Posted 9 августа 2006, 09:34

Published 9 августа 2006, 09:34

Modified 2 апреля, 03:45

Updated 2 апреля, 03:45

Карикатуры на некарикатурную войну (34 картинки)

9 августа 2006, 09:34
Редкая арабская газета обходится без карикатур. Этот жанр в арабском мире не теряет актуальности. Рисунки, появляющиеся в арабских СМИ в эти дни, дают возможность понять некоторые тонкости отношения арабов к происходящему.

Однополосный извилистый мост проходит через море, и на нем не разъехаться. С обеих сторон навстречу друг другу вместо машин едут снаряды. На тех, что движутся с одной стороны, написано "Иран", "Сирия". На тех, что с другой – "Израиль", "Вашингтон". Там, где снаряды неминуемо сталкиваются, образовалась лужа крови, и в ней тонет человек. Это и есть Ливан. Такой увидел свою страну автор карикатуры "Сохранившиеся мосты", опубликованной в ливанской газете "Ан-Нахар" ("Сегодня").

Редкая арабская газета обходится без карикатур. Жанр, практически умерший в России, в арабском мире жив и не теряет актуальности. Возможно, отчасти дело в том, что в арабских СМИ рисунками можно сказать больше, нежели словами. Отношение к появляющимся в печати картинкам у арабов особенное. Достаточно вспомнить, как быстро разгорелась "карикатурная война" из-за изображений пророка Мухаммада в ряде европейских изданий.

На карикатуре из газеты "Ан-Нахар" показано то, о чем написать в Ливане было бы сложно. Страна представлена жертвой столкновения сирийско-иранских и американо-израильских интересов, а не непонятной израильской агрессии, как это принято в арабской печати. "Ан-Нахар" всегда имела репутацию оппозиционной и антисирийской газеты. Однако и антисирийские силы в Ливане думают, в первую очередь, о страданиях народа и о том, почему никто не может остановить войну.

Неспособность прекратить кровопролитие с горечью высмеивается в эти дни карикатуристами большинства арабских стран. Рисунки, появляющиеся в СМИ, дают возможность понять многие тонкости отношения арабов к происходящему. В новостях и статьях многие нюансы совершенно неуловимы.

Та же "Ан-Нахар" опубликовала карикатуру на ливанского премьера Фуада Сириора, расплакавшегося на саммите министров иностранных дел арабских государств в Бейруте. На рисунке под названием "Сердце страны" (Фуад по-арабски – сердце) изображено кровоточащее сердце с карикатурной головой премьера, пускающего слезу.

Другой рисунок обвиняет арабов в том, что они наблюдают за войной на Ближнем Востоке, как недавно наблюдали за Мундиалем: увлеченно болеют за Ливан, хотя война – не футбол. Один и тот же араб в одинаковой позе наблюдает за происходящим на экране. Разница в том, что во втором случае вместо мяча – бомба, а на флажке болельщика написано не "Да здравствует Мундиаль", а "Да здравствует Ливан".

Саммит арабских министров в Бейруте пародирует и картинка "Спасение Ливана". Больного (Ливан) эвакуируют санитары (Арабские страны), которые сами передвигаются на костылях, имея лишь по одной перебинтованной ноге. Намек, видимо, на бессилие арабских стран.

Тему санитаров использовала и другая ливанская газета, но уже просирийская – "Ас-Сафир" ("Посланник"). Носилки, полные маленьких израненных человечков, несут два санитара. Один – с "красным крестом", другой – с "красным полумесяцем". У обоих завязаны глаза, и они не замечают, что на носилках стоит израильский солдат, расстреливая тех, кто лежит у него под ногами. Этой аллегорией издание обвиняет Израиль в преднамеренном уничтожении Ливана, а мусульманские и европейские государства – в нежелании это замечать.

Судя по карикатурам в газетах Египта, Иордании, Саудовской Аравии и Сирии, арабская публика убеждена в том, что ООН подчинена Вашингтону и евреям, Совет Безопасности работает в интересах Израиля, мировое сообщество предпочитает ничего не замечать, а арабы медлят с помощью или просто не в силах ее оказать.

Сирийская газета "Тишрин" ("Октябрь") видит ситуацию так: исламское сопротивление одолело Израиль, а США очень злятся по этому поводу и вопреки воле всего мира способствуют продолжению войны. Недовольная Америка (мужичок в полосатой шляпе и сапогах со шпорами) дает кулаком по голове мировому сообществу, которое хочет переключить трансляцию военных действий по телевизору. На экране горит израильский танк и написано: "Победа исламского сопротивления". США кричат: "Продлевай войну, пока не изменится картинка!". Издание убеждено в том, что сопротивление все равно одолеет Израиль, ибо руки у него длинные: на другой карикатуре боец, символизирующий сопротивление, бьет израильских солдат, протянув руку через всю картинку. Глобальное видение ситуации "Тишрин" представляет на карикатуре, изображающей президента США Буша, который ложкой со звездой Давида (намек на то, что Израиль – орудие США) размешивает черепа и кости в бурлящем котле, на котором написано "Блюдо из большого Ближнего Востока". Котел в нескольких местах поражен ракетами с надписью "Сопротивление".

Символ медлительности, как известно – черепаха. Арабам кажется, что именно это животное везет Ливану и помощь, и дипломатические решения. Например, на одной из карикатур в египетской газете "Аль-Ахрам" ("Пирамиды") человек с земным шаром вместо головы (так в арабской прессе принято изображать мировое сообщество) на черепахе подъезжает к кедрам, на которые падают бомбы (так принято изображать Ливан). У наездника в руке табличка с надписью "Дипломатические решения".

На картинке в саудовской "Аль-Хайат" ("Жизнь") черепаха с трудом переползает через разрушенный мост на ту сторону, куда повернут указатель с надписью "Встреча арабских министров иностранных дел". Имеется в виду саммит министров в Бейруте, на котором арабские страны должны были решить, как помочь Ливану.

Саудовская газета "Аль-Йаум" ("Сегодня") изображает мировое сообщество без одного глаза. С той стороны, где глаза нет, притаился "сионистский агрессор". Со стороны, где глаз есть – арабский боевик. Обвинения ООН в нежелании видеть зло, причиняемое Ливану, меркнут на фоне обвинений в сотрудничестве всей организации с Израилем и США. Например, саудовская газета "Аль-Ватан" ("Отечество") аллегорично утверждает, что ООН находится в сговоре с США, и они скармливают Ливан Израилю. Рука, раскрашенная под американский флаг, на котором помимо звезд и полос красуются буквы UN (ООН) кормит яблоком, раскрашенным под ливанский флаг, слизняка, на котором нарисован израильский флаг.

В то, что Франции удалось хоть как-то защитить интересы Ливана, арабы не верят. Более того, они убеждены, что французы сдали все позиции американцам, а потому французско-американский компромиссный проект резолюции по Ливану был написан специально для Израиля. Карикатурист из египетской газеты "Аль-Ахрам" ("Пирамиды") изобразил премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта в виде пророка Моисея (на голове - светящиеся рожки), добывшего народу Израиля с высот горы Синай (Совета Безопасности ООН) скрижали завета (выгодную резолюцию по Ливану). На листе, который он победно держит в руке, написано: "Проект резолюции Совета Безопасности по Ливану". За спиной у Ольмерта стоят Буш и Ширак, довольные тем, что договорились. Буш кричит Израилю: "Давай, о народ, который ничего не добился войной! Мы обеспечим тебе альтернативный способ! (чего-то достичь)". На самом заднем фоне дымятся Ливан и израильский танк.

На ту же тему карикатура в иорданской газете "Ад-Дустур" ("Конституция"). Художник хотел сказать своим рисунком, что Америка, учитывая пожелания Израиля, оставила глубокий след во французском проекте резолюции по Ливану. Выглядит это буквально так: из наполненного кровью следа от американского сапога вылезает Жак Ширак с табличкой, на которой написано "Совместный французско-американский проект резолюции". То, что США оставили в резолюции след в интересах Израиля, символизирует звезда Давида на американской штанине.

Многие публикации в "Ад-Дустур" посвящены тому, что ООН – вовсе не друг Ливана. Одна из карикатур утверждает, что вся Организация Объединенных Наций превратилась в фарс. Рядом с настоящей эмблемой организации изображена похожая, но вместо земного шара – портрет клоуна. Над настоящей эмблемой написано "Старая эмблема", над той, что с клоуном – "Новая эмблема".

Другая картинка в том же иорданском издании также намекает на метаморфозы, якобы происходящие с ООН на благо Израиля: зеленый хамелеон с надписью "Международное сообщество" сидит на ветке со звездой Давида. Еще одна карикатура в "Ад-Дустур" буквально утверждает: Израиль продвигает на Ближнем Востоке волю Белого Дома. По полю движется израильский танк, а на его башне – надстройка с дополнительными орудиями, напоминающая внешне Белый Дом. Для тех, кто не узнает, "Белый Дом" написано на флажке.

Египетские карикатуристы из газеты "Гомхурия" ("Республика") солидарны с иорданскими коллегами в отношении к роли США и ООН в урегулировании ближневосточного кризиса. На картинке "Израильские бойни в Ливане" маленький Ольмерт, символизирующий еврейское государство, пряча за спину левую руку, испачканную кровью, правой чистой рукой указывает на одноногого ливанца, рушащиеся дома и гору черепов (все это – Ливан). За спиной у Израиля высится Америка (человек в полосатом цилиндре, треплющий Ольмерта по щеке). Полосатый цилиндр также украшен звездой Давида. "Этот человек хочет меня убить", – жалуется Ольмерт, показывая на одноногого ливанца.

Другая карикатура из "Аль-Гомхурия" изображает траурную процессию. Вместо гроба – штаб-квартира ООН, задрапированная в израильский и американский флаги. Американскому флагу, согласно канонам, присвоена шестиконечная звезда. Все говорит о том, что покойная организация была американо-еврейской и произраильской. Картинка называется "Неудача ООН в попытке прекратить огонь". Спереди гроб (штаб-квартиру) поддерживает мировое сообщество, а сзади – арабский мир.

Ставшая популярной в последние годы газета "Аш-Шарк Аль-Аусат" ("Ближний Восток") выходит в Лондоне на арабском языке, но является саудовской. Ее карикатуристы также внесли вклад в дело осмеяния Совета Безопасности и не скупились на обвинения в адрес ООН. На одной из картинок показано, как Совбез готовит резолюцию по Ливану под Израиль. Портной с надписью "Совет безопасности" на черном цилиндре обхватывает резолюцией огромный живот облаченного в военную форму толстяка (Израиля) и смотрит – сходится ли документ на брюхе (соответствует ли резолюция израильским аппетитам).

Другая карикатура изобразила Совет Безопасности, терпящий крушение, не долетев до Ближнего Востока (надпись на табличке). Из самолета катапультируется пилот с еврейской звездой на спине. Видимо, по мысли автора, Совет Безопасности, так же, как ООН и США управляемый евреями, поломал зубы о Ближний Восток. Третья картинка живописует человека в цилиндре с надписью UN, держащего курицу с перерезанным горлом и надписью Ливан. Ливан истекает кровью, а ООН смотрит на часы и ждет, пока крови вытечет достаточно.

Настроения улицы отражены на страницах печати Палестинской автономии. Палестинцы прославляют шейха Хасана Насраллу – в их понимании он неожиданно оказался ливанским суперменом. Эту мысль передает картинка в газете "Аль-Аййам" ("В эти дни"). Карикатуристы этого издания, не отставая от арабских коллег, рисуют слепые израильские танки и самолеты, а также "мировую совесть" (надпись на надгробии), похороненную настолько глубоко, что даже могильная плита лежит в "подземелье". Оригинален рисунок, изображающий встречу министров иностранных дел арабских стран в Беруте: меч ливанского сопротивления украшен брелками в виде голов министров.

Палестинская газета "Аль-Хайат Аль-Джадида" ("Новая жизнь") призывает ливанцев и палестинцев открыть глаза, понять, что они – братья по несчастью. На картинке – две девочки (судя по футболкам – Ливан и Палестина) с закрытыми глазами протягивают друг другу руки. В одной руке у каждой – цветок, а вторая рука отрублена. Обе говорят: "Раскрой свои глаза".

Израильские карикатуристы не стремятся изобразить арабов уродливыми, трусливыми и терпящими поражение, равно как и не живописуют страдания и кровь израильских детей. Их рисунки проникнуты горьким юмором по поводу ситуации, в которой оказалась страна. Есть и критика Израиля за неудачи и за жертвы среди мирного населения Ливана. Например, карикатура в "Едиот Ахронот" ("Последние известия") отреагировала на то, что из-за действий израильской армии вновь, как и десять лет назад, в деревне Кана погибли мирные жители. Солдаты прошли по кругу и вновь пришли к окровавленной табличке "Деревня Кана". "Мы здесь уже были, нет?", – спрашивает один другого. "Едиот Ахронот" считается левой газетой, что предполагает критичное отношение к действиям военных и некоторый пацифизм.

Отношение израильских карикатуристов к США также нельзя назвать однозначным. В том же издании на карикатуре "Конди уладит" изображена Кондолиза Райс, со словами "Не вмешиваться!" не пускающая толпу к кровавой куче у нее за спиной. В ее портрет явно вложены раздражение и неприязнь.

Опасность, грозящую израильским городам, художники показывают с юмором. Например, когда боевики из сектора газа, постоянно обстреливавшие "Кассамами" город Сдерот, установили "рекорд", попав ракетой в Ашкелон, а предстоящие обстрелы обещали и не такое, появилась следующая карикатура. Продавец, внешне напоминающий главу политбюро ХАМАСа Халеда Машаля (на голове – зеленая повязка ХАМАС), торгует ракетами. На самой маленькой написано "Сдерот", а под ней ярлык "Знакомый хит". На средней написано "Ашкелон", а на ярлыке - "Товар месяца". На самой большой ракете стоит знак вопроса, а на ярлыке написано "Вскоре – сюрприз".

"Дети, начинайте собираться, мы едем к друзьям в Сдерот", – говорит на следующей карикатуре мама детям. На стене комнаты – эмблема футбольного клуба "Маккаби" (Хайфа). Горький юмор заключен в том, что в Сдероте, постоянно подвергавшемся обстрелам, стало безопаснее, чем в Хайфе, на которую летят ракеты "Хизбаллы" из Ливана.

Лидер "Хизбаллы" – шейх Насралла изображается человеком, устроившим провокацию и ввергнувшим весь регион в пучину конфликта. Аллегорично это передано на карикатуре, где шейх выдергивает пробку из стены, за которой вода. На другой карикатуре Насралла прячется в бункере, а Ливан бомбит израильская авиация. Легко было устроить большую войну, но Ливан страдает, а что дальше – непонятно. "На первом этапе нам все удалось, босс. Что дальше?", – спрашивает у Насраллы боевик.

Относительно вновь начавшихся израильских операций в Ливане "Едиот Ахронот" высказывается без шапкозакидательства, напоминая, что войти в Ливан может быть легче, чем выйти обратно (карикатура с дорожным знаком).

Когда разгорается настоящая война, то в карикатурную она перерасти не может - бывает только наоборот. Но уж лучше карикатурная, чем настоящая.

Максим Василенко

Подпишитесь