Posted 13 июля 2006, 05:49

Published 13 июля 2006, 05:49

Modified 2 апреля, 03:53

Updated 2 апреля, 03:53

Южная Осетия ждет войны во время саммита

13 июля 2006, 05:49
С начала года напряженность в зоне грузино-осетинского конфликта постоянно растет. В Южной Осетии не без оснований предполагают, что Тбилиси может начать военную акцию против непризнанной республики в дни саммита "Большой восьмерки".

Обстановка вокруг Южной Осетии далека от летней умиротворенности. В республике приняты повышенные меры безопасности, связанные с гибелью 9 июля секретаря Совета безопасности республики Олега Алборова и начинающимся саммитом «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. В Южной Осетии уверены, что Грузия начала реализацию плана по уничтожению руководства Южной Осетии. «Грузинская сторона пытается взорвать ситуацию и приурочить это обострение к началу саммита, чтобы оказать давление на Россию, - заявил на встрече с общественностью президент РЮО Эдуард Кокойты. - Именно Россия является главным гарантом мира и стабильности на Кавказе, главным объединителем всех народов Кавказа».

Время «Ч» - петербургский саммит «Восьмерки»

С начала года напряженность в зоне грузино-осетинского конфликта постоянно растет. «Грузия превратилась в огромный склад вооружений, - заявил «Росбалту» полномочный представитель Республики Южная Осетия в РФ Дмитрий Медоев. - Грузинское руководство способно поставить под ружье 28-30 тысяч человек, однако только в Египте закуплено 90 тысяч автоматов Калашникова. Не для того ли, чтобы торговать этим оружием с представителями международного терроризма в Чечне, Дагестане и на всем российском Северном Кавказе?».
Грузия постоянно усиливает свое военное присутствие на соседней с Южной Осетией территории. Всего в 26-ти километрах от границы с республикой, в зоне ответственности Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта, по натовским стандартам ударными темпами строится военная база.

«Ряд косвенных данных позволяет предположить, что начало вооруженного вторжения будет приурочено к открывающемуся 15 июля саммиту «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге», – заявил «Росбалту» директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. Президент Грузии Михаил Саакашвили, вероятно, получил неформальную санкцию Вашингтона на силовую акцию против Южной Осетии на состоявшейся 5 июля встрече с Джорджем Бушем, считает политолог. Как известно, за день до начала саммита в Петербурге пройдет отдельная встреча Джорджа Буша и Владимира Путина. Несмотря на то, что на ней не будет обсуждаться вопрос о Южной Осетии, у непризнанных республик и мирового сообщества может создаться мнение, что действия Тбилиси получили санкцию России, отмечает Делягин.

Член совета Ассоциации политических экспертов и консультантов Владимир Горюнов убежден, что официальное санкционирование Вашингтоном силовой акции Грузии против Южной Осетии невозможно, как маловероятно и однозначное неформальное разрешение. Однако, заметил он «Росбалту», в ходе визита Саакашвили в Вашингтон часть американской администрации дала понять грузинскому президенту, что агрессия против Южной Осетии «не вызовет гневного осуждения мирового сообщества, которое приложит серьезные усилия, чтобы смягчить резкую реакцию Москвы». «Ни в российской, ни в американской администрациях нет единства по многим важным вопросам, – отметил политолог. – В Белом доме существуют различные мнения о том, как взаимодействовать с Россией. Группа американских «ястребов», полагающая, что на Россию можно и нужно оказывать давление, без восторга относится к проведению в Петербурге саммита «Большой восьмерки» и готова на любые провокации с целью срыва этого международного мероприятия».

Эксперт также считает весьма вероятным, что силовая акция против Южной Осетии может быть приурочена именно к петербургскому саммиту. При этом любая реакция России на агрессию против непризнанной республики будет использована против российских национальных интересов. «Сдача» Москвой Южной Осетии приведет к существенному упрочению позиций США в Закавказье, – констатировал Владимир Горюнов. – Поддержка же непризнанной республики вызовет серьезное ухудшение отношений РФ с Западом и, возможно, срыв саммита G8. И то, и другое соответствует планам американцев».

Опять «чеченский след»

Недавно югоосетинское руководство получило новую информацию, подтверждающую высокую вероятность скорой войны. В будущих военных операциях против Южной Осетии, как сообщил «Росбалту» Дмитрий Медоев, запланировано участие чеченских боевиков и союзных им сил международного терроризма. «Грузино-чеченские связи получили новое развитие в связи с откровенно антироссийским курсом нынешнего тбилисского руководства, – подчеркнул югоосетинский дипломат. - Главная цель чеченских террористов и команды Саакашвили - борьба с Россией в любой точке Кавказа - абсолютно совпадают, тем более что их поддерживают почти одни и те же зарубежные финансово-политические центры».

По мнению Медоева, гибель Шамиля Басаева не окажет существенного влияния на развитие событий. «Басаев контролировал далеко не все чеченские бандформирования, - говорит полпред РЮО в РФ. – «Грузинские» чеченцы в гораздо большей степени «завязаны» на арабов и идущие от них денежные потоки, а также непосредственно на тбилисские спецслужбы, нежели на людей Басаева. У панкисских боевиков неоднократно возникали серьезные разногласия с басаевцами по финансово-политическим мотивам. Смерть Шамиля Басаева если и окажет какое-то влияние на ситуацию, то лишь в том плане, что ранее Тбилиси собирался свалить всю вину за развязанную войну на него, а теперь придется брать ее на себя».

По имеющейся у югоосетинских властей информации, в Панкисском ущелье Грузии готовится интернациональная бригада под командованием братьев Исмаиловых для заброски в зону Рокского тоннеля. Костяк бригады составляют вайнахи (чеченцы и ингуши), в том числе выходцы из Панкиси. «Данная бригада забрасывается в зону Рокского тоннеля для обеспечения прикрытия последующей десантной операции основных сил противника, - пояснил Дмитрий Медоев. - Цель операции - блокирование Рокского тоннеля. Параллельно начинается блокирование дорог и взятие под контроль важных высот вокруг Цхинвали и остальной Южной Осетии (направление Синагур - Ерцо; Сарабук - Ортеу - Джер; Знаур - Корнис; Цунар - Зар), а также осада Цхинвали».

Не исключено, что накануне реализации этого плана грузинские спецслужбы при помощи своей агентуры попытаются ликвидировать или парализовать (захватить в заложники) представителей власти и силовых структур, применив методы и тактику Израиля в ходе последнего обострения в Палестине (точечные удары с воздуха, арест палестинских министров), добавил полпред РЮО в РФ. Убийство Олега Алборова четко вписывается в эту схему.

Ранее «Росбалт» писал об участии чеченских боевиков в боевых действиях против Южной Осетии. Эти боевики принимали участие в боях за высоту «Паук» в ходе августовских событий 2004 года. В 2000 году имела место попытка проникновения через Южную Осетию на территорию России группы лиц чеченской национальности, которые были уничтожены силами МВД. «Участие чеченских групп вкупе с силами международного терроризма в возможных боевых действиях на территории Южной Осетии имеет для чеченского «сопротивления» важное значение в плане расширения фронта, а также сулит двойную выгоду – как военно-политическую, так и финансовую, – указал Дмитрий Медоев. - Принимая участие в осетинской кампании на стороне Грузии, они могут требовать у своих спонсоров дополнительные средства. А если они объяснят свои действия в Южной Осетии как маневр для нанесения ударов по России на осетинском участке госграницы, то цена вопроса удвоится».

В случае удачного исхода военной кампании на Рокском направлении, Грузия приобретет контроль над стратегически важнейшей коммуникацией – тоннелем, соединяющим Южную Осетию с Россией, над Транскамом и Военно-Грузинской дорогой. Силы чеченских террористов получат возможность расширения антироссийского фронта и совместный с Грузией контроль над важнейшим участком границы с Россией, а Россия - новое «панкисское» ущелье, но гораздо большее по размерам и несравнимое по открывающимся возможностями дестабилизации на Северном Кавказе.

Россия не сдаст Южную Осетию

Нет ничего удивительного в том, что официальный Тбилиси пытается «подгадать» войну против Южной Осетии под саммит. Это стандартный прием грузинского руководства, ранее неоднократно приурочивавшего различные силовые акции (против Аджарии и той же РЮО) к выборам президента России, нападению боевиков на Ингушетию или, на худой конец, многодневным майским праздникам.

По всей видимости, российское руководство разделяет точку зрения экспертов. Во время своей Интернет-пресс-конференции в четверг президент России Владимир Путин назвал «провокацией» и "непростительной ошибкой» возможность «проведения каких-то силовых акций в зонах потенциально конфликтных, в зоне, где были этнические конфликты, кровавые события». Он вновь подтвердил уважение к «территориальной целостности других стран», уточнив, что «мы, конечно, понимаем, что нельзя не уважать мнение населения той или иной территории по устройству своей собственной жизни». «Нам бы хотелось, и мы на этом будем настаивать, чтобы решения подобного рода вырабатывались по общим принципам, – констатировал глава государства. - Чтобы не было возможным, исходя из так называемой политической целесообразности текущего дня и из политической конъюнктуры сегодняшнего дня, применять одни подходы к одним странам и регионам Европы, скажем к Косово, и совершенно другие применять к другим, скажем к Абхазии или Южной Осетии. Вот это мы считаем неправильным».

Но у Михаила Саакашвили нет иного пути, кроме развязывания войны против югоосетинского государства, руководство и народ которого даже не обсуждают идею возвращения в состав Грузии. «Режим Саакашвили вслед за Гамсахурдия и Шеварднадзе окончательно исключил для осетин и абхазов возможность совместного проживания в составе единого государства, - говорит Дмитрий Медоев. - Любые попытки изменить сложившееся положение вещей и навязать Южной Осетии и Абхазии власть тбилисских правителей ведут только к кровопролитию и усугублению существующих проблем». Попытки Тбилиси по возврату к границам бывшей Грузинской ССР не имеют шансов, констатировал он.
«Если грузинское руководство хочет войны - это будет последняя война в истории Грузии, ибо бряцанием оружия Южную Осетию не запугать, и с избранного курса на независимость мы не свернем», - подчеркнул президент Южной Осетии Эдуард Кокойты.

Здесь возникает иная опасность. Если Саакашвили все же не выпросил в Вашингтоне дозволения начать войну против Южной Осетии, то угроза военного переворота в Тбилиси становится абсолютно реальной. «Ястребы» из ближайшего окружения грузинского президента – прежде всего, министр обороны Ираклий Окруашвили, публично пообещавший встретить 2007 год в Цхинвали - готовы пойти на нелегитимную смену власти, лишь бы заняться «окончательным решением осетинского вопроса». Реваншистские настроения, подкрепленные большим количеством разнообразных вооружений, способны подорвать хрупкую внутриполитическую «стабильность» Грузии, разом вернув ее в период гражданской войны начала 90-х годов.

И тогда до дестабилизации всего Кавказа останется всего один шаг, в то время как с новым грузинским руководством будет невозможно не то что договариваться – хотя бы просто разговаривать. Пожалуй, единственное, что может уберечь Тбилиси от фатального решения – явная демонстрация Россией своих приоритетов на Кавказе и жесткая – не на словах, а на деле – поддержка Южной Осетии, 96% жителей которой являются российскими гражданами.

Яна Амелина, Москва