Posted 12 июня 2006, 23:11
Published 12 июня 2006, 23:11
Modified 2 апреля 2024, 04:01
Updated 2 апреля 2024, 04:01
Х экономический форум, который открывается 13 июня в Петербурге, отличается от предыдущих собраний глав государств, министров и промышленников разных стран. По замыслу организаторов мероприятия – Министерства экономического развития и торговли РФ, Совета Федерации и правительства Петербурга – этот форум выйдет за пределы стран ближнего зарубежья. По инициативе главы Минэкономразвития Германа Грефа, формат мероприятия был изменен. Как заявил Греф, форум будет беспрецедентным и превзойдет Давос.
На форуме будут обсуждаться не только проблемы стран СНГ, но и проблемы глобальной экономики, в том числе затрагивающие интересы России. Председатель комитета экономического развития промышленной политики и торговли правительства Петербурга Владимир Бланк, курирующий техническую часть организации форума, заметил: «О проблемах экономики России говорили где угодно: в Лондоне, Давосе. Конечно, большое видится на расстоянии, но не до такой же степени. О России нужно говорить в России».
Среди заявленных тем - уже привычная энергетическая стратегия России в мире. Кроме этого будут затронуты темы глобализации, конкурентных преимуществ развивающихся стран. Также будут обсуждаться проблемы и перспективы развития стран «Большой четверки БРИК» (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Участники форума рассмотрят сильные и слабые стороны современной российской экономики. Видение основных тенденций представят ведущие российские и зарубежные экономисты.
О намерении участвовать в форуме заявили 30 губернаторов регионов России, большинство министров стран БРИК. Прибудут и президенты некоторых государств. Традиционно форум посетит президент РФ Владимир Путин. Ожидается, что на встречу с ним в первый день форума, 13 июня, приедет глава Грузии Михаил Саакашвили. Он попытается наладить с Россией добрососедские и взаимовыгодные отношения. Одной из главных тем переговоров двух президентов будет вопрос восстановления территориальной целостности Грузии.
Впервые в рамках форума будет вручена Международная энергетическая премия «Глобальная энергия». Ее лауреатами стали академик РАН, президент РНЦ «Курчатовский институт» Евгений Велихов, генеральный директор ЦЕРН, доктор Роберт Аймар (Франция) и член Совета по термоядерным исследованиям Министерства по атомной энергии Японии, доктор Масаджи Йошикава. Ученые удостоены премии за разработку научно-технических основ для создания международного термоядерного реактора (проекта ITER - International Thermonuclear Experimental Reactor).
Кроме политических встреч в рамках форума пройдут подписания инвестиционных соглашений. В частности, будет подписано инвестиционное соглашение между японской автомобильной компанией «Ниссан» и правительством Петербурга. Напомним, «Ниссан» собрался строить в городе на Неве завод по сборке 50 тыс. автомобилей в год. Объем инвестиций составит около $200 млн.
Кроме этого, 13 июня состоится закладка камня под завод General Motors в промзоне Петербурга - Шушарах. На его строительство американская корпорация готова израсходовать $115 млн. Проектная мощность завода превысит 25 тыс. авто в год. Это будет третий иностранный автозавод в Петербурге. Первой в город пришла японская «Тойота» в 2005 году. К 2009 году эти предприятия должны наладить промышленную сборку автомобилей. Это означает, что детали кузова, основные агрегаты к автомобилям должны изготавливаться в России.
Второй день форума для Петербурга станет более важным. Во-первых, состоится встреча городских чиновников с иностранными инвесторами, где иностранцам расскажут о инвестиционной привлекательности Питера. Во-вторых, 14 июня состоится заседание государственной инвестиционной комиссии. Она объявит региональные проекты, на которые будут выделены средства из инвестиционного фонда РФ.
Петербург выдвинул на конкурс три проекта. Первый – строительство скоростной автомобильной дороги соединяющей север и юг города - Западный скоростной диаметр. На этот проект город рассчитывает получить из инвестфонда 28 млрд руб. Второй проект – строительство Орловского тоннеля под Невой. Он соединит центральную часть города с правым берегом Невы. На него из инвестиционного фонда Смольный просит почти 10 млрд руб. И третий проект – возведение Конгресс-центра на намывных территориях Васильевского острова. На его строительство город рассчитывает получить из федерального бюджета 700-800 млн руб.
Мало кто в Смольном сомневается, что Петербург получит средства по всем проектам. О создании Конгресс-центра, места, где можно проводить различные встречи на любом уровне, разговоры идут уже давно. Петербургу, претендующему, с подачи президента РФ, на место встречи мировых лидеров политической и бизнес-элиты, такой объект необходим. Чтобы высокие гости города могли быстро и комфортно перемещаться, например, в аэропорт, нужны скоростные дороги.
Кстати, на днях открылась новая дорога, связывающая аэропорт Пулково с президентской резиденцией - Константиновским дворцом. Трассу строили специально к саммиту «большой восьмерки» за счет федеральных средств. Сейчас Росавтодор пытается выбить из федерального бюджета деньги на строительство платной скоростной магистрали между Петербургом и Москвой. Ее строительство обойдется в 150-180 млрд руб.
Основная выгода города от саммитов и экономических форумов в том, что все капитальные вложения производятся за счет федерального бюджета. В частности, по словам Бланка, на подготовку и проведение экономического форума город потратил примерно 15 млн руб. Эта сумма с лихвой перекрывается сборами с участников форума: каждый платит по 1 тыс. евро. По словам Бланка, плату внесли уже более 700 участников. Всего на форуме ожидается около 1 тыс. 200 бизнесменов и политиков. Так что правительство Петербурга в накладе не останется. Плюс к этому, как уверяют чиновники, на пользу городу пойдут упоминания о нем в мировой прессе. Освещать мероприятие приедут около 500 журналистов из разных стран мира.
Однако упоминания в прессе - это достаточно сомнительный плюс. Если вспомнить празднование 300-летия Петербурга, то иностранная пресса не очень лестно писала о городе, в частности, о плачевном состоянии жилого фонда, спрятанного за свежевыкрашенными фасадами домов, расположенных по главным магистралям, нехорошие отзывы были и об организации действа, о перекрытых улицах, что вызывало трудности передвижения. В этом году горожанам тоже придется потерпеть. Власти закроют на время форума движение транспорта, в том числе и общественного, по Наличной улице вдоль павильонов Ленэкспо, где, собственно, и состоится мероприятие. Также временно будет ограничено движение и в других частях центра города. Но это еще цветочки. «Ягодки» будут впереди, когда на саммит в Петербург прибудут главы государств «большой восьмерки».
По окончании форума, с 15 июня в течение недели, у петербуржцев и гостей города будет возможность бесплатно заглянуть в светлое будущее Северной столицы. Все желающие смогут посетить выставку, на которой представлены инновационные достижения России, а также инвестиционные проекты, касающиеся Петербурга: проект первой платной дороги Петербург – Москва, Орловский тоннель, Западный скоростной диаметр и многие другие фантазии чиновников и инженеров.