Posted 8 июня 2006, 14:58
Published 8 июня 2006, 14:58
Modified 2 апреля 2024, 04:02
Updated 2 апреля 2024, 04:02
Один из ключевых вопросов заседания правительства РФ 7 июня - перспектива развития электроэнергетики в России. «Эта отрасль для нас приоритетна, при правильной организации работы и проведении ее реформирования она может стать привлекательной как для инвесторов, так и для бюджета», - сказал премьер-министр Михаил Фрадков.
Время ломать копья
На заседании правительства должны были решиться два касающихся электроэнергетики вопроса. Во-первых, следовало, наконец, определиться с параметрами допуска частных финансовых потоков в уставные капиталы реформируемых предприятий электроэнергетики. А во-вторых, решить, следует ли государству отказываться от практики утверждения тарифов сверху.
Оперативное вынесение на заседание столь масштабного пакета вопросов объясняется тем, что в минувшую пятницу Владимир Путин выразил крайнее неудовольствие неумением ответственных за электроэнергетику РФ лиц привлечь деньги в развитие этой отрасли. По оценке президента, из-за недостаточного развития российских энергомощностей ежегодно ВВП недосчитывается примерно 5%.
Собственно, главной задачей реформы РАО «ЕЭС России» на 2006 год следует считать решение вопроса привлечения инвестиций. «Инвестиции сегодня самое главное, ради этого мы и проводили реформу, – сообщил в апреле Анатолий Чубайс. - И сегодня мы предлагаем механизмы привлечения частных инвестиций в конкурентный сектор энергетики, тот, который создан благодаря реформе, в сектор генерации. Вместе с этим мы говорим, что сформируется сектор, который будет под контролем государства. Это, прежде всего, высоковольтные сети, и здесь нужны государственные инвестиции, соответствующий запрос мы направили правительству. То есть суть реформы – государственный и конкурентный секторы, отделенные друг от друга – практически уже завершена. Мы создали 21 генерирующую компанию, мы консолидировали сетевую вертикаль и готовы к тому, чтобы запускать инвестиционный механизм. Я считаю, что в ближайшие три года, опираясь на результаты реформы, мы должны утроить объем инвестиций. С нынешних $5 млрд в год мы должны подняться на цифру $15 млрд в год».
Однако, как заявил первый зампред комиссии Совета Федерации РФ по естественным монополиям Валентин Межевич, износ основных мощностей создает серьезные затруднения для проведения реформы энергетики в России. При этом спрос на энергоресурсы в стране уже существенно опережает заявленный в Энергетической стратегии. По словам председателя Комиссии СФ по естественным монополиям Михаила Одинцова, предусматривались два сценария прироста электропотребления к 2005 году. По пессимистическому – 46 млрд кВт.ч, по оптимистическому – 50 млрд.кВт.ч. Фактический прирост – 73 млрд.кВт.ч.
«В России настал момент, когда экономика страны пошла в гору, некоторые регионы стали потреблять больше мощностей, в связи с чем возник дефицит энергоресурсов», - сообщил замминистра промышленности и энергетики РФ Андрей Реус в конце мая.
По оценке РАО «ЕЭС», для возвращения к бездефицитному производству электроэнергии в течение пяти лет необходимо ввести не менее 20 тыс. МВт новых мощностей. Уже сформирован перечень из 23 наиболее проблемных регионов, где предлагается построить более 40 энергоблоков на уже действующих и вновь построенных станциях. В феврале РАО «ЕЭС» представило Владимиру Путину и кабинету министров свои предложения по увеличению доли государства в ГидроОГК (компании, объединившей все российские гидростанции), Системном операторе (диспетче РСК ой службе) и Федеральной сетевой компании. Одновременно было предложено привлечь средства частных инвесторов в конкурентный сектор отрасли - теплогенерацию - за счет дополнительных выпусков акций энергокомпаний.
Как всегда, вопрос упирается в деньги. Частный капитал пока относится к перспективе вкладываться с долей осторожности.
На российском экономическом форуме в Лондоне глава московского представительства итальянской энергокомпнаии Enel, которая договорилась с российской группой ЕСН о покупке доли в сбытовой компании «Русэнергосбыт», Степан Звегинцов сказал: «Мы достаточно уверены, что либерализация состоится, и курс будет выдержан, но государству нужно определиться, есть очень много развилок. Мы изначально планировали выстроить сбалансированную стратегию на рынке путем владения генерирующих и сбытовых активов. Но если в сбыте это возможно, то в генерации над этим вопросом стоит большой знак вопроса».
«Правительство должно дать четкий ответ по допэмиссиям», - заявил в свою очередь замгендиректора «Мосэнерго» Дмитрий Васильев. Он пояснил, что для «Мосэнерго», энргомощностей которого уже не хватает для обеспечения всех потребностей региона при росте нагрузки зимой, допэмиссия является единственно возможным способом привлечь деньги на финансирование его проектов, поскольку занять необходимую сумму компания не сможет из-за большого существующего долгового бремени.
Не прячьте ваши денежки
Предваряя обсуждение наболевших вопросов электроэнергетики, Михаил Фрадков на заседании правительства заявил, что данная отрасль является ключевым резервом развития экономики страны, и итогом ее развития должны стать «результаты, которые ощутит как экономика, так и все население страны».
Предложения по привлечению инвесторов со стороны Минпромэнерго были обнародованы еще до правительственного заседания замминистром промышленности и энергетики РФ Андреем Дементьевым. Министерство предлагает программу первоочередных вводов генерирующих мощностей в ЕЭС России общим объемом 21,8 ГВт. Суммарные инвестиции, необходимые для строительства такого количества установленной мощности, оцениваются в размере 1 трлн 425 млрд руб. на период 2006-2010 гг.
Предлагается привлечение частных инвесторов посредством проведения дополнительной эмиссии акций 3-4 пилотных проектов генерирующих компаний, а также увеличение доли участия государства в «Федеральной сетевой компании», «Системном операторе» и «ГидроОГК» за счет средств федерального бюджета, которые пойдут на строительство необходимых электросетевых объектов и объектов генерации.
В 2007 году предлагается выделить денежные средства из федерального бюджета на отработку технологии бюджетных субвенций для снижения перекрестного субсидирования. «Важнейшим условием дальнейшего развития отрасли является введение новой модели оптового рынка электрической энергии, основанной на долгосрочных двусторонних договорах», - подчеркнул Андрей Дементьев.
По разработанной Минпромэнерго программе, всего в 2006-2010 годах планируется привлечь 1952 млрд рублей. В частности, в тепловую генерацию - 687 млрд рублей, в гидрогенерацию – 250 млрд рублей, в магистральные сети – 383 млрд рублей, в распределительные сети – 632 млрд рублей. За счет собственных средств будет привлечено 995 млрд рублей, за счет кредитных ресурсов – 369 млрд рублей, вложения в капитал составят 348 млрд рублей, средства федерального бюджета – 199 млрд рублей, за счет региональных источников будет профинансировано 41 млрд руб.
А уже на заседании Виктор Христенко заявил, что привлечение инвестиций тепловыми генкомпанями возможно путем размещения акций на площадках, или прямой продажей части активов стратегическим инвесторам. «Эти два варианта могут совмещаться», - объяснил он, отметив, что по каждой из генерирующий компаний решения будут приниматься отдельно. По прогнозу Христенко, проведение допэмисссий не приведет к утрате контроля РАО «ЕЭС» над генкомпаниями, но в дальнейшем доля энергохолдинга может снизиться до уровня блокпакета.
По словам главы Минпромэнерго, в ближней перспективе (2007 год) могут провести допэмиссии ОГК-3, ОГК-5, ТГК-3 и ТГК-5. Ориентировочный объем размещения дополнительного выпуска акций ОГК-3 может составить 11,8 млрд руб., ОГК-5 – 13,9 млрд руб., ТГК-3 – 40,7 млрд руб., ТГК-5 - 7 млрд руб.
Герман Греф, в свою очередь, заявил, что Минэкономразвития не поддерживает идею прямой продажи пакетов акций генкомпаний стратегическим инвесторам. «То есть РАО само определит, кому продать? И не будет никакой рыночной цены?», - поинтересовался глава Минэкономразвития.
Михаила Фрадкова же более всего волнует, чтобы инвесторы не только заботились о собственных доходах, но и работали на общие интересы». «Смотреть надо на перспективу», - отметил Фрадков.
В итоге правительство РФ одобрило начало привлечения частных инвестиций в электроэнергетику, в первую очередь, в теплогенерацию. По итогам заседания глава Минпромэнерго сообщил, что первоначально это будет происходить путем допэмиссии акций ТГК. «Мы рассчитываем, что в 2007г. за счет размещения допэмиссии акций ТГК удастся привлечь в тепловую генерацию более 70 млрд руб. частных инвестиций, при этом не будет нанесен ущерб самой генерации, а РАО ЕЭС останется активным владельцем генерирующих компаний», - подытожил Христенко.
Тарифный гороскоп
В свою очередь, на конференции «Как стать поставщиком РАО «ЕЭС России» зампред правления РАО ЕЭС Яков Уринсон декларировал, что тариф на электричество должен вырасти в 2007 г. на 12,1%, в 2008 г. – на 8,9%, в 2009 г. – на 8,2%. При этом он опирался на минимальный погодовой прогноз инфляции, соответственно - 7,5%, 5,5% и 5%. «Мы еще в 2003 г. объявили, что готовы работать в условиях, когда тарифы на электроэнергию растут ниже инфляции», – аргументировал Яков Уринсон. По его словам, правительство тогда приняло трехлетнюю программу реформирования энерготарифов не «от затрат», а по методу «инфляция минус». Если в 2000 г. прирост энерготарифов в 2 раза превышал прирост инфляции, в 2003 г. – в полтора раза, то в 2004–2006 гг. инфляция значительно обгоняет энерготарифы. То есть, по оценке зампреда правления РАО, энергохолдинг выполнил свои обязательства, тем более, что рост инфляции каждый год опережал прогнозы правительства.
Определенную амплитуду колебаний имела и позиция главы Минэкономразвития. Окончательные выводы, прозвучавшие на заседании правительства, выглядят следующим образом. По словам Германа Грефа, тарифы на электроэнергию в 2007 году вырастут, по прогнозам, на 10%, в 2008 году - на 9%, в 2009 году - на 8%. «Их рост связан с необходимостью достаточного уровня инвестирования в условиях реформирования отрасли», - отметил глава МЭРТ.
Работа над ошибками
«Я ждал, что на заседании правительства будет представлена жестко выстроенная, реальная программа по развитию электроэнергетического сектора, которая станет серьезнейшим сигналом к действию и для инвесторов, и для компаний. Абсолютно удовлетворен результатом обсуждения вопроса», - заявил первый зампред комиссии Совета Федерации по естественным монополиям Валентин Межевич. По его оценке, представленная министром Минпромэнерго среднесрочная программа развития отрасли на 2006-2010 гг. фактически содержит первые «аварийные меры, которые нужно предпринять в ситуации с кризисом энергетического производства». «Уверен, эта программа позволит преодолеть те негативные явления, связанные с энергодефицитом, которые начали накапливаться в отдельных регионах», - заявил сенатор.
«Правительство РФ согласилось с главным предложением Чубайса продавать генерирующие компании через механизм первичного размещения акций (IPO), – говорится в совместном комментарии аналитиков банка «Зенит» Евгения Суворова, Марии Сулимы и Дмитрия Лукашова. - Кроме того, правительство подтвердило приверженность дальнейшей либерализации оптового и розничного рынков электроэнергии и намерение частично финансировать отрасль из бюджета».
«Мы полагаем, что решение, принятое правительством РФ, может способствовать росту котировок энергетических компаний. Позитивным фактором может стать переоценка стоимости генерации, – считают аналитики. - Затраты на строительство новых мощностей в 3 раза выше текущей рыночной цены за МВт установленной мощности. По плану, дополнительные эмиссии снизят долю нынешних акционеров генерирующих компаний, но некоторый дисконт вероятно останется. Инвесторам следует учитывать, что согласно принятому плану, реструктуризация РАО ЕЭС должна завершится к середине 2008 года - тогда же РАО ЕЭС, как компания, перестанет существовать. Акции РАО будут обмениваться на ценные бумаги генерирующих и сетевых компаний. Коэффициенты обмена пока не известны, что составляет для нынешних миноритарных акционеров РАО определенную долю риска».
Как рассказала в интервью ИА «Росбалт» директор по экономике и финансам Межрегиональной распределительной сетевой компании (М РСК ) Северо-Запада Ольга Макарова, решение первоочередных задач потребует до 2010 г. инвестировать в сетевой комплекс Северо-Запада 65,5 млрд рублей. «На сегодняшний день региональные сетевые компании, входящие в зону ответственности МРСК Северо-Запада, уже сформировали пятилетние инвестиционные программы. Источниками финансирования этих программ могут быть как собственные средства компаний, так и заемные», - отметила она.
«Для эффективной реализации поставленных задач по повышению надежности электроснабжения необходимо, чтобы РЭКи при тарифном регулировании уже с 2007 года закладывали в тариф на передачу электроэнергии соответствующую прибыль с целевым использованием - на развитие производства, – уверена представитель М РСК . - Этот вопрос сейчас активно прорабатывается в регулирующих органах на местах. Мы доказываем и защищаем свои позиции, представляя экономически обоснованные затраты на реконструкцию и новое строительство. В соответствии с утвержденной в РСК кредитной политикой, привлекаем заемные средства без залога на имущество на несколько лет. Для концентрации финансовых средств на реконструкцию и техперевооружение, региональные сетевые компании ( РСК ) берут займы под амортизацию будущих лет».
«В этом году РАО «ЕЭС», ФСК и правительство Санкт-Петербурга заключили соглашение, - поясняет Ольга Макарова, - в соответствии с которым сформирована среднесрочная программа строительства и реконструкции электросетевых объектов Северной столицы. Она частично будет финансироваться из бюджетных средств. Объем инвестиций, которые планируется освоить за 3 года - 26 млрд. рублей. В последствии новые энергообъекты будут переданы в аренду «Ленэнерго»».
Со своей стороны, аналитики ИК «Финнам» считают опережающий инфляцию рост тарифов как чрезвычайно позитивным фактором для РАО «ЕЭС России», так и свидетельством изменения методики тарифообразования. «На текущем этапе реформирования отрасли, до начала функционирования конкурентного рынка электроэнергии, тарифообразование в отрасли осуществляется по принципу «Инфляция минус», когда утверждаемые темпы роста тарифов на электроэнергию не превышают планируемые темпы инфляции и теоретически являются стимулом к более эффективной работе предприятий. Тем не менее, реальные темпы роста инфляции на 1-2% превышают плановые, в результате чего энергетики вместо стимула к минимизации получают фактор, тормозящий развитие отрасли».
По мнению экспертов ИК «Финнам», в связи с планируемым привлечением инвестиций в электроэнергетику и необходимостью повышения инвестиционной привлекательности компаний отрасли крайне целесообразно повысить допустимые темпы роста тарифов на электроэнергию до уровня не ниже темпов роста инфляции. Это помогло бы созданию более адекватной тарифной политики компании, способствующей росту интереса инвесторов к компаниям отрасли.
Игорь Чубаха, ИА «АКС-Реальный сектор».