Posted 4 апреля 2006,, 04:21

Published 4 апреля 2006,, 04:21

Modified 2 апреля, 04:17

Updated 2 апреля, 04:17

"Известия": Солдатские отцы знают, как побороть дедовщину

4 апреля 2006, 04:21
Кому Родина - мать, а кому и папа

Первый в России Комитет солдатских отцов знает, как побороть дедовщину

Накануне весеннего призыва в Саратове заявила о себе первая в стране сугубо мужская правозащитная армейская организация. Оказалось, что солдатские отцы активно действуют в городе уже 1,5 года, но пока нечем было хвастаться, предпочитали находиться в информационном подполье. Сегодня их ряды насчитывают уже 500 человек. С особенностями мужского сопротивления дедовщине познакомился спецкор "Известий".

Солдатские папки

Члены Комитета солдатских отцов пока всячески избегают любых сравнений с коллегами-матерями. Чтобы ввести противника в заблуждение, они даже выбрали для своей организации очень длинное и политически нейтральное название - Фонд поддержки граждан, подлежащих призыву на военную службу, военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Но жители Саратова моментально просекли, что к чему, и окрестили "Поддержку" Комитетом солдатских отцов. Пришлось смириться.

- Мы не собираем митинги, не пишем публичные обращения, не организовываем скандальные пресс-конференции, - говорит еще один отец двоих сыновей Владимир Бирюков. - Не тот хирург хорош, который, вместо того чтобы оперировать, кричит о страданиях своего пациента на всю больницу. А тот, кто молча делает свою работу и спасает здоровье людей.

Рабочее место профессиональных отцов - комната в Доме офицеров. Здесь они ведут ежедневный прием. Над столом Владимира Прохорова - две полки с солдатскими папками. На одной полке папок много, на другой - мало. Много - это те дела, которые уже благополучно решены. Мало - те, что еще в разработке. Всего за полтора года в комитет вступило более 500 человек - в основном те, кому отцы реально помогли. Из них 150 - активисты. В последние месяцы на прием выстраивается очередь. Приходится посетителям талончики выдавать со временем посещения - как в поликлинике.

- Владимир Викторович, а чего это они вас так слушаются? Кто вы такой? Просто подполковник в отставке. Мало ли в России таких подполковников!

- Вы нас недооцениваете. Мы же хитрые. Мы заручились поддержкой областного военного профсоюза. А военные профсоюзы - это огромная сила. 700 тысяч человек, их представители есть в каждой воинской части России, во всех штабах. Так что 80% проблем нам удается решить по одному звонку. Просто обращаемся к главе профкома воинской части, где случился инцидент, он доводит до сведения командира, что у него в части такие-то проблемы и что их надо решить, иначе их будут решать другие. Все, этого достаточно. Но случай с Захаровым в эту схему не укладывается. Здесь ситуация зашла слишком далеко и речь идет о серьезном криминале.

Солдатские бабки

Юриста Комитета солдатских отцов Николая Григорьевича Малева заставлять работать не надо. За полтора года под его чутким руководством саратовские солдаты и офицеры отсудили у Министерства обороны 45 миллионов рублей.

Солдатские штучки

- Мы против выполнения плана по призыву любой ценой, - сказал мне Малев. - Мы сами военные и знаем, что толку от таких солдат в армии мало. Но вместе с тем мы против лозунга "Любой ценой не пустим своих детей в армию". Это ложь, что весь цивилизованный мир давно отказался от воинской повинности. В одной только Европе она действует в 12 государствах, в том числе в Германии, Австрии, Финляндии, Греции, Италии, Норвегии, Швеции и Швейцарии. И пока в России есть призыв, воинская служба - это законная обязанность любого мужчины.
В кабинет входит очередной посетитель. Зовут Антон Семенов. 17 лет. Антон - редкий экземпляр. Он очень хочет в армию. Досрочно. Даже экстерном сдает выпускные экзамены в школе, чтобы успеть в весенний призыв. С Антоном пришла его мама. "Уж я его пугала-пугала, а он не пугается", - разводит руками мама.
- А может, оно и к лучшему, - говорит Прохоров. - А то вон вчера к нам другая мама приходила, плакала, сына в армию сдать хотела. А знаете, почему плакала? Потому что пока сын от армии бегал, стал наркоманом. Но мы уже помочь ничем не могли. В армию наркоманов не берут.
Антон Семенов имел с Прохоровым мужской разговор. Владимир Викторович дал ему много советов. Совет первый: если у тебя есть какие-то особые навыки или способности - не стесняйся сказать об этом командиру. Это в армии всегда приветствуется. Совет второй: индивидуализм - это хорошо и правильно, но армия - это прежде всего коллектив, где от твоих действий зависишь не только ты один, но и все, кто входит в боевую единицу. У вас общие цели и общие задачи, поэтому крайний индивидуализм в таких условиях воспринимается негативно.
- Очень многие случаи неуставных отношений в армии спровоцированы именно таким поведением, - говорит Прохоров. - Но далеко не все. Поэтому совет третий: на всякий случай договорись с родителями о какой-то фразе-пароле. Например: "Погода у нас испортилась". И если они обнаружат ее в твоем письме, сразу придут к нам.

Солдатские жучки

Сегодня то, что осталось от ДОСААФ, называется РОСТО, но это уже совсем не то. Всерьез работают лишь водительские курсы, а остальные направления тают на глазах. В Комитете солдатских отцов считают, что возрождение системы ДОСААФ было бы гораздо более эффективным средством борьбы с беспределом в армии, чем тысячи митингов и публичных акций.
- В советское время в этом обществе развивались десятки военно-прикладных видов спорта, - говорит отец и собаковод Лабурченко. - Стрелковые клубы, яхт-клубы, парашютные секции, водительские курсы, спортивное ориентирование на местности, авиамоделирование, клубы радиолюбителей - всего я уже не упомню. Тысячи призывников уходили из этих клубов в Вооруженные силы, уже имея навыки, а главное - желание применить их на практике. Я со всеми поддерживал отношения и могу сказать точно: ни один из них не столкнулся с неуставными отношениями. Потому что все они пошли в армию подготовленными - и физически, и морально.

- Я вообще считаю, что дедовщина - это проблема немужественных мужчин, - говорит Прохоров. - 80% тревожных обращений к нам касаются парней, которые выросли в неблагополучных семьях с ослабленным мужским воспитанием. Поэтому победить дедовщину в нашей армии смогут только настоящие отцы. Которые в состоянии вырастить своих сыновей настоящими мужчинами.
Собаку Сергея Максимова зовут Берта. Но не факт, что она успеет стать пограничной. Клуб служебного собаководства под угрозой закрытия: его территория приглянулась какой-то коммерческой структуре. А "Юный пограничник" не приносит доходов. Так решили какие-то очень умные дяди. Тоже, наверное, отцы. Просто отцы, не солдатские.