Posted 31 марта 2006,, 08:00

Published 31 марта 2006,, 08:00

Modified 2 апреля, 04:18

Updated 2 апреля, 04:18

Санкт-Петербург. Круглый стол, приуроченный к Международному дню детской книги 'Какой должна быть детская литература?'

31 марта 2006, 08:00

31 марта 2006 года в 12:00 в пресс-центре ИА «Росбалт» (Санкт-Петербург, Конногвардейский бульвар, дом 7 — дворец Кочубея) состоялся круглый стол, приуроченный к Международному дню детской книги «Какой должна быть детская литература?».

О том, почему утрачивается интерес детей к чтению, насколько современная детская литература соответствует потребностям юных читателей, какую воспитательную и образовательную роль должна иметь детская литература, о формировании культуры чтения у детей, о роли в этом процессе издательств, выпускающих детскую литературу, обсуждали на круглом столе:

- Алла Насонова, директор издательства «Детгиз»;
- Нина Мазняк, заместитель директора по научной и библиотечной работе Центральной городской детской библиотеки имени Пушкина;
- Ирина Тихомирова, доцент кафедры детской литературы Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, автор методического словаря-справочника для библиотекарей «Психология детского чтения от А до Я»;
- Наталия Перевезенцева, заместитель директора Центра современной литературы и книги, член Союза писателей Санкт-Петербурга;
- Владимир Соболь, член Союза писателей Санкт-Петербурга, критик писатель.

Ирина Тихомирова отметила, что современные дети получают основную информацию через общение со сверстниками, просмотр телепередач, компьютер и Интернет. Книги же как источник информации постепенно уходят на второй план. Закрытие в стране многих дошкольных образовательных учреждений, оскудение книжных фондов детсадовских и школьных библиотек привело к тому, что многие дети так и не научились культуре чтения. Дети читают, но их выбор ограничивается зачастую пустой литературой, которая ничего не дает ни уму, ни сердцу, носит характер поверхностный и случайный.

По словам Натальи Перезвенцевой, в настоящее время учащиеся средних классов спрашивают в библиотеках в основном раскрученные книги Дэна Брауна и Джоан Роулинг. Лишь некоторые девочки при этом еще читают любовные романы. По ее словам, результаты опроса среди школьников показали, что некоторые хотели бы включения в школьную программу книг братьев Стругацких.

По наблюдениям Ирины Тихомировой, современные первоклассники в большинстве своем уже не могут продолжить такие начальные строки стихотворений, как: «Уронили мишку на пол...», «Идет бычок качается...» или «Наша Таня громко плачет...». По ее мнению, это говорит о снижении качества семейного чтения. Она отметила, что современные школьники, выросшие главным образом не на чтении, а на просмотре телевизора, уже не могут сосредоточить внимание на том, что читают.

Нина Мазняк отметила, что хотя институт детской библиотеки в Петербурге востребован гораздо меньше, чем в прошлом он еще сохранился. Она напомнила, что в городе действуют 62 детских библиотеки, в том числе 5 крупных в центре Петербурга.

Владимир Соболь считает, что книга «Гарри Поттер» — не самый плохой образец современной литературы и даже может быть полезна обществу. По его словам, в книгах о Гарри Поттере рассказывается о том, как хорош и увлекателен процесс учебы. Он отметил, что в западной детской литературе нового времени такого образа нет. Можно вспомнить Тома Сойера, который не отличался тягой к учению. В то же время Соболь отметил, что современной подростковой литературы в России нет. Детские писатели есть, например Сергей Махотин, Михаил Лесной, Алексей Шевченко, Игорь Смольников. Для детей старше 10 лет литература не создается, а, например, Майн Рида современные подростки понимают все с большим трудом. Ориентацию современных издателей на переводную, главным образом англоязычную, литературу Соболь связывает с тем, что, возможно, англоязычные писатели, в первую очередь автор «Гарри Поттера» Джоан Роулинг, «сумели нащупать нужные струны в душе молодежи».

Алла Насонова заявила о том, что издавать детскую литературу стало совсем неприбыльно, поэтому частные издательства могут себе это позволить крайне редко. По ее словам, себестоимость книги Дэна Брауна примерно 20 рублей, а продается она за 200 рублей, в то время как себестоимость детской хорошо проиллюстрированной книги с учетом налогов составляет 100 рублей. Насонова также отметила, что детская книга остается вне ведомственных рамок, не попадая ни в сферу Комитета по культуре, ни в сферу Комитета по печати. Переводная детская литература считается неэкономичной, и при этом еще более невыгодно продавать книги не раскрученных российских писателей. Директор «Детгиза» подчеркнула, что если государство действительно заботится о том, какими вырастут те, кому надо будет передать страну, то о детской книге надо вспоминать не раз в год в день рождения Ганса Христиана Андерсена (2 апреля), а гораздо чаще. Она призвала стимулировать издание детских книг, в том числе помогать новым детским книгам обретать известность. По словам Насоновой, последняя книга для детей среднего возраста, написанная в России, — «Вредные советы» Григория Остера. В то же время книга была написана в 80-е годы в эпоху нигилизма и распада Советского Союза, а сейчас должно появиться нечто, подходящее для современной действительности.