Posted 27 июля 2006,, 14:18

Published 27 июля 2006,, 14:18

Modified 2 апреля, 03:48

Updated 2 апреля, 03:48

Тренинги: бесполезная мода или большое будущее?

27 июля 2006, 14:18
На большинстве российских предприятий тренинги занимают до 70% корпоративного образования. Причем это – растущий рынок. Отношение к тренингам весьма разнится. Одни считают их бесполезным модным поветрием, другие — реальным рычагом повышения эффективности предприятия.

По информации журнала «Эксперт-Северо-Запад», который ссылается на данные информационной компании Begin Group, «на большинстве российских предприятий тренинги занимают до 70% корпоративного образования. Объем рынка тренингов в Санкт-Петербурге можно оценить примерно в 7 млн долларов — около 9 тыс. тренинговых дней». Причем это – растущий рынок. Отношение к тренингам весьма разнится. Одни считают их бесполезным модным поветрием, другие — реальным рычагом повышения эффективности предприятия, третьи слышали о тренингах, которые способны принципиально изменить человеческую судьбу.
Попробуем разобраться.


Для лошадей или для людей?

"Большая советская энциклопедия» трактует тренинг как «систематические упражнения лошадей для развития их работоспособности и подготовки к испытаниям (бега, скачки, испытания на грузоподъёмность). Упражнения проводят на разных аллюрах, с напряжением, развивающим и укрепляющим организм животного, повышающим его работоспособность». Но мы-то точно знаем, что тренироваться могут не только лошади, но и люди.
Поэтому, чтобы проверить, знают ли петербуржцы о том, что такое тренинг, наш обозреватель вышел на Невский проспект:
Ольга, студентка, 23 года: «Ну, тренинг, это когда ты платишь деньги – и тебе за эти деньги рассказывают, как правильно жить, как на работу устроиться и так далее. В общем, это что-то типа урока».
Кирилл Сергеевич, менеджер, 32 года: «Ой, нас уже замучили на работе этими тренингами. Я их боюсь и даже говорить о них не хочу».
Ирина, домохозяйка, 37 лет: «Тренинг? Ну, это, наверное, что-то у спортсменов такое. Я точно не знаю, в спорте не разбираюсь».
Андрей, 25 лет, официант в кафе: «Это модная «фишка» такая. Зачем он нужен – понятия не имею. Знаю, что многие этим увлекаются, знакомятся на тренингах, учатся».

Петербург – родина тренингов?

Если верить Интернет-словарю «Глоссарий.Ру», то «тренинг – это систематическая тренировка, определенных навыков и поведения участников тренинга». Но о какой «систематической» тренировке может идти речь, если мы говорим о разовом тренинге, где люди занимаются в течении 1-2 дней, а потом – разбегаются?

Тот же словарь различает «тренинги делового общения, тренинги продаж, перцептивный тренинг, поведенческий тренинг, тренинг чувствительности, ролевой тренинг». Но если мы посмотрим анонсы мероприятий, то «тренинг чувствительности» или «перцептивный тренинг» - вообще нигде не встретим. Но раз нет определения тренинга, то нет и самого тренинга, так?

«Я был свидетелем того, как в Лектории общества «Знание» (по адресу Литейный проспект, дом 42) уже в конце 70-х годов ряд психологов при работе с залом на своих выступлениях использовали элементы, характерные для современных тренингов, - говорит Игорь Викентьев, директор консалтинговой фирмы «ТРИЗ-ШАНС» - А в начале 80-х годов учебные игры применялись при подготовке вожатых элитных пионерских лагерей типа «Артека» и «Орлёнка».

Подобные игры использовались и в работе различных Институтов повышения квалификации. Слово «тренинг» задолго до появления первой Лаборатории тренинга в США, открытой легендарным Куртом Левиным, использовали в работе с актерами Константин Станиславский и Михаил Чехов. Их последователи работали в нашем городе. Так, докторская Сергея Гиппиуса посвящена тренингу актеров – в 1965 г. он издал книгу «Гимнастика чувств», в которой собрано более 300 упражнений актерского тренинга. Масса этих упражнений разошлась по книгам других авторов без каких-либо ссылок…

Ряд отечественных и зарубежных исследователей считают родиной деловых игр Ленинград: еще в 1932 году М. Бирштейн по заказу предприятий города организовала первую деловую игру: «Организационно-производственные испытания».

Если считать Санкт-Петербург причастным к появлению тренингов – то можно попытаться именно нам, петербуржцам, выработать единые подходы к пониманию этого вида обучения. Итак, тренинг – это мероприятие:

1) которое имеет обучающий, познавательный, развлекательный характер
2) которое ограничено во времени и пространстве, имеет начало и окончание
3) в котором участвует тренер (он организует время и действие, предлагает решать определенные задачи и пр.)
4) которое имеет интерактивный характер, то есть включает в себя взаимообмен тренера и остальных участников – знаниями, эмоциями и пр.

Тренинг – тренингу рознь

Тренинг – одна из форм краткосрочного образования. Кроме него, существуют и другие формы: семинары, практикумы, лекции и так далее. И путать эти формы – нежелательно.

«Традиционно под тренингом понимается обучение навыкам в группе от 7 до 15 человек; а на семинаре скорее передается информация, знания, и работа ведется с большей группой (20-50 человек), - говорит Игорь Викентьев. - Увы, характернейшая ошибка - когда приглашенный преподаватель ВУЗа читает обычную теоретическую лекцию, а не «тренингует» участников и это, по недоразумению, называется тренингом... С другой стороны, почти в любом тренинге имеется установочная лекция, а на некоторых семинарах используются тренинговые упражнения. То есть, жесткой границы нет, но желательно всё же не «выпадать из жанра»: или тренинг или семинар».

Впрочем, даже если вы верно определили жанр мероприятия, это вовсе не значит, что оно вам понравится. К сожалению, участники тренингов нередко испытывают совершенно законное недовольство по окончании процедуры.

«Наш первый опыт проведения тренинга по командообразованию для персонала компании считаю неудачным, - говорит Татьяна Власова, менеджер по персоналу филиала ЗАО Страховое общество "АСОЛЬ" в СПб. - Знакомство с тренером нам удалось организовать только за день до мероприятия и всего на час, а соответственно нам не была предоставлена возможность оценить уровень подготовки и профессионализм специалиста, квалификация которого раскрылась только в ходе тренинга. Тренер оказалась профессионально слабым, неуверенным в себе, не умеющим держать большую аудиторию (40 человек) и налаживать с ней контакт. Упражнения, предлагаемые тренером, были простейшие, базовые, и интерес аудитории был потерян практически в начале тренинга. По моему мнению, цель мероприятия не была достигнута».

Впрочем, никакой отрицательный опыт не должен ставить крест на форме обучения как таковой. Тренинг – одна из самых перспективных форм передачи знаний, навыков, умений.

«Люди учатся на тренинге думать, чувствовать, творить, - говорит психолог Сергей Лепешинский. – Он незаменим тогда, когда нужно в кратчайшие сроки и с минимумом отрицательных последствий приобрести знания и опыт».

Результативность тренинга вполне измерима. И на этот счет есть своя статистика. Так, по данным исследований 3200 американских компаний, проведенным в Университете штата Пенсильвания, 10 % увеличение расходов на тренинг дает прирост производительности труда на 8,5 %, а 1 доллар вложений денег в тренинги может принести компании 3 доллара отдачи. То есть, можно точно сказать – тренинг стоит своих денег.

«В моей жизни было несколько удачных тренинговых программ, - говорит старший менеджер ООО «СвязьИмпорт» Георгий Сотов. – Пройдя их, я почувствовал себя другим человеком. Подобных изменений желаю и всем остальным участникам тренингов».

«Вообще, если говорить о наиболее распространенных сегодня у нас тренингах продаж - говорит консультант, тренер Константин Харский, - то хорошим результатом можно считать, если продажи после тренинга вырастают у сотрудников на 20 % и более».

Впрочем, по подсчетам специалистов, хорошего результата удается достичь приблизительно в 70 % всех проводимых тренингов. Примерно 45-50 % тренингов дают отдачу в виде роста продаж на 35-40 %, а до 5 % тренингов – не дают никакой отдачи. Естественно, в первую очередь эффективность тренинга зависит от тренера, но не только. Играют роль и четкость поставленной задачи, и правильный подбор группы, и условия проведения тренинга. В Петербурге на сегодня работает около 100 фирм, организующих тренинги, около 500 тренеров. Какой процент фирм и тренеров работает с максимальной эффективностью – на этот вопрос, пожалуй, не ответит никто, но это определенно не больше половины. Как и где найти качественные услуги? Мы бы советовали обратить внимание на:

  • отзывы участников тренингов.
  • сайт компании.
  • результаты независимых экспертиз.

    Безусловно, есть фирмы и тренеры с устоявшейся репутацией. Но это не значит, что менее известные работают хуже, вы вполне можете найти и пока малоизвестного, но эффективно работающего тренера.

    Отдельный вопрос - «тренинги личностного роста». Некоторое время назад в городе много писали о тренингах «по мотивам Кастанеды» - закапывание в землю, прыжки с обрывов, экзотические тренеры с индейским колоритом. И отзывы людей, рассказывающих об озарениях, случившихся у них после этих тренингов и изменивших их жизнь. Что тут можно сказать? Это очень индивидуально. Наверное, любое неординарное событие может стать для человека сильной встряской, меняющей жизнь. Особенно, если он уже готов ее изменить и сам ищет отправную точку. Для кого-то это может быть тренинг «а-ля Кастанеда», для кого-то поход в горы, а для кого-то переезд в другой город. Во всяком случае, вреда такой тренинг не принесет.

    Советы интересующимся:

    1. Если вы не знаете, зачем вам нужен тренинг – то лучше не ходите на него.
    2. Строгих правил как и где проводится тренинг – нет: все зависит от цели мероприятия. Поэтому для того чтобы убедиться в том, что конкретный тренинг вам действительно нужен – обратитесь в выбранную вами тренинговую компанию и попросите подробно рассказать, что, как и зачем там будет происходить. Возможно, есть смысл попросить показать вам какие-нибудь фотографии, видеоматериалы, чтобы могли воочию представить, как это выглядит.
    3. Если у вас все равно остались вопросы и вы не можете выбрать себе тренинг – задайте их специалистам на форуме сайта http://www.seminarinfo.ru . Мы постараемся вам помочь.

    Родион Чепалов, HR-менеджер, психолог, бизнес-тренер, редактор сайта http://www.seminarinfo.ru