Posted 12 июня 2006, 06:26
Published 12 июня 2006, 06:26
Modified 2 апреля 2024, 04:01
Updated 2 апреля 2024, 04:01
Миллион двести тысяч человек каждый год погибают в автокатастрофах, еще 50 миллионов получают ранения и травмы. ДТП - на втором месте среди причин смерти молодых мужчин во всем мире, чаще умирают только от СПИДа. Об этом сообщается в докладе международной Комиссии по безопасности на дорогах. В начале июня международные эксперты собрались в столице Великобритании, чтобы устроить «мозговой штурм» по поводу этой проблемы, в сравнении с которой птичий грипп – детская забава.
Среди экспертов присутствовал и глава российского ГИБДД Виктор Кирьянов. В России ежегодно фиксируется более 40 млн нарушений правил дорожного движения (ПДД), сообщил он. К административной ответственности за различные правонарушения ежегодно привлекаются до 30% граждан РФ (главным образом, автомобилистов). Около трети ДТП происходит из-за нарушения скоростного режима и выезда на полосу встречного движения. "В каждом восьмом происшествии водитель находился в состоянии опьянения, каждый седьмой не имел права управления транспортным средством", - отметил Кирьянов.
«В России развязана война на дорогах», — восклицает председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин. «В 2005 году в результате ДТП погибли 34 тысячи человек, десятки стали инвалидами. Нарушения носят массовый характер и создают серьезную угрозу национальной безопасности России», - убежден он.
По замыслу создателей специальной программы, среди которых и Плигин, она должна улучшить ситуацию на российских дорогах. О ней рассказывал экспертам в Великобритании Виктор Кирьянов. Одна из мер - возвращение к системе штрафных баллов. Например, превышение скорости на 20-40 км в час будет наказываться тремя баллами, на 40-60 км в час - четырьмя, равно как управление транспортным средством в нетрезвом виде. В случае совершения 3-х и более нарушений водитель будет лишен прав на 2 года или на него наложат административный арест на срок до 15 суток.
К слову сказать, законопроект о поправках в КоАП, касающихся ужесточения санкций за нарушение ПДД, внесен в Госдуму группой депутатов-единороссов. В соответствии с поправками, минимальный штраф предлагается увеличить в 6 раз - до 300 рублей. Пьянство за рулем, в случае принятия законопроекта, будет караться административным арестом до 15 суток. Также предлагается ужесточить наказание за выезд на встречную полосу или проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора и ввести ответственность за пользование водителем во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством для ведения переговоров без использования рук (наказание - штраф в размере 3 МРОТ).
Автолюбители приветствуют наведение порядка на дорогах, но опасаются, что эти меры приведут только к росту коррупции среди сотрудников Госавтоинспекции. Новые правила дорожного движения, введенные с января 2006 года, вроде бы должны были способствовать безопасности на российских дорогах, однако оказались не столь жизнеспособными, как ожидалось - их действие приостановлено. Видимо, вечные российские беды - дураки и дороги – еще долго будут мешать наведению этого самого порядка.
По мнению лидера движения автомобилистов России, независимого депутата Госдумы РФ Виктора Похмелкина, законопроект нельзя принимать до тех пор, пока он не пройдет антикоррупционную экспертизу. Депутат уверен, что одними карательными мерами проблему решить невозможно. «Предложенные единороссами поправки расширяют полномочия должностных лиц ГИБДД и, соответственно, сокращают права участников дорожного движения», — отмечает депутат.
Председатель комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев не считает законопроект репрессивным. В частности, предложение об организации на дорогах круглосуточного видеонаблюдения «отвечает мировой практике и не нарушает принципа презумпции невиновности», отмечает он. «Камера будет беспристрастно фиксировать все происходящее на дорогах. Это нас дисциплинирует», — убежден Васильев.
А международная Комиссия тем временем призвала государства "Большой восьмерки" одобрить специальный план борьбы за безопасность движения в развитых странах, на которые приходится большинство таких происшествий. Главы восьми государств соберутся в Санкт-Петербурге, чтобы обсудить проблемы безопасности – энергетической, антитеррористической, и в этот ряд уже смело можно поставить безопасность на дорогах. Действительно, чем война на дорогах хуже любой другой? Видимо, уже наступил момент, когда мир не может защитить себя сам - для этого требуется вмешательство тех, кто им управляет.
В конце концов, управление миром мало чем отличается от управления дорожным движением. Наверное, поэтому мы так трепещем перед ГИБДД. Может быть, грозный окрик сверху, как всегда, вызовет положительный сдвиг, если не в сознании автомобилистов, то хотя бы в умах чиновников, ответственных за штрафы, правила, регулирование, техрегламенты, а в конечном итоге – жизни автомобилистов?
Юлия Иванова. ИА «Росбалт», Санкт-Петербург.