Posted 22 июня 2006, 10:18
Published 22 июня 2006, 10:18
Modified 2 апреля 2024, 03:58
Updated 2 апреля 2024, 03:58
Недавно в Подмосковье на штрафной стоянке сгорело 58 автомобилей. По самым скромным оценкам сумма ущерба достигает $1 млн. Маловероятно, что все владельцы этих авто получат компенсацию ущерба, даже если их машины были застрахованы: страховая компания может отказать в выплате, если автомобиль пострадал на штрафстоянке. А у самой стоянки нет средств, чтобы покрыть убытки даже одному погорельцу – владельцу недорогих «Жигулей», не говоря уж о собственниках «Мерседесов», «БМВ» и «Лексусов».
Ответственность за сохранность автомобиля, когда его забирают на штрафную стоянку, переходит фирме, управляющей этой стоянкой. Как правило, такие фирмы регистрируются в форме обществ с ограниченной ответственностью (ООО). Такая практика распространена и в Петербурге. По закону уставный капитал ООО не должен быть меньше 10 тыс. руб. Причем учредитель предприятия может внести в уставный капитал не деньги, а имущество. Российские законы таковы, что собственник, например, стула или какой-нибудь ненужной ему вещи, может оценить ее в 10 тыс. руб., и этого будет достаточно для уставного капитала ООО. Понятно, что в таких условиях ни одна из управляющих компаний не способна компенсировать убытки автовладельца, автомобиль которого был уничтожен на стоянке. Поскольку даже самая старая машина, способная ездить, стоит около 30 тыс. руб.
Теоретически,о вред, причиненный хранящимся на стоянке транспортным средствам, может быть возмещен по договору страхования ответственности стоянки. Однако не в правилах управляющих компаний такие договоры заключать - ведь их бизнес в том, чтобы собирать деньги, а не создавать условия для хранения.
Может возникнуть парадоксальная ситуация, когда владелец пострадавшего автомобиля окажется должен штрафной стоянке крупную сумму за хранение автомобиля. И в этом случае управляющая компания будет сначала требовать деньги с владельца машины, а уже потом обещать компенсацию. Конечно, речь не идет о собственниках дорогих транспортных средств, как правило, занимающих высокие посты в органах государственной власти. Речь идет о рядовых гражданах.
Опрошенные «Росбалтом» страховые компании уверяют (правда, с оговорками), что если автомобиль «пострадает» на штрафной стоянке, то его владельцу при наличии полиса КАСКО ущерб будет возмещен. Затем страховщик обратится за компенсацией к управляющей компании и будет «снимать» с нее деньги. Однако вряд ли он сможет много получить, и поэтому, скорее всего, страховщик постарается отказать в выплате. Тем более, закон это позволяет: страховая компания освобождается от возмещения убытков, возникших вследствие изъятия, конфискации, реквизиции, ареста застрахованного имущества по распоряжению государственных органов, а на штрафстоянки помещают автомобили за нарушение водителями правил дорожного движения по распоряжению Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Александр Сологуб, ИА «Росбалт», Санкт-Петербург.
Комментарии специалистов
Директор по страхованию компании «КЛАСС» Сергей Богоявленский: «В соответствии с п.2 ст.964 ГК РФ, если договором страхования не предусмотрено иное (а это, как правило, не предусматривается), страховая компания освобождается от выплаты о возмещения за убытки, возникшие вследствие изъятия, конфискации, реквизиции, ареста застрахованного имущества по распоряжению государственных органов. Поэтому в данном случае у страховых компаний, где были застрахованы поставленные на штрафную стоянку автомобили, есть основание для отказа в выплате.
Теоретически, вред, причиненный хранящимся на стоянке транспортным средствам, мог бы быть возмещен по договору страхования ответственности стоянки (если такой договор есть). Но штрафные стоянки вряд ли заключают такие договоры»
Исполнительный директор «Ассоциации спецплощадок» Борис Вьюшкин: «Ответственность за сохранность автомобилей на штрафной стоянке несет ее владелец. И, насколько мне известно, никто из владельцев свою ответственность не страхует».
Руководитель отдела рекламы и PR группы «Ренессанс Страхование» Андрей Горяинов: «В практике нашей компании не было случаев повреждения или уничтожения застрахованных автомобилей на штрафстоянке, мы неоднократно выплачивали возмещения за повреждения и угоны с обычных платных стоянок. Если такой случай наступит, мы выплатим возмещение хозяину застрахованного автомобиля. Так же, как выплачиваем возмещение за повреждение или уничтожения автомобиля на обычных стоянках и угоны со стоянок.
Что касается ответственности платной стоянки за находящийся на ее территории автомобиль, осенью 2003 года нашей компании удалось добиться прецедентного судебного решения. Апелляционная инстанция Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области приняла решение, что квитанция платной автостоянки свидетельствует о заключении договора хранения между автостоянкой и владельцем автомобиля. Следовательно, суд принял решение об ответственности автостоянки за убытки, причиненные находящимся на ней автомобилям.
Логика наших доказательств была такова. В соответствии с правилами оказания услуг автостоянок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.11.2001г. N 795, автостоянка - здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения автомототранспортных средств. Таким образом, автостоянки должны оказывать потребителю (автовладельцу) услуги по хранению автомототранспортных средств. А при заключении договора хранения автостоянка несет ответственность за сохранность автомобилей, если иное не предусмотрено договором. В правилах оказания услуг автостоянок, это разъясняется в п. 32. В случае утраты (хищения), повреждения или нарушения комплектности автомототранспортного средства при хранении на автостоянке исполнитель обязан возместить убытки, причиненные потребителю, если иное не предусмотрено договором. Аналогичное положение содержится в разъяснении ГКАП РФ по отдельным вопросам применения закона РФ «О защите прав потребителей» в редакции от 9 января 1996 года 11.
По вопросу оказания услуг автостоянок и обеспечения сохранности автомобилей исполнитель (юридическое лицо, в состав которого входит автостоянка) должен нести ответственность за сохранность транспортного средства в соответствии с нормами общего гражданского законодательства о договоре хранения и законодательством о защите прав потребителей. В соответствии со статьей 902 Гражданского Кодекса РФ убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей возмещаются хранителем в соответствии со статьей 393 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрено иное.
Что касается ответственности штрафстоянки за хранящиеся на ее территории автомобили, полагаю, что окончательную точку в решении этой проблемы может поставить только суд. Причем решение суда вполне может быть аналогичным тому, которое было принято в нашем случае».
Директор юридического управления страховой компании «Русский мир» Татьяна Мацкус: «Повреждение, уничтожение автомобиля на штрафной стоянке является страховым случаем, если владелец автомобиля заключил договор страхования КАСКО. В соответствии с правилами, страхование осуществляется на случай утраты (гибели), повреждения транспортного средства от различного рода рисков, в том числе от «пожара, взрыва, возникших в результате противоправных или неосторожных действий третьих лиц». Случай на штрафстоянке нетипичный, поэтому, прежде всего, необходимо выяснить причину пожара. В зависимости от причины возгорания страховая компания в дальнейшем будет предъявлять регрессное требование к виновной стороне».
Управляющий по маркетингу петербургского филиала ОСАО «РЕСО-Гарантия» Сергей Бровко: «В РЕСО-Гарантия нет ограничений по признанию страхового случая таковым (если машина застрахована по риску «ущерб») в зависимости от места парковки автомобиля. Поэтому в данном случае может применяться принцип суброгации: компания выплачивает клиенту страховое возмещение, а потом предъявляет требование к виновнику пожара – будь то лицо, признанное по суду виновным в умышленном поджоге на штрафстоянке, или организация (лицо), не обеспечившее в этом месте выполнения требований пожарной безопасности».