Posted 12 мая 2006, 12:17
Published 12 мая 2006, 12:17
Modified 2 апреля 2024, 04:09
Updated 2 апреля 2024, 04:09
Сегодня Госдума приняла в первом чтении законопроект о порядке назначения и аттестации ректоров, а также избрания президентов вузов.
Депутаты считают, что имена кандидатов на должность ректора государственного или муниципального вуза должны сначала рассматривать аттестационные комиссии уполномоченных органов исполнительной власти, в ведении которых находится учебное заведение. Далее ректор будет избираться на общем собрании, тайным голосованием, из числа кандидатур, рекомендованных аттестационной комиссией. После избрания ректора между ним и органом исполнительной власти будет заключен трудовой договор на срок до пяти лет.
Такой вариант законопроекта поддержали 345 депутатов, против - 86, воздержался 1. Аргумент большинства таков: введение должности президента высшего учебного заведения будет способствовать 'развитию государственно-общественного характера управления вузами'.
Если бы сегодня за данный проект голосовали ректоры петербургских вузов, итоги были бы вообще непредсказуемы. Дело в том, что все они занимают сегодня свои посты на основании решений Ученых советов или прямых выборов коллектива и относят себя к числу приверженцев разумного консерватизма и хранителей традиций.
В их числе, например, ректор Государственного политехнического университета, член-корреспондент РАН Михаил Федоров. Одну из недавних своих пресс-конференций он начал словами о том, что система образования - консервативная система, в лучшем смысле этого слова, что ломать легче, чем строить, а традиции каждого вуза - это его сила. Правда, Федоров не забыл отметить, что такая верность прошлому не исключает новаций.
Эту позицию ректора крупнейшего вуза страны иллюстрируют масштабные инновационные проекты, создание технопарка и другие новшества. Все они дали основания Политеху участвовать в проходящем сейчас всероссийском конкурсе на лучший инновационный вуз.
Что же касается спорного пока вопроса о том, выбирать или назначать ректоров, Федоров уверенно отвечает: 'Только выбирать!'. Главный аргумент таков: коллектив вуза лучше чиновников со стороны знает своего лидера, свой лидер лучше знает проблемы вуза, а значит - сможет более эффективно их решать. Кроме того, такой вариант обеспечивает преемственность опыта. (Сам Федоров был избран на пост ректора по предложению академика РАН и ректора Политеха Юрия Васильева, руководившего вузом несколько десятилетий.)
Совершенно иной точки зрения придерживается ректор Санкт-Петербургского государственного университета Людмила Вербицкая, которую невозможно отнести к числу консерваторов, но следует считать приверженцем традиций, заложенных в основу российского национального образования еще Петром I. На одной из научных конференций она так и сказала: "Жаль, что за этим столом с нами не сидит Петр I, он бы поддержал наши новые проекты"...
Так вот, по мнению Вербицкой, в ректор университета должен не избираться, а назначаться. 'Как министр образования и науки может руководить ректорским корпусом, если все ректоры выбраны и независимы?', - задает риторический вопрос руководитель СПбГУ.
Вербицкая напоминает: 'Одно время в уставе некоторых университетов было записано - одного и того же ректора можно выбрать только на два срока. Но потом приходили новые ректоры, собирали ученый совет и меняли устав'. В то же время, по ее словам, есть и иные примеры: 'Деканом Восточного факультета у нас 35 лет проработал профессор Михаил Боголюбов. Такого расцвета факультета как при нем, у нас никогда не было. И никто не помышлял о его замене. Но есть деканы, которые и года не проработали, а коллектив уже не знает, как от них избавиться'.
Глава СПбГУ привела этот пример в подтверждение своей мысли о необходимости назначения ректоров: 'Могу ли я руководить факультетом при условии, что декан избран? Нет, конечно. Потому я за назначение и деканов тоже. Считаю, что у нас должно быть больше централизации власти'.
По мнению Вербицкой, эта централизация необходима для реализации реформы высшего образования. 'Что хочет сделать сегодня Андрей Фурсенко? Он хочет хоть каким-то образом влиять на кадровую политику в вузах, - заявляет ректор СПбГУ. - Он хочет в проведении реформ системы образования опираться на единомышленников, а не явных или скрытых противников".
Похоже, сегодня Госдума нашла некий компромисс между позициями Людмилы Вербицкой и Михаила Федорова и их сторонников.
В этой связи следует помнить о том, что в традициях большинства классических университетов мира - их независимость. Кому дать мантию, жезл и право принимать решения - всегда определяло квалифицированное профессорское окружение, а не чиновники. Правда, для этого всегда была нужна определенная доля общественных свобод. Эти принципы заложены и в Болонскую декларацию, которая сегодня со скрипом, но реализуется в российской системе высшего образования.
Так что, неизбежная дискуссия ректоров перед вторым и третьим чтением законопроекта в Госдуме обещает быть очень интересной. Ах, как было бы хорошо привлечь к ней и Петра I...
Неонилла Ямпольская, ИА "Росбалт". Санкт-Петербург