Posted 31 марта 2006,, 10:30

Published 31 марта 2006,, 10:30

Modified 2 апреля, 04:18

Updated 2 апреля, 04:18

Презумпция ВИНОвности

31 марта 2006, 10:30
Роспотребнадзор, похоже, объявил войну импортерам вина. Недавно был запрещен ввоз в Россию винной продукции из Грузии и Молдавии, позже в «черный список» попали производители из Чили и Аргентины. Между тем, с 1 апреля из-за введения акцизных марок нового образца может быть вообще остановлен импорт алкоголя. Участники рынка разводят руками . полное «безумие»

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), похоже, всерьез решила позаботиться о здоровье выпивающих россиян. Как пишет сегодня газета RBC daily, в ближайшее время может быть введено эмбарго на ввоз в страну аргентинских и чилийских вин. Выяснилось, что эти страны также упомянуты в постановлении Роспотребнадзора как неблагонадежные импортеры алкогольной продукции. Аналогичное определение уже получили Грузия и Молдова. В соответствии с документом на днях был введен запрет на импорт молдавских и грузинских вин, как несоответствующих требованиям российских стандартов. Участники рынка опасаются, как бы участь грузинского и молдавского алкоголя не постигла весь рынок импортируемого столового вина.

Напомним, что на днях глава Роспотребнадзора - Главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко предложил запретить экспорт в Россию вина из Грузии и Молдавии. «Анализ результатов проведенных, Роспотребнадзором в марте 2006 года проверок свидетельствует о большом удельном весе проб алкогольной продукции и виноматериалов, не отвечающих требованиям безопасности. При этом, наиболее часто не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям вина и виноматериалы поступающие на территорию Российской Федерации из Республики Молдова и Республики Грузия», - говорится в обращении Онищенко.

Он приостановил «с 27.03.2006 действие санитарно-эпидемиологических заключений на вино и виноматериалы, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Молдова и Республики Грузия, изготовленных на территории указанных республик, согласно перечню, являющемуся приложением к настоящему письму, до устранения выявленных нарушений».

Кроме того, глава Роспотребнадзора попросил руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС), «принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению к ввозу на территорию Российской Федерации вина и виноматериалов, поставляемых в Россию из Республики Молдова и Республики Грузия и изготовленных на территории указанных республик».

27 марта в ФТС газете «Коммерсантъ» подтвердили, что таможня больше не пропускает на территорию РФ составы с вином и виноматериалами. По оценкам экспертов, за первый день на границе с Украиной (через нее ввозится молдавская продукция) уже скопилось до 200 вагонов, при том что обычно их количество не превышает 70.

Санкции Роспотребнадзора могут коснуться и розничных торговцев вином, отмечает «Коммерсантъ». 24 марта, за день до выхода письма Онищенко, Роспотребнадзор выпустил дополнения к этому документу. Согласно им, реализация всей винодельческой продукции, не соответствующей санитарно-эпидемиологическим заключениям, должна быть приостановлена. Получается, что фактически вне закона оказалась ввезенная в Россию продукция грузинских и молдавских виноделов — около 80 млн бутылок вина, стоимость которых эксперты оценивают примерно в $250 млн.

В Грузии и Молдавии связывают письмо Онищенко с очередным политическим кризисом в отношениях их стран с Россией. Как напоминает «Коммерсантъ», во время очередного раунда переговоров о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО), Грузия и Молдавия высказались за пересмотр двусторонних торговых договоров с РФ. Если этот вопрос не будет урегулирован, Россия не сможет вступить в ВТО: для этого необходимо согласие всех стран, с которыми у нее есть подобные соглашения.

С тем, что претензии носят политический характер, соглашаются и российские бизнесмены. "Я работаю с молдавским вином уже десять лет, и до сих пор ни о каких претензиях к качеству, повышенному содержанию пестицидов или железа речи не шло", - сказал «Коммерсанту» председатель Совета директоров холдинга "Винный мир" Петр Каныгин.

Санкции будут крайне болезненными для всех стран—участниц конфликта. По экспертным оценкам, 85% молдавских вин и около 80% грузинских поставляются именно в Россию. Для Молдавии винодельческая отрасль вообще является системообразующей — 40% бюджета формируется именно за счет нее. Как отмечает «Коммерсантъ», от решения Роспотребнадзора может пострадать и российская сторона. Свыше 50% всех виноматериалов, которые используются на российских винзаводах, молдавского происхождения.

Как напоминает RBC daily, ежемесячно в Россию ввозится около 50 млн литров зарубежной алкогольной продукции. Согласно постановлению Роспотребнадзора от 15 марта 2006 года, подписанного Онищенко, «наиболее часто не соответствуют требованиям безопасности виноградные вина и коньяки, поступающие в Россию из стран СНГ, а также Чили и Аргентины». В 2005 году доля чилийского вина в общем объеме импорта винодельческой продукции составила 1,5% (562,4 тыс. дал), а доля аргентинского 2% (722 тыс. дал). Крупнейшим импортером аргентинского вина в России является компания «Винный мир», а чилийского - компания «Уайтхолл».

Как сообщил 29 марта на пресс-конференции в Москве председатель правления холдинга «Винный мир» Петр Каныгин, посольства Чили и Аргентины обращались в Роспотребнадзор за разъяснениями, однако никакого ответа пока не получили. В самом «Винном мире», похоже, не сомневаются, что запрет на реализацию продукции из Чили и Аргентины — это вопрос времени. «Геннадий Онищенко просто так заявлений не делает, и если он сказал, что считает большую часть вин и коньяков из Аргентины и Чили некачественными, то можно смело ожидать мер, которые за этим последуют», — заявил RBC daily руководитель пресс-службы холдинга «Винный мир» Андрей Егоров. Другие участники и эксперты рынка также разделяют опасения «Винного мира», хотя их заявления и не столь категоричны. Член думского Экспертного совета по алкогольному рынку Павел Шапкин считает, что пока трудно делать прогнозы относительно того, что ждет аргентинские и молдавские вина в России, поскольку «логика в действиях Роспотребнадзора прослеживается не очень четко». В Роспотребнадзоре от комментариев отказываются.

Обвинения в том, что чилийские и аргентинские вина некачественные и могут нанести вред здоровью, эксперты считают смешными. «Чилийские вина считаются одними из лучших в мире, поэтому заявления Роспотребнадзора в их адрес просто оскорбительны», — отметил RBC daily пресс-секретарь Союза участников алкогольного рынка (СУАР) Вадим Дробиз. Вина из Аргентины, по словам Шапкина, может и не обладают превосходным качеством, «но это вовсе не повод, чтобы говорить о том, что они опасны для здоровья. Нужно очень серьезно думать, прежде чем делать какие-то выводы», — считает Шапкин. В СУАРе обращают внимание на то, что аргентинских вин в России не так много, но при этом огромное количество аргентинского виноматериала идет на производство российского вина. Эмбарго на аргентинскую продукцию, соответственно, ударит по российским виноделам.

Участники рынка согласны с Роспотребнадзором, что необходимо улучшать контроль за качеством поставляемого вина в Россию. Правда, способ решения этой проблемы вызывает сомнение. «Усиление контроля над качеством необходимо, но я не поддерживаю идею запрета импорта, потому как из-за него могут пострадать и добросовестные производители», — говорит RBC daily директор по маркетингу холдинга Gerrus Grup Кирилл Бутко. По мнению Дробиза, Роспотребнадзору в первую очередь следовало бы заняться винами отечественного производства, поскольку их качество зачастую вызывает сомнения. «В Татарстане, например, 72% забракованных вин были сделаны на территории России», — сказал Дробиз. По мнению экспертов, если следовать логике Роспотребнадзора и запрещать ввоз любого потенциально некачественного вина, «под горячую руку» может попасть практически весь рынок столового вина. «Например, французские столовые вина, которые поставляются в Россию, тоже не самого высокого качества, поэтому нельзя исключать, что ведомство г-на Онищенко может ввести запрет и на их реализацию», — горячится Дробиз.

Между тем, рынок импортного алкоголя может испытать новое потрясение. Как напоминает сегодня газета «Ведомости», с 1 апреля весь ввозимый в Россию алкоголь должен быть снабжен акцизными марками нового образца. Но работать по-новому готовы лишь два из 126 поставщиков алкоголя. Остальные остановили импорт и подсчитывают убытки, которые могут достичь $700 млн.

Опрошенные «Ведомостями» участники рынка характеризуют ситуацию одним словом — «безумие». Например, у Nemiroff - крупнейшего поставщика водки в Россию — «нет информации, когда начнется выдача новых акцизных марок», говорит PR-директор компании Наталья Коновалова. "Впервые, по сути, полностью останавливается импорт алкоголя", - недоумевает Александр Романов из комитета производителей алкогольной продукции Ассоциации европейского бизнеса (объединяет большинство крупных дистрибуторов). В нормальном режиме импортеры получают марки за месяц до поставки продукции в магазины. А теперь ввоз алкоголя со старыми марками запрещен с завтрашнего дня, новые марки есть далеко не у всех, а работать с ними могут единицы, отмечают «Ведомости».

Дело в том, напоминает издание, что с 1 января вступил в силу измененный закон "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Документ вводит новые марки: федеральные специальные - для отечественного алкоголя и акцизные - для импортного. На новые марки производители и дистрибуторы должны наносить специальный штрих-код, содержащий информацию о названии алкогольной продукции, ее виде, градусности, стране происхождения и даже правомерности использования товарного знака. Информация об обороте алкоголя с обновленными марками должна храниться в так называемой Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). Чтобы новая система заработала, каждый производитель отечественного алкоголя и поставщик импортного должен закупить специальное оборудование и с его помощью подключиться к ЕГАИС, разработкой которой занималось подведомственное ФСБ ФГУП "Атлас".

По данным «Ведомостей», чтобы получить акцизную марку, импортер должен отправить в уполномоченный таможенный орган заявку и перевести деньги на специальный счет, открытый ФТС. 1000 марок обходится в 1300 рублей. Затем таможенный орган регистрирует заявление и размещает заказ импортера на фабрике Гознака. После того как марки по заказу импортера изготовлены, он в течение трех месяцев должен предоставить таможенникам справку об отсутствии таможенных задолженностей, а также банковскую гарантию, подтверждающую, что марки будут использованы. Получив марки, импортер должен дождаться еще одного подтверждения от ФТС - с разрешением нанести штрих-код на марку, затем напечатать штрих-код и отправить марку на завод, где она будет приклеена на бутылку (это по закону должно происходить вне российской таможенной территории), рассказывает руководитель пресс-службы холдинга "Винный мир" Андрей Егоров.

Из-за нерасторопности чиновников, которые не успели утвердить подзаконные акты, регламентирующие выдачу марок, в январе оказалось полностью парализовано отечественное производство алкоголя. Теперь волна проблем докатилась до импортеров. Постановления и приказы, регламентирующие выдачу марок, уже подписаны, а вот работа ЕГАИС остается под вопросом.

Как пишут «Ведомости», вчера на Центральной акцизной таможне в Москве Федеральная таможенная служба (ФТС) продемонстрировала журналистам запуск автоматизированной системы. По словам представителя ФТС, "оборудование и программное обеспечение уже запущено в восьми уполномоченных таможенных органах" - в каждом федеральном округе, а также в Калининграде. "Таможня к работе готова", - уверяет он. Но из 126 импортеров алкоголя, по данным таможенников на вчерашний вечер, только 44 обзавелись оборудованием и программами для работы в ЕГАИС, а полностью настроена система была лишь в двух компаниях, в которых ее тестировали. "Эти компании уже могут приступать к штрих-кодированию, остальные - по мере готовности оборудования", - говорит таможенник.

Новые марки, на которые должен наноситься штрих-код, по словам советника гендиректора по связям с общественностью объединения "Гознак" Натальи Никифоровой, уже отпечатаны: в адрес восьми окружных управлений отгружено около 97 млн марок (старых марок Гознак печатал в среднем по 80 млн в месяц). По данным ФТС, импортеры уже получили 40 млн марок, еще 60 млн таможенники обещают выдать "по мере поступления заявок" и 90 млн в ближайшее время должны поступить с Гознака.

Но даже если импортеры получат новые марки к завтрашнему дню, останется проблема подключения к ЕГАИС, "работа которой пока не налажена", сказала «Ведомостям» Коновалова из Nemiroff. Эта компания отправила в "Атлас" заявку на покупку оборудования еще две недели назад, но пока ничего не получили, утверждает представитель компании.

Уже три недели назад некоторые поставщики говорили, что придерживают алкоголь на складах, чтобы поставки в престижные торговые точки были бесперебойными, рассказывает Романов из Ассоциации европейского бизнеса. По подсчетам Егорова из "Винного мира", совокупные потери поставщиков и продавцов импортного алкоголя могут достигнуть $700 млн: это ущерб от зависшего на границе товара, необходимости забирать из сетей алкоголь со старыми марками и реэкспортировать его и др. "Верит" в эту цифру и Романов. В худшем случае, если запасы на складах закончатся, а продукция с новыми марками не начнет поступать, Nemiroff может потерять "примерно $22-26 млн в месяц", говорит Коновалова.

Продавать бутылки со старыми марками закон разрешает до 1 июля, напоминают «Ведомости». Но торговые сети готовятся к кризису уже сейчас. Обычно магазины держат у себя 2-3-недельный запас алкоголя, рассказывает Александр Бархатов, директор по коммуникациям сети "Перекресток". По его словам, хотя сеть и пытается подготовиться к решению проблемы заранее, "проблемы будут у всех", ведь замены импортному алкоголю нет. "Складских запасов - в зависимости от категории товара - хватит от недели (по ходовым позициям вроде Bailey's, Bacardi и Martini) до месяца (чилийские вина)", - соглашается пресс-секретарь "Патэрсона" Надежда Синюк.

Чтобы не рисковать, ритейлоры уже возвращают алкоголь со старыми марками поставщикам. "Мы вернем дистрибуторам всю не реализованную к 1 июля продукцию", - предупреждает гендиректор компании "Городской супермаркет" (управляет сетью "Азбука вкуса") Владимир Садовин. Такой возврат предусмотрен договорами, товар будет признан "несоответствующим", объясняет «Ведомостям» Бархатов.

Чтобы продать возвращенный товар со старыми марками, законопослушные поставщики вынуждены будут реэкспортировать его и наклеить новые марки за границей, напоминает Егоров. "Но дистрибуторы, скорее всего, просто выкинут товар на открытые рынки, а там он будет продаваться из-под полы", - подозревает Бархатов.

По данным сети магазинов "Азбука вкуса", в 2005 году в России было продано импортного алкоголя примерно на $1,6 млрд. Компания "Бизнес Аналитика" оценивает доли импортной продукции в 66,1% рынка вин (включая вермуты и игристые), 38,7% рынка бренди и 5,3% рынка водки (2005 год, города с населением больше 100 000 человек). Кроме того, отмечают «Ведомости», на импортный алкоголь приходится абсолютное большинство продаж в сегменте премиум — виски, дорогие коньяки, ромы, текила.