Posted 14 апреля 2006, 13:25
Published 14 апреля 2006, 13:25
Modified 2 апреля 2024, 04:14
Updated 2 апреля 2024, 04:14
Российские автозаводы уже давно ищут на внешнем рынке продавцов устаревающих технологий. В этом состязании "Горьковский автозавод" опередил лидера отечественного автопрома - АвтоВАЗ - и купил ненужный DaimlerChrysler завод в Америке.
В конце 2007 года Группа "ГАЗ", в которую входит ОАО "Горьковский автомобильный завод" (ГАЗ), производящий "Волги" и "Газели", начет собирать в России американские автомобили. Для этого российский автохолдинг покупает у DaimlerChrysler завод Sterling Heights Automotive Plant в штате Мичиган. Оттуда станки и оборудование, прослужившие почти 10 лет, перевезут в Нижний Новгород и установят на ГАЗе. По лицензии на новых мощностях он начнет выпускать легковые автомобили - Chrysler Sebring и Dodge Stratus. Американцы решили продать лицензии на производство этих моделей, посчитав капиталовложения в них бесперспективными. Последний раз Sebring и Stratus обновляли в 2004 году. А это по меркам современного автомобилестроения достаточно давно. Так что в мае текущего года американцы начнут демонтировать оборудование и грузить на корабли, плывущие в Россию.
Общая стоимость проекта, по словам заместителя генерального директора Группы "ГАЗ" по стратегическому развитию Эрика Эберхардсона, составит примерно $150 млн. Эта сумма включает не только стоимость оборудования, поясняет Эберхардсон, но и вложения в подготовку производственных помещений, расходы на перевозку оборудования. Финансироваться проект будет из собственных средств Группы "ГАЗ".
Мощность производства на первом этапе составит 65 тыс. автомобилей в год. А потенциальный объем выпуска - 265 тыс. автомобилей. "Это гибкое оборудование, на нем можно выпускать как существующие модели, так и новые", - объясняет Эберхардсон. То есть оборудование будет использоваться не только для сборки Chrysler Sebring и Dodge Stratus, но и для выпуска других машин, в частности легких коммерческих автомобилей. Под какой маркой будут автомобили продаваться на рынке - пока не ясно. На ГАЗе еще не придумали им название, но точно знают, что это будет не "Волга". Кстати, производство "Волги" не собираются сворачивать в связи с приобретением американских мощностей.
Базовая модель нового автомобиля будет стоить около $17 тыс. "Окончательную цифру мы определим через 1,5 года, когда будем готовиться к запуску производства", - говорит Эберхардсон. Цены на аналогичные модели автомобилей, например Kia Magentis, начинаются от $17 тыс., а Hynday Sonata - от $18 тыс.
По мнению директора петербургского филиала компании "Автомир" Виталия Новикова, предложить за $17 тыс. то, что сейчас продается за 19 тыс. евро - идея очень хорошая. "Цена на Chrysler Sebring колеблется в пределах от 19 тысяч до 24 тысяч евро. Причем за 19 тысяч он имеет электрическое сиденье, кондиционер, музыку, подушки безопасности, а за 24 тысячи салон автомобиля становится кожаным, в нем появляется круиз-контроль, автоматическая коробка передач. В общем, за эту сумму он красавец", - восклицает Новиков.
Однако он сомневается, что в российском аналоге "Крайслера" сохранятся все те опции, что предлагаются сейчас. "Модель, конечно, интересная, тем более что "Крайслер" ходит на 92-м бензине. Но нельзя взять автомобиль прошлого века и начать собирать его в России - спроса не будет", - уверен Новиков. Из недостатков "Крайслера" он отмечает необходимость менять моторное масло каждые 5 тыс. км. "Это безумие в наших условиях, - считает Новиков, - и уже есть марки, которые предлагают межсервисный пробег 20 тысяч километров".
Каким именно будет обрусевший "Крайслер" - пока не ясно. Известно только, что ГАЗ собирается обновить обе лицензионные модели, и что они будут собираться из импортных комплектующих. На первых порах двигатели, трансмиссия, в общем, все детали и узлы к машинам будут поставляться в Россию из США. По мере развития производства часть комплектующих будут покупать в России. При этом Эберхардсон отметил, что покупать и переносить в Россию или строить здесь завод по производству двигателей ГАЗ пока не собирается.
Зато такие варианты рассматривает другой российский автопроизводитель - ОАО "АвтоВАЗ". Он ведет переговоры с DaimlerChrysler и BMW о приобретении их завода Tritec Motors в Бразилии. Это предприятия выпускает бензиновые двигатели объемом 1,6 литра. Потенциальная мощность - 355 тыс. агрегатов в год. Сумма сделки оценивается аналитиками в $300 млн. Как и ГАЗ, волжский автозавод рассматривает возможность переноса производственных мощностей в Россию. О планах АвтоВАЗа купить иностранный завод по производству двигателей гендиректор предприятия Игорь Есиповский заявлял еще в начале марта. И в ближайшее время руководство российского автогиганта должно решиться на сделку.
Александр Сологуб, ИА "Росбалт"
СПРАВКА:
Группа "ГАЗ" была создана в 2005 году в ходе реструктуризации производственных активов ОАО "РусПромАвто". В состав Группы "ГАЗ" входят: ОАО "ГАЗ" и его дочерние предприятия, включая ООО "Автомобильный завод "ГАЗ", ООО "Павловский автобус", ОАО "Голицынский автобусный завод", ОАО "Канашский автоагрегатный завод", ОАО "Саранский завод самосвалов", ОАО "Ярославский завод дизельной аппаратуры", ОАО "Автодизель", ООО "Ликинский автобус", ООО "КАвЗ", ОАО "Ярославский завод топливной аппаратуры".
Кроме того, в состав Группы "ГАЗ" входят: ОАО "Автомобильный завод Урал", ОАО "ТвЭкс", ОАО "Брянский арсенал", ОАО "Челябинский завод строительно-дорожных машин", ОАО "Заволжский завод гусеничных тягачей", ОАО "Арзамасский машиностроительный завод", ОАО "Холдинговая компания Барнаултрансмаш", их дочерние сервисно-сбытовые и снабженческие предприятия.
В 2005 году ГАЗ выпустил 55 тыс. 55 легковых автомобилей, 169 тыс. 268 грузовых и легких коммерческих автомобилей, 18 тыс. 716 автобусов. Выручка автозавода в прошлом году составила $3 млрд. Прибыль до вычета процентов по кредитам, налогов, амортизации (EBITDA) составила $315 млн.