Posted 16 июня 2006,, 08:57

Published 16 июня 2006,, 08:57

Modified 2 апреля, 03:59

Updated 2 апреля, 03:59

Прачки звездного белья: знаменитости любят ненавидеть журналистов

16 июня 2006, 08:57

“Мы, люди творческих профессий, всей своей деятельностью стремились, стремимся и будем стремиться к тому, чтобы по мере сил и возможностей нести в общество, широкие слои населения культуру в ее наилучшем, светлом и высоком понимании”. Однако просвещать общество этим деятелям мешают “желтые” газеты, которые сеют “беспринципность, безнаказанность, возбуждение интереса у общества к чужому “грязному белью”, слухам, сплетням, что в целом не может не вести к общей деградации и духовному разложению”.

Из письма звезд президенту от 23 мая сего года.

Российские звезды вышли на новый виток самопиара — написали письмо президенту со слезной жалобой на вечных своих врагов — журналистов и их союзников папарацци. Дескать, не пора ли их, кумиров народных, защитить законом, а именно запретить на самом высоком уровне трясти их грязным, но таким звездным бельем. Президент пока не ответил — наверное, задумался, однако общество уже разделилось на две неравные части — одна встала на защиту журналистов, другая — горой за звезд. Какая часть больше, легко определить по тиражам газет и рейтингам телепрограмм.

Как говорится, тот, кто любит колбасу, не должен знать, как она делается. Однако репортеры светской хроники “МК” готовы приоткрыть свои профессиональные тайны с единственной целью — еще раз напомнить обществу, что и журналисты, и звезды — звенья одной цепи. Но, как правило, у акул пера память лучше, и они про эту цепочку помнят, а вот звезды частенько страдают блистательной забывчивостью.

Взаимоотношения между журналистами и звездами строятся по довольно простой схеме: ты — мне, я — тебе. Речь, правда, идет не о деньгах или услугах, а об информации. Звезды, за исключением единиц, которые в силу собственной самодостаточности уже ни в чем не нуждаются, заинтересованы в пиаре. Причем зачастую в любом.

Чем меньше величина звезды, тем более шокирующую информацию она готова предоставить журналистам. За возможность мелькнуть в прессе начинающий артист готов рассказать о себе все, вплоть до самых интимных подробностей.

С ростом популярности новоиспеченный кумир начинает задумываться о репутации и зачастую уже жалеет о тех словах, что некогда слетели с его языка. Но то, что написано пером, как известно... Журналисты по-прежнему требуют от уже состоявшейся звезды все того же уровня шокирующей откровенности и не желают признавать за ней право на ее личную жизнь.

В такую ситуацию в разное время попадали разные звезды. В частности, Борис Моисеев, прославившийся откровениями о своей нетрадиционной сексуальной ориентации, Анастасия Волочкова, умудрившаяся втянуть в шоу-бизовские скандалы аж Большой театр, некогда подзабытая Лолита Милявская, не скрывшая ради возвращения былой популярности ни одной подробности своего скандального развода с Александром Цекало, Лариса Долина, которая сделала известным Илью Спицина, охотно демонстрируя его в свое время публике как своего нового избранника.

Юные звезды, раскрутившиеся с помощью всякого рода телепроектов, молоды, еще не слишком популярны и неопытны. Они, как правило, не способны не то что интересно, просто внятно ответить на вопросы журналистов. И тогда репортерам приходится делать двойную работу — не только искать, о чем расспросить своих собеседников, но и подсказывать им, как наиболее выгодно ответить на задаваемые вопросы. При этом акулы пера помнят и о своей выгоде — вытягивают из юнцов то, о чем при прочих равных условиях они бы предпочли умолчать.

Зачатки завтрашних кумиров оказываются заложниками обстоятельств — хочешь получить интересную статью, верь журналисту, ибо сам ты продать себя дорого, увы, не в состоянии. Те же звездочки небольшой величины, которых курируют опытные продюсеры, на интервью иногда могут вообще не присутствовать. Ответы за них зачастую дают “хозяева”-продюсеры, абсолютно справедливо не доверяющие своим косноязычным подопечным. В эту категорию попадают практически все “фабричные” девчонки и мальчишки.

Действительно народных кумиров, которые прописаны на Олимпе уже на ПМЖ, сами журналисты делят по категориям вредности. Верхнюю строчку занимают те, кто дает интервью под диктофон, одобряет выход материала, а потом отказывается от своих слов. Как правило, тогда между журналистом и звездой происходит следующий диалог. Звезда: “Я этого не говорил!”. Журналист: “Вот диктофонная запись!”. Звезда: “Но я не это имел в виду! И вообще — я это рассказывал не для печати!”. Журналист: “Но я же не за жизнь поговорить к вам приходил! И потом — вот подписанный вами готовый материал”. Звезда, уже в состоянии аффекта: “Зачем вообще надо было об этом писать? Кому это интересно?! Меня теперь мучают звонками, ваша статья нанесла мне моральный ущерб!”.

Вопросы “кто прав?” и “что делать?” в этой ситуации иногда остаются открытыми на несколько последующих лет. Обиженная на ровном месте звезда еще долго поливает конкретное, не угодившее ему в лице журналиста издание в своих последующих интервью, а акула пера, в свою очередь, вносит
капризного собеседника в свой черный список.

Другие, не менее обидчивые звезды требуют присылать им на сверку каждое слово и любят выговаривать журналистам за вопросы, кажущиеся им “глупыми”. В списке сложных для общения звезд числятся Александр Домогаров, Андрей Макаревич, Кристина Орбакайте и многие другие.

Есть на нашей сцене и звезды, которые, наоборот, предпочитают приятельствовать со всей пишущей братией. Например, Филипп Киркоров (правда, он переместился в эту категорию лишь после развода), Валерия через супруга своего Иосифа Пригожина, Авраам Руссо не чураются общения с любой, даже самой “желтой” прессой, только бы про них писали, и желательно хорошо.

Самые профессиональные и уверенные в себе звезды, а их буквально единицы, строят с журналистами весьма четкие отношения. Единственное их требование — чтобы журналист не позволял отсебятины. Но все, что имеется на диктофоне, полностью в распоряжении репортера.

Эти звезды никогда после взятого интервью не скажут — “давайте уберем вот этот вопрос и ответ на него, я подумал и решил, что это лишнее”. Они не требуют сверки материала и оставляют журналисту полное право решать, как подать материал, будь то комментарии к их собственным словам, выбор фотографий или названия. Самым надежным в этом плане журналисты по праву называют Иосифа Кобзона.

Наиболее закрытые для прессы звезды тоже не чураются общения с журналистами. Но... только со своими личными журналистами, которых в профессиональной среде пренебрежительно-завистливо называют “карманными”.

Внешне акула пера и звезда начинают напоминать добрых приятелей. Журналист получает право “выцепить” “свою звезду” по известному только близким людям номеру телефона и взять у нее эксклюзивные комментарии по очередному, касаемому этой персоны скандалу, единственный может рассчитывать на откровенное, подробное интервью, при этом позволить себе вопросы, об ответах на которые другие могут только мечтать.

Звезды, в свою очередь, такой дружбой зачастую злоупотребляют. Отвечая на якобы провокационные вопросы журналистов, они частенько говорят откровенную неправду, хотя имеют полное право на фразу “без комментариев”. Но эта фраза — всегда подтверждение обсуждаемого слуха, и звезда это прекрасно понимает. Поэтому кумиры и позволяют себе без зазрения совести говорить то, что не соответствует действительности. Свой журналист тем и хорош, что пойдет на поводу у звезды, в любом скандале займет ее сторону и никогда потом не обвинит в намеренной лжи, боясь потерять отношения.

Вот при таких взаимоотношениях “звезда—журналист” и появляется благодатная почва для “желтых” статей. Лишенные доступа к телу репортеры ищут любую возможность получить информацию о звезде. Они пользуются любыми непроверенными сплетнями, самыми примитивными “сливами”, а часто и просто выдумывают хорошо продаваемую ложь. А утечку информации в прессу часто обеспечивают новоявленные артисты из числа бывшей обслуги звезд.

На этой ниве больше всех прославились звездные экс-массажист Александр Богданович и экс-парикмахер Сергей Зверев. Любимицей папарацци по праву считается и домработница Пугачевой Люся — женщина, которая, к счастью, не поет.

Чем “желтее” издание, чем сильнее журналист чувствует себя изгоем в глазах звезды, тем больше грязных статей про этот персонаж появляется на бульварных страницах. К тому же всем известно, что звезды с самыми громкими именами, такие, как Алла Пугачева, Валерий Леонтьев, София Ротару, Ирина Аллегрова, за всю свою длительную творческую жизнь, что бы про них ни сочиняли, ни разу даже не пытались подавать в суд, дабы не испачкать себя о “желтую” прессу.

В этой же категории долгое время был и Александр Абдулов, пока, собственно, и не стал формальным инициатором письма президенту. Ведь именно его судебный процесс с прессой, вдруг ни с того ни с сего поженившей Абдулова на подруге, стал катализатором разгорающегося сегодня скандала.

Истинная дружба между журналистом и звездой — большая редкость, отношения такого рода единичны. Но лишь тогда между ними возникает высшая степень доверия. Репортер становится человеком, который вхож в дом народного кумира, они общаются на “ты”, и звезда спокойно рассказывает “своей акуле” то, что ей знать категорически не положено.

Цена таких отношений, впрочем, довольно высока — повязанный слишком близкой дружбой журналист вопреки профессиональному долгу будет молчать, как та самая, хотя и страшно зубастая, но все-таки рыба... не дожидаясь реакции президента на коллективные письма от звезд.

// Татьяна Федоткина, Ирина Лыщицкая, "Московский Комсомолец"