Posted 27 июля 2006, 10:27

Published 27 июля 2006, 10:27

Modified 2 апреля 2024, 03:48

Updated 2 апреля 2024, 03:48

Агропром: не хлебом единым...

27 июля 2006, 10:27
Инициация властью нацпроекта в АПК - очередная попытка вывода отечественного сельского хозяйства из системного кризиса. Однако пока претворение в жизнь трех основополагающих задач этого нацпроекта сталкивается с «непониманием» на местах.

С 1 по 25 июля 2006 года в России проводилась всеобщая сельскохозяйственная перепись. Предполагается, что ее результаты помогут сформировать сбалансированную агропромышленную политику страны на многие годы и, в частности, политику в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

Цыплят считают по весне

Штат переписчиков по России в целом составил около 200 тыс. человек. Как ранее заявлял глава Минсельхоза РФ Алексей Гордеев, Всероссийская сельскохозяйственная перепись затронет около 100 млн человек. По данным министерства, она должна охватить около 25 тыс. крупных и средних сельскохозяйственных организаций, 8 тыс. малых предприятий, 264 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, 16 млн личных подсобных хозяйств, 14,6 млн семей, имеющих коллективные и индивидуальные сады, 4,7 млн семей, имеющих коллективные и индивидуальные огороды, и ряд других производителей сельскохозяйственной продукции.

«Речь идет не только о сельскохозяйственных организациях, о крестьянско-фермерских хозяйствах и личных подворьях граждан, в число 36,5 млн переписных объектов попадают и садово-огороднические и дачные кооперативы, т.е. все население, занятое в той или иной степени с сельскохозяйственным трудом», - говорил 26 июня министр. Основная задача сельскохозяйственной переписи, по его мнению, состоит в том, чтобы был получен достаточно «детальный информационный ресурс о сегодняшнем сельскохозяйственном потенциале России - о земельных угодьях, о поголовье, качестве и наличии скота, о социальных аспектах, касающихся инфраструктуры жизни на селе».

«В результате анализа, сделанного на основании этого ресурса, правительство сможет выявить самые острые проблемы, о которых мы зачастую говорим интуитивно, не опираясь на конкретные данные, особенно важные сейчас, в связи с реализацией нацпроекта «Развитие АПК», - считает Гордеев. Но, кроме того, по словам главы Минсельхоза, «анализ всего этого массива данных позволит выработать эффективную агропродовольственную политику страны на долгосрочный период».

На проведение сельхозпереписи из федерального бюджета были предусмотрены 6,5 млрд рублей. Гордеев напомнил, что последняя полномасштабная сельхозперепись проводилась в нашей стране в 1920 году.

«Несмотря на то, что завершится перепись в июле, предварительные результаты будут известны только весной будущего года, - уточнял ранее руководитель Росстата Владимир Соколин. - Для их получения специалистам службы необходимо будет обработать 240 млн переписных листов». Обработанные сведения из регионов будут направлены в Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Росстата. Его сотрудникам предстоит проанализировать полученные таблицы по более чем 1000 показателей. К апрелю 2007 года должны быть готовы предварительные краткие итоги сельскохозяйственной переписи.

Кушать недоподано

Перепись и оценка ее результатов проводятся в рамках приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса». Ситуацию в АПК глава Минсельхоза в конце 2005 года оценивал как вполне приемлемую.

В частности, прирост в рыболовстве составил 11%, а объем добычи увеличился на 15%. Улов лососевых пород рыб достиг 260 тыс. тонн. По оценке Гордеева, это «рекордный улов за последние 20 лет».

«Производство мяса - на уровне предыдущего года. Идет рост птицеводства на 15%, яйца на 4%, что увеличивает производство мяса птицы на отечественных птицефабриках в полтора раза», — комментировал министр, отмечая при этом ухудшение ситуации в молочной промышленности.

Несмотря на сравнительно высокую продуктивность (3 тыс. 300 кг на одну фуражную корову, - что значительно выше, чем в советский период), молочники выдали в 2005 году на 2,5% продукции меньше, чем в предшествующем. «По этой причине животноводство попало в национальный проект как приоритет», - пояснил Гордеев.

Ситуация с зерном была оценена как удовлетворительная. По данным Росстата, урожай зерновых 2005 года составил78,1 млн тонн. Подсолнечника на зерно было выращено на 30% больше, чем в 2004 году. Картофеля и овощей собрали больше на 1%.

Правда, если сравнивать эти же и прочие показатели с 1990 годом, картина получится менее благополучная. Так, объемы собираемого зерна в 2005 году составили только 66,9% по сравнению с аналогичным показателем по России в 1990 году. Сахарной свеклы — 66,3%, поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 62,5%, стадо свиней — на 65,3%, то есть почти втрое. При этом, по оценке Союза производителей сельхозтехники «Союзагромаш», суммарные посевные площади за 15 лет были урезаны с 117,7 до 77,2 млн гектаров, то есть более чем в полтора раза.

В свете этого, инициацию нацпроекта в сфере АПК уже можно рассматривать, как меру по выводу отечественного сельского хозяйства из системного кризиса, существование которого в общем-то никто и не скрывает.

Государственный подход

Напомним, что направления, основные мероприятия и параметры нацпроекта «Развитие агропромышленного комплекса» были утверждены президиумом Совета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов 21 декабря 2005 года. Проект включает в себя три направления: «Ускоренное развитие животноводства», «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» и «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе».

Так, в результате реализации последнего направления должны быть введены в действие 1 млн 392,9 тыс. кв. м жилья и улучшены жилищные условия не менее чем 31,64 тыс. молодых специалистов. Проводимая жилищная политика должна позволить начать формирование эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса, дать толчок развитию рынка труда, росту уровня жизни тех, кто живет в сельской местности.

По направлению «Ускоренное развитие животноводства» основными целевыми показателями являются: увеличение производства мяса на 7%, молока на 4,5%, при стабилизации поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров, на уровне не ниже 2005 года.

В рамках же «Стимулирования развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» основным целевым показателем является увеличение к 2008 году объема реализации продукции личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами на 6%.

В двух последних направлениях ведущим инструментом решения проблем избрано расширение доступности дешевых долгосрочных (до 8 лет) кредитных ресурсов за счет субсидирования процентной ставки. И на это дело государство выделяет и предполагает еще перечислить ощутимые средства.

Однако на данный момент претворение в жизнь всех трех основополагающих задач сталкивается с «непониманием» на местах. Это, в частности, следует из анализа работы «горячей линии» Центра информационного обеспечения и мониторинга реализации проекта «Развитие АПК».

«Горячая линия» Центра работает с середины июня 2006 года. По данным Минсельхоза, на сегодня обработано около 1000 звонков, в подавляющем большинстве которых прозвучали жалобы сельхозпроизводителей на отсутствие обещанной поддержки со стороны органов власти субъектов РФ в вопросе создания залоговых фондов.

Минсельхоз же утверждает, что неоднократно указывал на необходимость создания региональных залоговых фондов и предоставления гарантий по кредитам. Кроме того, 21 июня 2006 года президент РФ Владимир Путин дал поручение высшим исполнительным органам госвласти субъектов РФ принять меры по формированию региональных и муниципальных залоговых фондов. Между тем, по данным министерства, на сегодняшний день работу в этом направлении ведет лишь незначительная часть регионов.

Комментируя трудности с залоговым обеспечением при кредитовании сельхозтоваропроизводителей, Алексей Гордеев ранее отмечал, что из-за этой проблемы показатели по реализации нацпроекта «могут так и остаться на бумаге». «Успех национальных проектов во многом в руках глав регионов, у которых сейчас есть и широкие возможности, и положительные примеры того, как можно наладить эту работу», - заявлял он. Минсельхоз вынужден был подготовить повторное обращение в субъекты РФ по формированию залоговых фондов и гарантий в региональных бюджетах.

В общем, приходится признать, что в каких-то моментах проект «буксует». Хотя есть и успехи. Так, 19 июля на очередном заседании Межведомственной рабочей группы были обнародованы промежуточные итоги реализации программы: на 1 июля 2006 года в целом созданы 1 тыс. 243 кооператива, в том числе 544 кредитных, 608 заготовительных и снабженческо-сбытовых и 91 перерабатывающий кооператив. Лидерами по созданию кооперативов являются Приволжский, Центральный и Сибирский федеральные округа. Правда, этим новообразованиям еще предстоит доказывать свою «непотемкинскость» и жизнеспособность.

Сытное будущее

В рамках реализации нацпроекта Минсельхоз совместно с другими органами власти хочет достичь следующих показателей в ближнесрочной перспективе. В частности, до 25 декабря 2006 года планируется завершить выделение 3,45 млрд рублей на субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам, полученным на срок до 8 лет на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм).

Кроме того, до 29 декабря намечено завершить выделение средств из федерального бюджета в сумме 2 млрд рублей для перечисления через территориальные органы Федерального казначейства на субсидии бюджетам субъектов РФ для реализации мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых специалистов (и их семей) на селе.

До 31 декабря ОАО «Росагролизинг» должно заключить договоры с поставщиками техники, оборудования, племенного скота на основе заявок сельхозтоваропроизводителей. К этому сроку необходимо также завершить передачу в лизинг техники и оборудования для животноводства на 1 млрд рублей, племенного скота — на 3 млрд рублей.

Кроме того, до конца года намечено разработать и утвердить на координационном совете Минсельхоза концепцию системы земельно-ипотечного кредитования и разработать программу создания системы земельно-ипотечного кредитования. Также до 31 декабря 2006 года планируется завершить выделение из федерального бюджета 2,9 млрд рублей на субсидирование процентных ставок по кредитам на развитие малых форм хозяйствования и сельских потребительских кооперативов и перечислить их в территориальные органы Федерального казначейства для направления на расчетные счета заемщиков.

Живая речь

Наиболее неблагоприятная ситуация по сельскому хозяйству наблюдается сегодня в животноводстве. Особенно серьезный провал пришелся на 2004 год. Так, по данным Центра экономической конъюнктуры при правительстве РФ, на 1 мая 2004 года по сравнению с той же датой 2003 года численность крупного рогатого скота (КРС) в хозяйствах всех категорий уменьшилась на 5,8% (аналогичный показатель в 2003 году составлял 3,8%, в 2002 году — 0,5%). В абсолютном выражении, поголовье крупного рогатого скота на тот момент снизилось на 1,7 млн голов, что по своим масштабам сравнимо с полным забоем крупного рогатого скота в Уральском федеральном округе. В итоге, на 1 мая 2004 года на 1000 жителей России приходилось 166 голов крупного рогатого скота, - в 1,3 раза меньше, чем в мире и ЕС, в 2,1 раза меньше, чем в США, в 2,5 меньше, чем в Канаде.

«Проблема с животноводством в РФ общеизвестна, ежегодно снижается поголовья крупного рогатого скота на 4-5%, а в некоторых регионах на 8-10%, что характеризует низкую рентабельность содержания скота в РФ и низкий уровень конкуренции с иностранными производителями, — считает руководитель НИКПП «Ставропольский» Владимир Долгушин. - Значительное повышение закупочных цен на мясо в живом виде (с 14 рублей за 1 кг в 2000 году до 42-50 рублей в 2006 году) и плюс государственная дотация заметно снизило процент сокращения поголовья по сравнению с предыдущими годами, но не решило проблему содержания поголовья, — содержание КРС в РФ все так же остается низко рентабельным бизнесом».

По словам эксперта, «среднесуточные привесы низкие, зарплата, естественно, на уровне выживания, ручной труд преобладает, скотные дворы на уровне послевоенных строений. Проблем выше крыши. Энтузиазмом не возьмешь, инвестиций нет, а что приходит от правительства РФ, доходит не до всех, да инвестиции и не изменят положения в целом, как было убыточно, так и останется», - характеризует Долгушин сегодняшнее положение в отечественном животноводстве.

«Чтобы выжить российскому крестьянину, по моему мнению, надо объединяться в кооперативы, т.е. в складчину можно что-нибудь сделать, в чем я, в общем-то, сомневаюсь, зная российский менталитет. Выживут в основном грамотные крестьяне с природной хваткой и с соответствующими знаниями. Сейчас их пока не достаточно, а которые есть, пытаются выжить на моно технологиях, то есть в основном пытаются выжить только на растениеводстве, а это повышенный риск обанкротиться», - резюмирует эксперт.

В целом же, как сообщил управляющий партнер «2К Аудит - деловые консультации» Иван Андриевский, «отечественный аграрно-промышленный комплекс на данный момент находится примерно в таком же состоянии, что и легкая промышленность, а также тяжелая промышленность, а также почти все ПК (кроме, пожалуй, оборонки), доставшиеся России от СССР».

«Но если в легпроме и машиностроении проблема больше в том, что люди не привыкли делать качественные вещи, ибо никогда не знали конкуренции, то в сельском хозяйстве корень бед в другом, а именно - в сложном и неадекватном земельном законодательстве, ценах на топливо, бюрократических препонах и т.п. Люди-то хотят работать на земле, но им не дают», - полагает эксперт.

«Считаю, что придавать статус нацпроекта всему, чем не лень — неправильно, — подчеркивает Андриевский. - Национальный проект — это для избранных, это жемчужина. Сельское же хозяйство и так понятно, что надо поднимать. Для этого нужны, естественно, инвестиции и кредиты, только льготные, чтоб у людей действительно была возможность их отдать. Но в первую очередь, необходимо привести в норму законодательную базу — без четких законов ничего не получится. Далее — создавать вертикально интегрированные холдинги, которые бы снабжали сельхоз продукцией города. Плюс к ним — множество мелких хозяйств, поставляющих продукцию наивысшего качества на рынки и в специальные магазины: сейчас становится модно питаться экологически чистой едой, и многие согласны платить за нее приличные деньги».

Игорь Чубаха, Санкт-Петербург


Справка

Общая посевная площадь сельскохозяйственных культур под урожай текущего года в хозяйствах всех категорий, по предварительным данным Росстата, составила 76,8 млн гектаров, что на 0,5 млн гектаров (на 0,6%) меньше, чем было посеяно под урожай 2005 года. Площадь, занятая зерновыми культурами, сократилась на 0,6 млн гектаров (1,3%), в том числе пшеницей - на 1,9 млн гектаров (на 7,3%).

Подсолнечника в 2006 году посеяно больше на 0,6 млн гектаров (на 10,8%), сахарной свеклы (фабричной) - на 0,2 млн гектаров (на 23,7%), овощей - на 12 тыс. гектаров (на 1,4%). Площади под картофелем уменьшились на 3,2%.

В структуре посевов удельный вес зерновых культур снизился до 57,1% против 57,5% в прошлом году, кормовых культур - до 26,3% (27,5%). Увеличилась доля технических культур - до 11,5% (9,8%), в основном за счет расширения площадей сахарной свеклы и подсолнечника. Удельный вес площадей картофеля и овощебахчевых культур практически не изменился и составил соответственно 3,9% и 1,3%.

В сельскохозяйственных организациях по-прежнему сосредоточена большая часть посевных площадей зерновых культур - 78,1% от общей площади в хозяйствах всех категорий, сахарной свеклы (фабричной) - 84,8%, подсолнечника - 66,5%.

В структуре посевных площадей сельхозпроизводителей в последние годы увеличивается удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей. В 2006 году их доля в посевах хозяйств всех категорий составила по зерновым культурам 20,6% (в 2005 году - 19,1%), подсолнечнику - 32,8% (30,3 %), сахарной свекле - 13,8% (11,8%).

Подпишитесь