Posted 6 марта 2006,, 13:14

Published 6 марта 2006,, 13:14

Modified 2 апреля, 04:25

Updated 2 апреля, 04:25

Оскар: никого, вроде, не обидели

6 марта 2006, 13:14
Как однажды заметил Михаил Жванецкий, "рейтинги - это могучее послание тупых тупым". На основании этих самых рейтингов, помноженных на личные симпатии жюри или киноакадемий, и выдаются различные награды в кино. Не является исключением и "звездный" Оскар.
Григорий Добромелов

Как однажды заметил Михаил Жванецкий, "рейтинги - это могучее послание тупых тупым". На основании этих самых рейтингов, помноженных на личные симпатии жюри или киноакадемий, и выдаются различные награды в кино. Не является исключением и "звездный" Оскар. Все как-то уже привыкли, что именно Голливуд задает тон в мировой киноиндустрии. О вкусах не спорят, но все же выбор фильмов при присуждении премий зачастую вызывает изумление.

Родина блокбастеров (хотя лично я до сих пор не пойму, что это такое) в последнее время обратилась к конъюнктурным социальным проблемам и политкорректности. Когда пару лет назад золотую статуэтку за лучшую мужскую и женскую роль впервые дали темнокожим актерам, казалось, что это лишь эпизод. Последняя же церемония вручения наград довела эту идею до абсолюта.

За семьдесят восемь лет существования Оскар доставался разным по внутреннему наполнению картинам. Были и откровенные разочарования, и очевидные успехи. Иногда кинокритики промахивались. Многие великие голливудские режиссеры умерли, так и не получив заветной статуэтки. В этот раз, правда, киноакадемики успели. Восьмидесятиоднолетний Роберт Олтман, который пять раз номинировался на Оскар, но так ни разу его и не получил, наконец, ушел с наградой.

Но не это было 'гвоздем программы'. "Главного" Оскара получила картина Полла Хеггиса "Столкновение". Вопросы национальной розни стали в последнее время все чаще будоражить умы тех, кто раньше на них откровенно плевал. Конечно, скромная по бюджету ($6,5млн - это для Голливуда смешно), по сценарию, по актерской игре, да и много чему другому картина не слишком заслуживала такого почета. Но конъюнктура есть конъюнктура, и смелости киноакадемикам явно не хватило.

Понятно, что теме сексуальных меньшинств в последнее время грозит посвятить часть своего творчества любой мало-мальски уважающий себя режиссер. Но "Горбатая гора" Энга Ли получилась действительно достойной. И тем более обидно, что в очередной раз политкорректность восторжествовала. Даже во вручении Ли статуэтки за лучшую режиссуру есть строгое следование принципу - никого не обидеть.

Другая достойная картина - "Мюнхен" - оказалась вообще на обочине. Хотя и денег в нее было вложено немало, и актерская игра была вполне достойной. Но, видимо, не слишком теплый прием творения Спилберга со стороны участников операции по поиску арабских террористов оказал на кинокритиков серьезное воздействие. Очевидно, фильм еще возьмет свое в прокате. Да и Спилберг не обидится - статуэток у него вполне достаточно.

Еще одна картина про терроризм также не получила обещанной журналистами награды. "Рай сейчас" группы палестинских киношников не выдержал конкуренции с добротным творением южно-африканских кинематографистов. "Цоци" - первая африканская картина, получившая Оскара.

Статуэтка за мужскую роль ушла, как и предполагалось, к Филиппу Сеймуру Хоффману. А вот на Риз Уизерспун счастье свалилось негаданно. Возможно, сыграла роль генеалогия. Не обидели и Джорджа Клунни, наградив за мучения: он ради съемок в "Сириане" сильно потолстел и лег на операционный стол. "Второстепенных" Оскаров получили традиционные голливудские киноленты: "Кин-Конг" и "Мемуары гейши".

В общем, на очередной церемонии Оскара все прошло максимально политкорректно и конъюнктурно. Правда, причем здесь хорошее кино и рейтинговые ожидания, осталось непонятно.

Полный список победителей премии "Оскар":

Лучший актер - Филип Сеймор Хоффман "Капоте" /Capote/ (2005)

Лучшая актриса - Риз Уизерспун "Переступить черту" /Walk the Line/ (2005)

Лучшая актриса второго плана - Рэйчел Вайс "Преданный садовник" /Constant Gardener, The/ (2005)

Лучшая полнометражная анимация - "Уоллес и Громит: Проклятие Кролика-Оборотня" /Wallace & Gromit: Curse of the Were-Rabbit, The/ (2005) - Ник Парк и Стив Бокс /Steve Box/

Лучшая работа художника - "Мемуары гейши" /Memoirs of a Geisha/ (2005) - Джон Майр /John Myhre/ (художник), Гретхен Рау /Gretchen Rau/ (декоратор)

Лучшая операторская работа - "Мемуары гейши" /Memoirs of a Geisha/ (2005) - Дайон Биб /Dion Beebe/

Лучший дизайн костюмов - "Мемуары гейши" /Memoirs of a Geisha/ (2005) - Коллин Этвуд /Colleen Atwood/

Лучшая режиссерская работа - "Горбатая гора" /Brokeback Mountain/ (2005) - Энг Ли

Лучший документальный фильм - "Птицы 2: Путешествие на край света" /Marche de l'empereur, La/ (2004) - Люк Жаке /Luc Jacquet/ и Ив Дарондо /Yves Darondeau/

Лучший короткометражный документальный фильм - "Note of Triumph: The Golden Age of Norman Corwin, A" (2005) (IMDb) - Коринн Марринан /Corinne Marrinan/ и Эрик Саймонсон /Eric Simonson/

Лучший монтаж - "Столкновение" /Crash/ (2004) - Хьюз Уинборн /Hughes Winborne/

Лучший фильм на иностранном языке - "Tsotsi" (2005) (IMDb) (Южная Африка)

Лучший грим - "Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Волшебный Шкаф" /Chronicles of Narnia: The Lion, the Witch and the Wardrobe, The/ (2005) - Хауард Бергер /Howard Berger/ и Тэми Лэйн /Tami Lane/

Лучшая музыка к фильму - "Горбатая гора" /Brokeback Mountain/ (2005) - Густаво Сантаолалла /Gustavo Santaolalla/

Лучшая песня - "It's Hard Out Here for a Pimp" - "Hustle & Flow" (2005), музыка и слова - Джордан Хьюстон /Jordan Houston/, Седрик Коулман /Cedric Coleman/ и Пол Борегар /Paul Beauregard/

Лучший фильм - "Столкновение" /Crash/ (2004) - Пол Хэггис /Paul Haggis/ и Кэти Шульман /Cathy Schulman/

Лучшая короткометражная анимация - "The Moon and the Son: An Imagined Conversation" (2005) (IMDb) - Джон Кейнмэйкер /John Canemaker/ и Пегги Стерн /Peggy Stern/

Лучший короткометражный фильм - "Six Shooter" (2005) (IMDb) - Мартин МакДонаф /Martin McDonagh/

Лучший звук - "Кинг Конг" /King Kong/ (2005) - Майк Хопкинс /Mike Hopkins/ и Итан Ван дер Рин /Ethan Van der Ryn/

Лучший монтаж звуковых эффектов - "Кинг Конг" /King Kong/ (2005) - Кристофер Бойес /Christopher Boyes/, Майкл Семаник /Michael Semanick/, Майкл Хеджес /Michael Hedges/ и Хэммонд Пик /Hammond Peek/

Лучшие визуальные эффекты - "Кинг Конг" /King Kong/ (2005) - Джо Леттери /Joe Letteri/, Брайан Ван'т Хул /Brian Van't Hul/, Кристиан Риверс /Christian Rivers/ и Ричард Тэйлор /Richard Taylor/

Лучшая сценарная адаптация - "Горбатая гора" /Brokeback Mountain/ (2005) - Ларри МакМертри /Larry Mcmurtry/ и Дайана Оссана /Diana Ossana/

Лучший оригинальный сценарий - "Столкновение" /Crash/ (2004) - Пол Хэггис и Бобби Мореско /Bobby Moresco/

Премия за выдающиеся заслуги в кинематографе -Роберт Олтман