прошлую пятницу (10 февраля) он сообщил, что кабинет министров на ближайшем заседании планирует рассмотреть проект концепции развития корпоративного законодательства до 2008 года.

По мнению члена совета директор ОАО 'Архангельский ЦБК' (комбинат, вокруг которого уже несколько лет разворачивается конфликт между иностранным акционером ОАО и группой компаний 'Базовый элемент') Тимура Соколова, важно, чтобы власть не просто ограничилась громкими заявлениями, а предприняла конкретные шаги. 'Главное для инвестора - это стабильность, а не вести с фронта о предприятии, в которое он вкладывает средства', - считает Соколов. Он уверен, что именно на деталях, нечетко прописанных в законодательстве, а также коррумпированности властных органов и строится большинство схем захватов. Для устранения пробелов в законодательстве необходимо внесение массы поправок в Арбитражно-процессуальный кодекс и закон 'Об акционерных обществах'.

Аналогичного мнения придерживается и генеральный директор группы компаний 'Росразвитие' Павел Петровский. 'Количество поправок, которые необходимо внести в законодательство, действительно велико, поэтому перечислить их невозможно', - говорит он. В наибольшей корректировке нуждается федеральный закон 'Об акционерных обществах'. В нем огромное число формулировок, которые можно трактовать двояко. Государству, по мнению Петровского, необходимо просто выполнять свои функции - 'чтобы любое воздействие рейдструктуры на компанию происходило четко в соответствии с законом, а в случае, если идет нарушение законодательства, все органы и власть реагировали на эти нарушения'.

По словам генерального директор компании "Р-Техно' (компания специализируется на информационной безопасности) Романа Ромачева, есть несколько факторов, способствующих захватам предприятий. "Первое - несовершенство законодательной базы, - полагает он. - Второе - нежелание правоохранительных органов заниматься этими проблемами. Они решают ее по факту: произошел захват - мы занимаемся, а если есть предпосылки, и вы пытаетесь достучаться до верхов ГУВД, то реакции не будет - нет факта преступления. Третий момент - большинство руководителей предприятий далеки от понятий безопасности бизнеса и за это платят. Наверное, только изменение этих трех моментов в комплексе позволит как-то переломить ситуацию', - считает Ромачев.

Утверждение, что органы власти полностью игнорируют проблему рейдеров, все же неверно. Сейчас при региональных правительствах уже начинают появляться различные комиссии и управления, специализирующиеся на экономической безопасности. Такие подразделения уже есть в Москве, Санкт-Петербурге и Ярославле. Пока эти структуры способны лишь максимально быстро зафиксировать факт возникновения конфликта или захвата. Как защищать бизнес, в комиссиях не знают. По мнению Ромачева, выходом может стать создание альянса между государством и частными структурами, специализирующимися на охране бизнеса.

Вопросом корректировки корпоративного законодательства озаботились и в Госдуме. Депутаты разработали поправки в целый ряд законов (об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, о регистрации юридических лиц), в корпоративное и финансовое законодательство, в ГК РФ, и т.д. Однако, как говорит председатель Комиссии Госдумы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики Геннадий Райков, вся эта работа по непонятным причинам тормозится. Возникает объективное мнение, замечает Райков, что со стороны заинтересованных структур существует серьезное противодействие.

Решение проблемы защиты бизнеса от криминальных захватов, опирающихся на коррупцию и несовершенством законодательства, должно стать приоритетной задачей для всех ветвей власти. Такого мнения придерживается глава Ассоциации по противодействию недружественным поглощениям (АПНП) Павел Лихачев. 'Если Россия не только не может положить конец практике полукриминальных корпоративных захватов, но и позволяет экспортировать рейдерские технологии за рубеж, стоит ли удивляться тому, как запредельно низка репутация российского рынка и стоимость наших активов?' - отмечает Лихачев. В качестве "экспортных технологий" он привел пример события вокруг киргизского телекоммуникационного монополиста 'Бител' и турецкой Turkcell. 'Большинство из этих скандалов наблюдатели связывают с деятельностью российской 'Альфа-групп', - заявил Лихачев.

Татьяна Вильде, ИА 'Росбалт'

Подпишитесь