Posted 31 марта 2006, 13:29

Published 31 марта 2006, 13:29

Modified 2 апреля, 04:18

Updated 2 апреля, 04:18

Винная блокада

31 марта 2006, 13:29
Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко предложил запретить ввоз молдавских и грузинских вин в Россию из-за несоответствия санитарным нормам. Розничные торговцы возвращают оптовикам ранее купленную продукцию, произведенную в этих странах. Однако оптовики не спешат оформлять возврат, объясняя, что санитарный врач, хоть и главный, не может запретить импорт.

Оптовики сворачивают торговлю винами. Магазины пытаются вернуть посредникам молдавскую и грузинскую продукцию и не хотят брать товар из Аргентины и Чили. Вина из этих стран могут вскоре пополнить список запрещенных к продаже в России товаров. Роспотребнадзор уже готовится к проверкам чилийских и аргентинских поставок.

Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко предложил запретить ввоз молдавских и грузинских вин в Россию, поскольку в некоторых образцах продукции из этих стран содержание пестицидов превышает все допустимые нормы. И хотя дополнительные проверки партий молдавских и грузинских вин на содержание токсичных веществ и пестицидов, проведенные Роспотребнадзором, пока не дали положительного результата, ввоз алкоголя из Молдавии и Грузии решили приостановить.

Российские таможенники уже не пускают в страну новые партии алкоголя из Молдавии и Грузии. Розничные торговцы возвращают оптовикам ранее купленную продукцию, произведенную в этих странах. Однако оптовики не спешат оформлять возврат, объясняя, что санитарный врач, хоть и главный, не может запретить импорт.

"Запрет на ввоз импортной продукции не может вступить в силу только по заявлению главного санитарного врача России. Запрещенные партии уже были в свое время сертифицированы. Сертификаты выдавались по результатам испытаний, - объясняет один из оптовиков, пожелавший остаться неизвестным. - Как покупателям теперь относиться к сертифицированной алкогольной продукции вообще, если она может быть признана задним числом некачественной? К тому же перечень партий продукции, запрещенной санитарными службами, составил 122 страницы, и включает партии 2000 - 2006 года. Таким образом, розничные организации не могут требовать возврата всех партий, произведенных в Молдове или Грузии, равно как и таможня не имеет права запретить их ввоз".

По закону о защите прав потребителей, в соответствии с постановлением Правительства РФ "Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров", импортируемая алкогольная продукция по качеству должна быть не ниже, чем производимая в России, и соответствовать требованиям ГОСТов, действующих на территории РФ. Импортируемые партии проверяют на соответствие ГОСТам по качественным показателям, о чем говорит номер сертификата соответствия и ГОСТ, которые должны быть указан на контр-этикетке импортной бутылки. Федеральная государственная служба Роспотребнадзор самостоятельно не выдает сертификаты, и приостановить их действие не может. Партии импортируемой продукции помимо соответствия ГОСТам, проверяются на соблюдение санитарных норм, в том числе на наличие токсичных веществ, о чем говорит санитарно-эпидемиологическое заключение. Именно действие этих заключений и приостановил Онищенко с 27 марта 2006 года. Ни о каком глобальном запрете на ввоз продукции речи не идет.

Сокращение импорта молдавских и грузинских вин может привести к незначительному росту поставок алкоголя из Болгарии, Франции и Италии. Виноделы этих стран с радостью займут освободившееся место. Доля молдавских и грузинских вин и виноматериалов превышает 20% годового объема алкогольной продукции. В совокупном объеме предложения вин доля молдавских и грузинских поставщиков составляет примерно 7%.

Представители этих стран воспринимают инициативу главного санитарного врача России как исключительно политическое решение. "Если Россия будет создавать искусственные проблемы в вопросе экспорта наших вин, то Грузия будет вынуждена обратиться к международному сообществу и обвинить Россию в попытке политической и экономической блокад", - считает спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе.

Ксения Севастюк