Posted 7 августа 2006, 15:07

Published 7 августа 2006, 15:07

Modified 2 апреля 2024, 03:46

Updated 2 апреля 2024, 03:46

Нельмин Нос у Голодной Губы

7 августа 2006, 15:07
Поселок Нельмин Нос – один из самых северных населенных пунктов на реке Печоре. Дальше уже только Северный Ледовитый океан. Край света. Конец мира. Корреспондент "Росбалта" побывал здесь на традиционном празднике - Дне Оленя.

Поселок Нельмин Нос – один из самых северных населенных пунктов на реке Печоре. Рядом - озеро с говорящим названием "Голодная Губа". Дальше уже только Северный Ледовитый океан. От Нарьян-Мара – столицы Ненецкого автономного округа – 60 километров. Это три с половиной часа хода на катере. Край света.

Погода соответствует. В НАО солнца не видно третью неделю: небо затянуто хмурыми низкими тучами, дует пронизывающий ветер, постоянно моросит депрессивный дождь. Температура воздуха колеблется между +5 и +10 градусами по Цельсию. Это – начало августа. Хорошо, что нет комаров: когда тепло, они появляются, и без репеллентов и накомарников – не жизнь.

Сегодня в Нельмином Носу проходит традиционный ненецкий праздник – День Оленя. Этот праздник, приуроченный к началу перегонки оленьих стад на зимние пастбища, впервые официально состоялся в 1932 году. В программу мероприятия входят торжественное собрание, где подводятся итоги работы оленеводов за первое полугодие, награждение самых отличившихся оленеводов, концерт местной самодеятельности и спортивная программа с поправкой на национальный колорит – прыжки через нарты, метание тынзея (аркана) на хорей (палка-погонялка). Далее – по настроению участников, которое обычно крайне предсказуемо и сводится к банальной пьянке.

Нельмин Нос с первого, да и со всех последующих взглядов, производит тягостное впечатление. Покосившиеся серые дома, ветхие заборы, ржавые останки вездеходной техники, улицы с кое-где выложенными деревянными тротуарами. Первая мысль – как тут могут жить люди?
Впрочем, не все так страшно: в поселке есть вполне приличный клуб, детский сад с прекрасной игровой площадкой, школа младших классов, два магазина и вертолетная площадка. При желании и отсюда можно выбраться.

Приезд на День оленя группы журналистов центральных телеканалов и печатных СМИ – событие, которое здесь будут вспоминать, очевидно, еще очень долго. Мы для местных жителей - такая же экзотика, как они для нас. Население, собравшееся у клуба, где проходит торжественная часть праздника, с любопытством смотрит на гостей с «Большой земли», разгуливающих по улицам поселка. В основном местные – ненцы, потомки тех оленеводов, которые еще при советской власти, с введением коллективизации, были вынуждены оставить кочевой образ жизни.

Магазины сегодня специально закрыты до трех часов дня – чтобы хозяева в прямом смысле не ударили в грязь лицом при встрече столичных гостей. Хотя очевидно, что для большинства селян главный праздник начнется именно тогда, когда уедут, наконец, телекамеры и диктофоны. Местный участковый рассказал нам, что вечером работы у него будет много.

В магазине, куда мы зашли после трех часов – несколько сортов консервов, соки, яблоки, зелень, крупы. Два вида пива в пластиковых бутылках. Водку мы не увидели, с некоторых пор ее продажа тут ограничена. Но совершенно очевидно, что "огненная вода" в поселке есть, и в больших количествах. Самогоном нелегально торгуют, «места надо знать».

Пьянство – бич и беда этих краев. Пьют все: молодые, старые, мужчины, женщины. Ситуация более-менее нормальная только в оленеводческих стойбищах, где нужно работать и пасти оленей: там не до пьянки. Осевшие же в поселках ненцы и немногочисленное русское население страдают повальным алкоголизмом, который имеет вполне понятные причины: крайне тяжелая жизнь, суровые природные условия, отсутствие работы и мотивации к улучшению своего положения. «Займи, но выпей», потому что иначе совсем тоска. Тундровые оленеводы стараются не пригонять стада близко к подобным «пьяным» поселкам – нередки случаи, когда оленей крали и резали с целью продажи мяса и последующего пропития денег. Соответственно, преступность в этих краях – исключительно «бытовуха» на базе алкогольного опьянения.

«Безоленные» ненцы добывают себе средства к существованию в основном рыбалкой, собирательством и получением пособий по безработице. Положение сельского хозяйства в округе тяжелое, и уровень безработицы в поселках, подобных Нельминому Носу, удручающе высок – от общей численности безработных в НАО доля сельского населения составляет в среднем 75 %. Работы на селе нет - в отличие от разработок углеводородов, где постоянный дефицит рабочих рук. Однако, туда местное население берут неохотно – во-первых, практически все рабочие места на буровых требуют определенной квалификации, во-вторых, на большинстве вышек – абсолютный сухой закон, и в-третьих, особенности менталитета местного населения, таковы, что сотрудник, только что устроившийся на работу, может через неделю не выйти, потому что пошел гусь или рыба – а какая работа, если надо охотиться?

Бросается в глаза, что в поселке, несмотря на все невероятные тяготы жизни, много детей: рожают тут исправно. «В конце августа дети, достигшие школьного возраста, собираются вертолетами в школы-интернаты. Если еще не выпал снег и стойбище далеко не ушло, они, совершенно спокойно ориентируясь по тундре каким-то образом, разбегаются. При этом еще не было ни одного случая, чтобы кто-то из них не смог найти свой родной чум. У них совершенно другой образ жизни, они не стремятся к образованию, им другое нужно, чем нам, - говорит Михаил Великосельский, и.о. вице-губернатора НАО по связям с общественностью, - В итоге многие из них обучаются грамоте в 15-16 лет – когда уже становится понятно, что без этого трудно вести хозяйство, все-таки надо что-то знать».

День Оленя начался с награждения ветеранов оленеводства премиями, после чего состоялся концерт местной самодеятельности. Зал клуба полон – культурных развлечений в поселке немного. С блеском (без иронии и преувеличения) выступил заслуженный коллектив «Маймбава» («Радость») - действительно талантливый ансамбль, с 1979 года под аккомпанемент бубна, колокольчиков, копытец и рожков исполняющий аутентичные ненецкие песни.

Названия песен говорят сами за себя – «Три моих ручных олененка», «Ловля оленей», «Огни тундры», «Четыре моих белолобых оленя». Довольно мелодичная, если внимательно вслушиваться, музыка, с четким внутренним ритмом и незамысловатыми, если верить переводу, текстами. «Свыше тысячи оленей мы охраняем, все до одного мы молодцы. Хэй-хэй, хэй-хэй!». Суть песен не меняется веками, разве что в недавнем прошлом добавились новые понятия – «самолет» и «колхоз».

«А как у нас тут зимой? – задорно спрашивает со сцены ведущая.
- Холодно! – нестройно отвечает зал.
- А весной?
- Распутя!
- А летом?
- Комарье!
- А осенью?
- Дожжи!»...

«Условия жизни тяжелейшие, но это их традиционный образ жизни. Они люди свободные. Здесь территории огромные, и менталитет своеобразный. Вот олени пошли – они идут за оленями», - снова комментирует Михаил Великосельский.

Свободная миграция стад создает проблемы для нефтяников: олени веками ходят по одним маршрутам, и при прокладке трубопровода очень трудно предусмотреть для них проходы. Оленепроход, проложенный не там и не так, чреват для недропользователей крупными неприятностями – олени через него не пойдут. Со всеми вытекающими последствиями. То, что нам с вами кажется непонятным и, возможно, забавным, для нефтяных компаний становится подчас серьезным осложнением. А ведь нефть надо добывать, невзирая на любые проблемы - от этого зависит вся жизнь в округе.

Нельзя сказать, что государство не помогает оленеводам: наоборот, из регионального бюджета выделяются немалые суммы на поддержание традиционного образа жизни ненцев. За счет округа в оленеводческие хозяйства покупаются снегоходы, вездеходы, рация, ружья, медикаменты, дрова – в общем, все, что необходимо для выживания в тундре. Оленеводам и чумработницам (женщины, остающиеся на хозяйстве в то время, когда мужчины заняты на выпасе, у них даже есть трудовые книжки с записью «чумработница», идет трудовой стаж) выплачиваются денежные пособия. Довольно большие субсидии идут на продукцию оленеводов – так, в этом году субсидии на 1 кг реализованной оленины составили 55 рублей, при том, что мясоперерабатывающие хозяйства принимают оленину по 110 рублей.

Конечно, жизнь в тундре очень далека от тепличных условий, несмотря ни на какую помощь. Но, кажется, что пусть лучше кочевые ненцы живут своим привычным хозяйством, чем оседают в поселках, где водка убивает их быстрее, чем заполярная тундра. Кстати, средняя продолжительность жизни в этих краях – 40 лет...

В округе ведется определенная работа по возрождению традиционного уклада жизни ненцев, создаются так называемые семейно-родовые общины, которые должны более эффективно, чем находящиеся на грани выживания СПК (сельскохозяйственные производственные кооперативы, «потомки» колхозов) вести оленеводческую деятельность. Большую работу в округе по восстановлению традиционной ненецкой жизни ведет Ассоциация ненецкого народа «Ясавэй». Дадут ли плоды эти усилия – покажет время.

Павел Житнюк, ИА «Росбалт», Нарьян-Мар – Нельмин Нос – Санкт-Петербург

Подпишитесь