Posted 13 июня 2006, 09:56

Published 13 июня 2006, 09:56

Modified 2 апреля 2024, 04:01

Updated 2 апреля 2024, 04:01

К 2009 году мазут и уголь составят конкуренцию газу

13 июня 2006, 09:56
Недавно Министерство экономического развития представило новый прогноз социально-экономического развития на 2007-2009 гг. О новых принципах тарифного и налогового регулирования электроэнергетики и добывающей отрасли "Росбалту" рассказал заместитель министра экономического развития и торговли Кирилл Андросов.

Недавно Министерство экономического развития (МЭРТ) представило новый прогноз социально-экономического развития на 2007-2009 гг. О новых принципах тарифного и налогового регулирования электроэнергетики и добывающей отрасли "Росбалту" рассказал заместитель министра экономического развития и торговли Кирилл Андросов.

- Сейчас активно обсуждается реформа РАО "ЕЭС России". Какова миссия МЭРТ в этом процессе?

- Ответственность за реформирование электроэнергетики распределена между целым рядом ведомств. МЭРТ несет ответственность за реализацию предложений по ликвидации перекрестного субсидирования. Однако пока нет методик расчетов перекрестного субсидирования и адресных субсидий гражданам. Наличие методики адресных субсидий населению крайне важно, так как надо давать деньги тем, кто в них нуждается.
Поэтому со следующего года будет организованна работа, подкрепленная деньгами федерального бюджета, с теми субъектами федерации, в которых построена адресная система дотации гражданам для компенсации между экономически обоснованным тарифом и установленным тарифом. За три года, потихоньку, мы такую работу проведем во всех регионах. В регионах, где она будет сделана качественнее, обоснованнее и быстрее, в виде стимулирования будут использоваться деньги федерального бюджета, по механизму трансфертов, на доплату. Регионы, которые медленнее будут работать, получат деньги на эти нужды позже.

- В прогнозе социально-экономического развития на 2007 – 2009 годы указывается, что повышение тарифов на электроэнергию в среднем составит 10%, а для населения - 13%. Учитывает ли тариф для населения отмену перекрестного субсидирования, и если нет, то не приведет ли это к росту тарифов для населения сверх утвержденных пределов?

- Нет. Существует утвержденный норматив социально-экономического прогноза, и именно исходя из него делается прогноз инфляции и бюджетных корректировок.

- Ликвидация перекрестного субсидирования может привести к снижению тарифов на электроэнергию для промышленных потребителей?

- Тарифы для промышленных потребителей не могут быть снижены, поскольку в этом нет экономической логики. Однако при постепенной ликвидации перекрестного субсидирования с использованием средств субъектов федерации и средств федерального бюджета мы сможем не индексировать промышленный тариф теми же темпами, что и индекс для населения. В результате индекс для промышленного производства должен быть ниже того среднего показателя, т.е. 10%. В тоже время, для населения он может быть немного выше среднего только при применении механизмов субсидирования. Компенсации планируется выплачивать за счет средств субъектов федерации. Человек не должен почувствовать этот процесс.

- Какие суммы будут выделяться на субсидирование?

- Весь масштаб проблемы перекрестного субсидирования между промышленностью и населением составляет порядка 90 млрд рублей. На следующий год мы обсуждаем цифру порядка 20 млрд рублей для того, чтобы запустить сам процесс.

- Какие регионы в наибольшей степени подготовлены к реализации проекта?

- Это те регионы, которые уже давно занимаются адресным учетом граждан - Санкт-Петербург, Москва, Новосибирск.

- Еще один крупный энергетический монополист – "Газпром". И тут существует не менее проблемная «вилка» – цены на газ на внутреннем рынке и экспортные цены. Как МЭРТ собирается действовать, если «Газпрому» понадобится увеличить цены для российских потребителей?

- У «Газпрома» есть причины готовить обоснования по достаточно высоким темпам индексации. Тем не менее, сегодня принято решение об индексации цены на газ для внутренних потребителей на 15% в 2007 году и около 13-14% - на 2008-2009 годы. При сегодняшних ценах на газ в мире, цена для России должна была быть порядка $90. Сегодня это $41, индексация на следующий год даст около $48. При динамике, которая заложена в прогнозе, мы выйдем к 2009 году на цены около $61-62. Эта цифра уже позволит говорить о межтопливной конкуренции. В этом случае мазут, уголь и газ как топливо начинают быть сопоставимыми. И это, наверное, самый главный показатель, которого мы должны достигнуть.

- «Газпром» увеличивает поставки на внешние рынки и в условиях низких темпов разработки введения новых месторождений будет вынужден сокращать поставки на внутренний рынок. Какие виды топлива МЭРТ видит в качестве основных заменителей газа? Как изменится соотношение газа и других видов топлива на внутреннем рынке?

- Это соотношение не должно измениться из-за темпов добычи газа. У «Газпрома» есть серьезные запасы и планы по увеличению добычи. Такие процессы должны подчиняться исключительно экономической логике. Когда газ, как топливо, по цене будет сопоставим с углем, то баланс изменится в пользу угольных станций. В свою очередь, у угольных станций есть ряд своих серьезных преимуществ. К примеру, территориальная близость к местам добычи.

- В этой связи разрабатываются ли какие–либо программы по инвестированию в угольную сферу?

- Я не стал бы говорить о государственных инвестициях. Но у нас есть поручение подготовить комплексную программу развития угольной отрасли. Опять же, тут главную роль играет Минпромэнерго, а задача МЭРТа - помогать ему.
Правомерной была бы постановка вопроса о дифференциации налога на полезные ископаемые по твердым полезным ископаемым, в первую очередь, конечно, по углю. Есть заброшенные шахты, есть разрезы со сложным залеганием угольных пород. Для них не так уж и сложно ввести понижающие коэффициенты налога на добычу полезных ископаемых, которые бы стимулировали добычу угля. Но это, конечно, надо увязывать с мировыми экспортными ценами.

- Какие шаги планирует предпринимать МЭРТ для привлечения инвестиций к разработке месторождений углеводородов на шельфе морей РФ?

- Министерство природных ресурсов подготовило обширную программу мер по развитию освоения шельфа. Среди наиболее важных экономических шагов я бы выделил возможную дифференциацию налога на добычу полезных ископаемых, добываемых на шельфе. Мы считаем, что по всем новым месторождениям на шельфе на срок 15 –20 лет можно устанавливать нулевую ставку налога на добычу полезных ископаемых, потому что для разработки месторождений требуются колоссальные объемы инвестиций. В качестве стимулирующей меры может быть принято решение о предоставлении льготы не с момента начала добычи, а с момента выдачи лицензии. Это будет стимулировать компании ускоренно готовить месторождения к добыче нефти. Сейчас соответствующие поправки в федеральный закон рассматриваются во втором чтении, я думаю, что к концу года они будут приняты.

Беседовал Григорий Добромелов. ИА "Росбалт", Санкт-Петербург.

Подпишитесь