Posted 14 июля 2006, 13:42

Published 14 июля 2006, 13:42

Modified 2 апреля 2024, 03:52

Updated 2 апреля 2024, 03:52

Энергетическая безопасность по-русски

14 июля 2006, 13:42
Главной темой петербургского саммита G8 заявлена энергетическая безопасность. В повестку дня эту тему внесла Россия, что неудивительно: для нее энергетика является главной отраслью экономики. Возможно, РФ предложит свой вариант концепции энергетической безопасности и выстраивания отношений в сфере энергетики в целом.

Главной темой саммита G8, который пройдет в Петербурге с 15-17 июля, заявлена энергетическая безопасность. В повестку дня эту тему внесла Россия, что неудивительно: для нее энергетика является главной отраслью экономики. Однако другие страны этот вопрос волнует ничуть не меньше – правда, в контексте независимости от России.

Журавль в руке

Почему инициатором обсуждения энергетического вопроса выступила Россия, догадаться не сложно: энергетика – главная «кормящая» отрасль экономики РФ. Как отмечается на официальном сайте саммита, Россия располагает одним из крупнейших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов. «На территории, занимающей 13% территории Земли, где проживает менее 3% населения мира, сосредоточено свыше 34% запасов природного газа и около 13% мировых разведанных запасов нефти. Энергетический комплекс России является неотъемлемой частью всего мирового энергетического рынка. Россия занимает первое место в мире по объемам международной торговли природным газом, а также второе место, как экспортер нефти (и нефтепродуктов). С 2000 по 2004 год Россия обеспечила самый высокий прирост добычи среди крупных стран-производителей нефти в мире», - говорится в справке сайта.

При этом, какие бы шаги Россия не делала с целью прорыва в сфере высоких технологий, энергетический комплекс еще долго будет оставаться базовым ресурсом. К 2015 году добыча нефти в России, ориентировочно, составит 530 млн т., а ее экспорт – 310 млн т. Уже принято решение о строительстве нефтепроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан мощностью в 30 млн тонн и терминала на побережье Тихого океана, которое должно быть завершено к 2008 году. Мощности магистральных нефтепроводов и морских терминалов для экспорта смогут возрасти к 2010 и 2015 гг. в 1,2 и 1,4-1,5 раза по сравнению с текущим уровнем соответственно.

Параллельно к 2015 г. добыча газа в России может достичь 740 млрд куб. м, а экспорт - 290 млрд куб. м. Россия также активно осуществляет новые экспортные проекты: строительство Северо-Европейского газопровода, подготовку к освоению Штокмановского месторождения и месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Энергобезопасность – это…

Понятно, что при такой масштабной зависимости от энергоресурсов Россия желает определиться с геополитическими правилами игры даже в гораздо большей степени, чем без воодушевления реагирующий на попытки проникновения российских компаний на свои рынки Евросоюз. Тем более теперь, когда стало очевидно, что высокие цены на нефть – это очень надолго, если не навсегда. Начиная крайне важный для себя диалог на энергетическую тему, Россия предлагает свое «обновленное» видение и свою «модернизированную» расшифровку термина «энергетическая безопасность».

На прошедшей в Москве 15-16 марта 2006 г. встрече министров энергетики стран «Группы восьми» глава Минпромэнерго Виктор Христенко заявил: «Надежность доступа к энергии, подверженная на данном этапе угрозам и вызовам как краткосрочного, так и долгосрочного характера, напрямую влияет на качество жизни всего мирового сообщества. Поэтому необходима выработка именно совместного подхода к обеспечению глобальной энергетической безопасности. Центральными вопросами в решении обозначенной задачи выступают ресурсная достаточность, экономическая и инфраструктурная доступность и экологическая допустимость».

При этом есть и другие лингвистические расшифровки термина. Дэниэл Ергин - глава экспертного совета, президент Кэмбриджской энергетической исследовательской ассоциации (CERA) - дает следующее определение: «Цель энергетической безопасности – обеспечить адекватные, надежные поставки энергии по разумным ценам и таким образом, чтобы не подвергать опасности основные национальные ценности и цели».

По мнению экспертов Группы Всемирного банка, энергетическая безопасность означает, что страна может стабильно производить и использовать энергию по разумным ценам с целью содействия экономическому росту и, за счет этого, снижению уровня бедности и непосредственному улучшению качества жизни населения путем расширения доступа к современным услугам в сфере энергетики. А Мировой энергетический совет в 1992 г. определил энергетическую безопасность страны как «состояние защищенности отдельных граждан, общества, экономики и государства от угроз надежному топливо- и энергообеспечению». Это же определение дано и в «Энергетической Стратегии Российской Федерации на период до 2020 г.».

Конечно, дело не только в терминах. На саммите G8 Россия предложит «комплекс мер и конкретный план действий по преодолению экономических и технологических барьеров повышения эффективности традиционной и развития новой энергетики».

Как это будет по-русски?

Главная интрига саммита предсказуема. Западаные страны всячески стараются убедить Россию подписать «Энергетическую хартию». Этот документ устанавливает систему международных правил, регулирующих сотрудничество в энергетике. Правила эти касаются пяти основных направлений: защиты и поощрения иностранных инвестиций в энергетику; свободной торговли энергетическими материалами; свободы энергетического транзита по трубопроводам и сетям; сокращения неблагоприятного воздействия энергетического цикла на окружающую среду; механизмов разрешения споров между государствами или между инвестором и государством. Призывы к подписанию Хартии раздавались и на мартовской встрече министров энергетики, и на проходившей 9-10 июня 2006 года в Петербурге встрече министров финансов «Группы восьми».

В июне отказ подписать соглашение глава Минфина РФ Алексей Кудрин объяснял тем, что, дескать, изложенные в Хартии принципы РФ в целом поддерживает, но многие положения документа требуют доработки, поскольку успели устареть. Как сообщал Кудрин, в Хартии, например, совершенно не упоминается ядерная энергетика. Кроме того, по его мнению, нуждаются в существенной доработке положения о транзите, хотя бы в силу создания Евросоюза и изменения сопутствующих правовых норм. А что касается гарантий безопасности инвестиций, то половина утвержденных пунктов заморожена и не исполняется.

А 13 июля в интервью телеканалу ЦДФ (Германия) уже президент РФ заявил, что Россия не отвергает возможность работы в рамках принципов Хартии, и самое лучшее тому подтверждение – договоренности с концернами БАСФ и «Е.ОН». «Ведь что такое Энергическая хартия, что заложено в ее основу? Допуск к инфраструктуре добычи и к инфраструктуре транспорта. И мы говорим, что не против такого допуска. И показали это на конкретной договоренности. Мы допустили, скажем, БАСФ в одно из наших крупнейших газовых месторождений, с тем, чтобы БАСФ допустил нас, по рыночной стоимости оценив свои активы, в транспорт на территории ФРГ. Но это далеко не все. Это же очень одностороннее понимание проблемы и очень узкое», - отметил российский президент.

При этом, по его словам, в Хартии есть моменты, на которые Россия обращает особое внимание. В частности, в Дополнительном протоколе к документу речь идет о доступе к инфраструктуре добычи газа и транспорта. Но у других стран нет такой инфраструктуры магистральных газопроводов, как у России, поэтому российской стороне подписывать такие протоколы невыгодно. Путин подчеркнул, что энергетика – один из ключевых секторов экономики РФ, и Россия хочет, чтобы партнерство было равнозначным. «И нам не всегда нужен, так скажем, допуск просто в добычу, которой у вас нет, – нам нужны высокие технологии. Но до сих пор фактически еще действуют КОКОМовские списки, которые фактически закрывают нам доступ к западным высоким технологиям», - отметил президент РФ. «Мы готовы на это сотрудничество в энергетической сфере, если оно будет равноправным, и если мы будем достигать своих целей в наших отношениях с нашими партнерами», – подытожил Путин ответ

Если учитывать информацию с официального сайта саммита по поводу того, что работа над документами, которые российская сторона намерена представить партнерам, велась около года, остается предполагать, что Россия на встрече «восьмерки» предложит документ, по значимости равный Хартии. И во многом Хартию отменяющий.

Игорь Чубаха.

Подпишитесь