Posted 8 августа 2006, 13:48

Published 8 августа 2006, 13:48

Modified 2 апреля 2024, 03:45

Updated 2 апреля 2024, 03:45

В краю оленей, шаманов и нефтяников

8 августа 2006, 13:48
Еще в начале прошлого века этот край, расположенный за Полярным кругом, называли краем белого безмолвия. Теперь он таковым быть перестал. Нефтяные запасы привлекают внимание бизнесменов, а местный колорит – журналистов.

Еще в начале прошлого века этот край, расположенный за Полярным кругом, распростершийся на побережье четырех северных морей - Белого, Баренцева, Печорского и Карского - называли краем белого безмолвия. Сейчас НАО таковым быть перестал. Нефтяные запасы привлекают внимание бизнесменов, а причудливое сочетание местного колорита и особенностей традиционного оленеводства с деятельностью нефтяных компаний – журналистов.

Очередной многочисленный журналистский десант — газетчиков, радийщиков и телевизионщиков – высадился в НАО 1 августа. Поводом для визита стал традиционный ненецкий праздник – День оленя. ИА «Росбалт» при поддержке администрации Ненецкого автономного округа организовало для 27 представителей СМИ ознакомительную поездку в стойбища, оленеводческие хозяйства, сам Нарьян–Мар и на нефтяные объекты.

Особое внимание журналисты уделили взаимоотношениям нефтяников и оленеводов, попытавшись найти ответ на вопрос: можно ли тем и другим сосуществовать таким образом, чтобы нефтяники, от которых сегодня напрямую зависит благосостояние региона, не нарушали быт коренных обитателей тундры?

Оленей сказками не кормят

Ненцы (по старому — самоеды, юраки) относятся к малочисленным северным народам. Западные ненцы называют себя хасова, восточные — «ненэй ненэць» (настоящие ненцы). Численность коренного населения Ненецкого округа — 7,7 тысяч человек, Ямало-Ненецкого округа Тюменской области — 26 тысяч и Долгано-Ненецкого округа Красноярского края — всего лишь 3 тысячи. Общая численность ненцев в России — около 41 тысячи человек.

Их сказки суровы и вместе с тем романтичны, как природа в этих краях. Взять хотя бы ненецкую легенду о птице-человеке Мынику, умеющей говорить. Боги поручили Мынику убедить людей, что они могут научиться летать. Но для этого необходимо приложить усилия — быть удачливыми в охоте. Но ленивые люди не слушали птицу. Боги разгневались, отняли у Мынику способность говорить и пообещали оставить на земле только людей, поверивших говорящей птице и стремящихся научиться летать. Таких, к сожалению, оказалось до обидного мало.

Как утверждают этнографы, для ненецкого фольклора характерна так называемая персонификация, когда наряду с героями действующим лицом служит сам сказ («мынеко»). Этот прием используется в сказках, где один из героев именуется «лаханако» — словечко. Среди ненецких сказок («лаханако» или «вадако») есть повествующие о животных, легендарные и бытовые. Нередко их персонажами выступают духи и божества, которые бывают главными действующими лицами и в других жанрах ненецкого фольклора — преданиях, молитвах-заговорах, шаманских песнях.

Ненцы — обитатели тундры - живут в тяжелых условиях и, конечно же, хорошо понимают: оленя сказками не накормишь. Между тем, среди прочих оленеводческих хозяйств на территории России здешние считаются наиболее крепкими. Во всяком случае, известно, что с 1991 года повсюду наблюдалось обвальное сокращение поголовья: в Республике Саха (Якутия) — в 2 раза, Чукотском и Корякском АО — в 5 раз, Камчатской области — в 4 раза, Магаданской области — в 7 раз. НАО пострадал в наименьшей степени: с начала 90-х произошло снижение примерно на 24 тысячи голов (с 187 до 163 тысяч – около 28% прежнего поголовья).

Нельмин Нос: морошка и фольклор

Для перемещения журналистов по северным просторам использовались и речные суда, и оленьи упряжки, и вертолеты. Знакомство с народными традициями началось с пребывания в чуме — традиционном жилище ненцев. Оказывается, в холодное время местные жители покрывали чумы в два слоя «нюками» — оленьими шкурами, а летом — корой. В центре жилища разжигали костер (позднее стали использовать железные печи).

Интересно, что каждое озеро или промысловое урочище на этой земле издавна имело своих духов. Им приносили в жертву оленей, делали разные подношения, чтобы духи даровали здоровье, удачу в оленеводстве и промысле. На священных местах, которыми могли быть камни, рощи, утесы, ставили идолов. Священным деревом у ненцев издавна считается лиственница.

Для того, чтобы принять участие в праздновании Дня оленя, профессионального праздника оленеводов (приурочен к началу перекочевки оленьих стад на зимние пастбища), мы плыли в поселок Нельмин Нос из Нарьян-Мара на протяжении четырех часов. У причала нас встречали местные жители. Поощряли свежесобранной морошкой тех, кому удавалось преодолеть экстремальный спуск по импровизированному трапу (прибывшие спускались по узкой, крутой и довольно скользкой деревянной лестнице; длинный шест, который использовался в качестве перил, с двух сторон держали крепкие аборигены).

Чуть позже были выступления народных коллективов, исполнявших национальные танцы и песни на ненецком языке с говорящими названиями: «Три моих ручных олененка», «Ловля оленей», «Огни тундры». А после концерта в ловкости состязались мальчишки-подростки: кто лучше бросит аркан; быстрее совершит двойные/тройные прыжки через нарты.

При езде на оленьих упряжках ненцы издавна применяют легковые и грузовые нарты. В легковые запрягают от трех до семи оленей. Садятся на них с левой стороны, управляют с помощью вожжи, прикрепленной к недоуздку (уздечке без удил, с поводом) левого оленя и шеста-хорея с костяной пуговкой на конце. Упряжь изготовляют из кожи оленя или морского зайца. В грузовые нарты запрягают по два оленя, а из пяти-шести грузовых нарт составляют караван («аргиш»), привязывая оленей цепочками или ремнями к передней нарте. Все прелести езды на оленьей упряжке по неровной, бугристой тундре мы испытали позже, в районе Варандея, куда вертолет нас доставил на следующий день.

Total-ный порядок

Познавательным был и визит к нефтяникам Харьягинского месторождения, успешно развенчавшим представления некоторых о нефтедобытчиках — простых работящих парнях, умытых нефтью. Каждый сотрудник французской компании Total (оператор и инвестор Харьягинского месторождения), помимо отличной профессиональной подготовки, должен в совершенстве владеть двумя языками: английским и французским.

По словам главы администрации НАО Валерия Потапенко, с четко работающими компаниями, такими, как Total, округ связывает полезное сотрудничество в сфере социально-экономического развития региона. В мае Total выплатила в бюджет НАО округа почти 200 млн рублей. Сейчас компания обещает перевести очередной транш российской части прибыльной нефти по харьягинскому проекту, заключенному на условиях о разделе продукции. Как поясняют в администрации округа, средства, полученные регионом от проекта, пойдут на финансирование окружной строительной программы. А Total, со своей стороны, подтверждает намерение профинансировать строительство школы в одном из районов Нарьян-Мара и даже оплатить учебу в институте нескольких представителей коренного населения округа.

Что касается взаимоотношений нефтяников и оленеводов, то, конечно же, важно соблюсти разумный баланс между деятельностью тех и других. Специалисты рассматривают наиболее разумные варианты, связанные, например, с максимально возможным сохранением традиционных оленьих троп и пастбищ.

Под звуки бубна

По народным представлениям ненцев, человеческая душа — триединство крови, дыхания, тени. Смерть — потеря одной из этих субстанций или следствие вселения в тело вредоносных духов, именуемых в народе «нгылека». Религиозные верования ненцев основывались на представлениях, согласно которым верховное небесное божество Нум управляло миром при помощи других божеств и духов. Его жена «Я Небя» («мать земля») — старуха-покровительница, рождающая и хранящая все живое, оберегала дом, семью и очаг. По древним преданиям, Нум постоянно воевал с Нга — воплощением мирового зла, духом подземного мира, божеством, посылающим болезни и смерть.

С древними религиозными представлениями ненцев связано и шаманство. Увы, настоящих шаманов истребили с приходом в эти края советской власти. Остались только их потомки, которым приходится признать, что шаманские способности исцелять и предсказывать практически полностью утеряны. Правда, остались люди, сохранившие древние знания и умения. Нам, например, посчастливилось встретиться в Нарьян-Маре с Филиппом Никитовичем Ардеевым — потомком шамана в четвертом поколении, имеющим звание «Почетный полярник» . Этот человек знаменит не только тем, что отлично владеет косторезным мастерством и во многих районах Севера уже утраченной технологией изготовления бубна — непременным атрибутом настоящих шаманов. Он еще и педагог: на протяжении 20 лет преподавал детям ненецкий язык.

Увенчался успехом и его необычный воспитательных эксперимент: однажды он взял с собой в тундру команду избалованных ребятишек, с которыми взрослым приходилось несладко. Объявил им, что девиз путешествия — все добываем сами. Все ребята были на равных: освоили тундровой быт, рыбачили и охотились (за 32 дня преодолели около 300 километров). В итоге родители их не узнали: мальчишки превратились в деловых, вполне самостоятельных людей.

Сам Филипп Никитич, хоть лет ему немало, способен без устали шагать по 12-14 часов пешком. А что касается шаманской доли, признается, что по наследству такие умения не передаются. Шамана выбирают духи, среди которых обязательно есть основной — покровитель, советник. А, возможно, просто здравый смысл, позволяющий предугадывать события и помогать людям. Правда, в старину шаманы были еще неплохими докторами, но их потомки врачевать уже не умеют. У Ардеева —, собственные секреты. Величайшим шаманом всех времен он считает бубен.

Евгения Дылева
фото - Павел Житнюк

Подпишитесь