Posted 3 апреля 2006, 18:24
Published 3 апреля 2006, 18:24
Modified 2 апреля, 04:17
Updated 2 апреля, 04:17
'Думаю, политическим силам, которые войдут в будущую коалицию, хватит мудрости отказаться от ассоциации с определенным цветом и работать на объединение всей страны', - заявил в прошлый уикенд в своем обращении к народу президент Украины. И в то же время Ющенко видит в будущей коалиции 'все силы, которые вместе на Майдане отстаивали демократию'.
Учитывая то, что Тимошенко определенно не собирается создавать коалицию с Партией Регионов, ясно, что речь идет об ультиматуме. 'Ежели вы, Юлия Владимировна, слишком политически брезгливы, то - сами виноваты...'. Брать на себя вину за разочарование 'оранжевого' электората Ющенко не собирается. Ему и так придется не сладко с новыми 'синими' попутчиками. Поэтому ход в стиле 'сама виновата, мы честно предлагали' - может и сработать.
Хотя Юлия Тимошенко - политик, искушенный в искусстве компромиссов, похоже, на этот раз она решила изменить привычному амплуа. В интервью газете 'Известия' лидер БЮТ заявляет, что будет идти до конца и согласится только на пост премьера, ее не прельщает даже пост председателя Верховной Рады. "Должность спикера меня не интересует. Что касается "технического премьера"... И я на это не соглашусь, и Ющенко этого никогда не предложит. Президент понимает, что я не "технический премьер", а реальный, из меня не получится исполнитель чужой воли, проводник чужой политики. Именно поэтому кланы, группирующиеся вокруг Ющенко, не хотят моего появления во главе правительства", - сказала Тимошенко.
Если же она все-таки прорвется в руководство Кабмина, то обещает сформировать "правительство честных чиновников, не допустить во власть бизнесменов, а также политиков, которыми манипулируют те или иные кланы". Очевидно, что такая перспектива не устроит ни бизнесменов из окружения Ющенко, ни спонсоров 'Регионов', ни финансовых доноров социалистов.
В варианте Тимошенко-премьер (если только она не договорится с Ренатом Ахметовым), украинский бизнес может устроить Кабмину глухую обструкцию. Поэтому без благословения влиятельных финансово-промышленных групп и 'экономического чуда' от Януковича, президенту уже не обойтись.
Чудо, конечно, может ограничиться возвращением из оффшоров части денег аффилированных с 'Регионами' бизнесменов, но при таком катастрофическом, как сегодня, ВВП, - уже и это было бы для Украины неплохо.
На вопрос 'а что дальше?' - искать ответ президенту страшно. Таким образом, ему вновь приходится жертвовать стратегией в пользу тактики. Хотя он и пытается 'подстелить соломку'. Так, все в том же радиообращении Ющенко декларирует три основных шага, необходимых для формирования парламентской коалиции. Это подписание объединительного меморандума, подписание соглашения о конкретных задачах коалиции, и лишь после этого - распределение обязанностей и должностей.
В документе по коалиции Ющенко требует предусмотреть не только общие принципы и задачи, но и будущие законопроекты, конкретные шаги нового правительства. Соглашение должно содержать четкий план мер, точные сроки их выполнения и гарантии того, что поставленные задачи будут выполнены. Для обеспечения единства и стабильности в государстве президент также призвал всех победителей выборов подписать пакт о стабильности: 'Это, в первую очередь, пути консолидации украинского общества, гармоничное развитие всех регионов страны, единое видение путей социально-экономического роста, способы услышать и учесть мнение всех политических сил Украины'.
Желание Ющенко заранее застраховаться от 'сюрпризов' со стороны будущих партнеров по коалиции - понятно. Но вот незадача - юридического механизма для обеспечения 'гарантии того, что поставленные задачи будут выполнены', просто не существует. Ни один украинский закон не даст президенту, в случае срыва сроков или договоренностей, возможности как-то наказать своенравных политиков, лишить мандатов нарушившую обещания фракцию и вообще хоть как-то повлиять на ситуацию после распределения министерских портфелей. И Ющенко это понимает.
Очевидно, в настоящий момент, помимо политических страховок, включаются и экономические механизмы негласного контроля над ситуацией. Например, "дифференциация" цен на газ для подконтрольных участникам переговорного процесса предприятий, "предварительное" распределение будущих выгодных контрактов и заказов, оставшихся "лакомых кусков" госсобственности... О возможном механизме сдержек и противовесов наверняка идут консультации и с 'вашингтонским ЦК'.
А искусственное затягивание коалиционных переговоров, разговоры о том, что всем партиям пропрезидентского блока 'Наша Украина' надо принять отдельные решения о возможности того или иного союза, - используются только для камуфляжа.