Posted 10 августа 2006, 13:42
Published 10 августа 2006, 13:42
Modified 2 апреля 2024, 03:45
Updated 2 апреля 2024, 03:45
Суть популярной несколько лет назад компьютерной игры "Carmageddon" заключается в гонках на автомобилях, при этом гонщики не только сталкиваются друг с другом, но и с особым смаком давят многочисленных пешеходов. Пешеходов давить надо: за это начисляются игровые очки. Ситуация на отечественных дорогах, пожалуй, мало чем отличается от этой игры.
Российская судебная практика по делам, связанным с дорожно-транспортными происшествиями, прямо противоречит ужасающей статистике, согласно которой каждый день на дорогах страны гибнет больше 100 человек.
Согласно официальным данным МВД РФ, в минувшем году в России произошло 208 тысяч ДТП, в которых погибло 34506 человек. При этом лиц, привлеченных к ответственности за совершение ДТП, оказалось в полтора раза меньше, чем самих ДТП.
Специалисты объясняют этот казус тем, что свыше 60% «транспортных» уголовных дел у нас прекращаются на стадии следствия. Но даже в том случае, если виновных в тяжких ДТП удается привлечь к ответу и довести дело до суда, приговоры обескураживают – водители, признанные виновными в гибели 2, 3 и даже 9 человек, получают условные сроки наказания.
Кто ответит за две смерти?
Одной из главных причин, по которой виновные в авариях граждане остаются безнаказанными, являются не пробелы в законодательстве (традиционное оправдание следователей и оперативных работников), а небрежность специалистов, расследующих такие дела еще на стадии предварительного следствия. Место ДТП осматривается формально, улики не фиксируются, свидетели не опрашиваются, экспертизы не назначаются, если назначаются, то годами не проводятся.
В поисках справедливости потерпевшие обращаются в СМИ, делая достоянием гласности показательные истории. Так, в нашу редакцию обращалась жительница Санкт-Петербурга Ольга Панченко, сын которой погиб 4 года назад в ДТП, по которому и поныне не проведены экспертизы и не закончено следствие.
В этой аварии погибли двое петербуржцев, но дело не расследуют уже 4 года.
Двадцатишестилетний Владислав Панченко, молодой преуспевающий юрист петербургской строительной фирмы, вместе со своим отцом Николаем Григорьевичем, отправился на автомобильный рынок, расположенный на проспекте Энергетиков.
Там отец и сын выбрали для покупки автомобиль «Cубару», который вызвался им показать в деле посредник, некий Вячеслав Ершов. Разогнав автомобиль по проспекту Блюхера, продавец решил продемонстрировать покупателям надежность управляющих элементов машины, совершив несколько резких поворотов рулем. Увы, «Cубару» потеряла управление, машину развернуло, выбросило на поребрик, после чего она, вращаясь, перелетела разделительный газон, вылетела на полосу встречного движения и упала на крышу двигавшейся по противоположной стороне «Волги». В результате этого страшного ДТП погиб сидевший на переднем сиденье Владислав Панченко, а его отец получил тяжелые травмы и лечится до сих пор. Погиб и водитель «волги», на крышу которой упала машина - подполковник войск связи Валерий Красносельских.
В той ужасной аварии не пострадал лишь водитель (он же продавец иномарки) - Вячеслав Ершов. Он не пострадал не только физически, но и морально – сотрудники Главного следственного управления (ГСУ) четыре раза принимали решение о прекращении уголовного дела в отношении этого водителя, и четырежды, по требованию прокуратуры, вновь принимали его к производству. В настоящее время это дело должно слушаться в Красногвардейском федеральном районном суде, однако этого не происходит, поскольку суд не может получить экспертное заключение. Роль экспертов здесь ключевая – если они подтвердят, что водитель превысил скорость, его вина будет доказана. Но эксперты молчат, а потому молчит и суд.
Родные погибших полагают, что речь идет о сознательном саботаже заинтересованных лиц – мать погибшего юноши принесла нам в редакцию официальный ответ на ее жалобы из Северо-Западного регионального центра судебной экспертизы. Ольга Николаевна жаловалась на затягивание тамошними экспертами судебного процесса и просила чиновников Минюста повлиять на безответственных ответственных лиц. Увы, в официальном ответе экспертного учреждения его руководство прямо признало, что не может заставить экспертов выполнять свои обязанности: «ГУ СЗРЦСЭ не располагает полномочиями по вызову экспертов другого региона. Судья Елисеев А. Я. регулярно информировался о ходе проведения экспертизы и возникающих трудностях. Эксперт Степанов В.В. вообще отказался от работы в составе комиссии. В настоящее время заключение экспертов с уголовным делом отправлено в адрес суда для сбора всей экспертной комиссии и завершающего оформления заключения».
Если дело удастся затянуть еще на полгода, оно будет прекращено в связи с истечением срока давности. Скорее всего, именно на это и рассчитывает обвиняемая сторона.
Внимание, на дорогах рейсеры!
Другая показательная история стала достоянием общественности после обращения к нам матери и отца Вячеслава Иванова, 19-летнего петербуржца, погибшего под колесами «BMW» 9 июня этого года. Несмотря на то, что Вячеслав погиб в двух шагах от своего дома, его родные не были извещены о его смерти. При этом в кармане юноши лежало портмоне с ученическим билетом и мобильный телефон, на который непрерывно звонил отец, озабоченный исчезновением сына. Только через двое суток родители сами, дозвонившись до Бюро несчастных случаев, узнали страшную новость.
Место гибели Иванова, снятое неизвестным свидетелем.
Опросив очевидцев, которых им пришлось разыскивать, развешивая объявления на месте аварии, Ивановы выяснили, что в тот вечер по проспектам района гоняли так называемые стрит-рейсеры – уличные гонщики, не соблюдающие ПДД и озабоченные только выигрышем в соревновании, за которое, как правило, полагается неплохой денежный куш.
Однако в материалах следствия, которое вела следователь ГСУ, не оказалось подобных показаний. По утверждению адвоката супружеской четы Бориса Рассадина, следствие вообще не велось: «Не были назначены экспертизы, ни судебно-медицинская, ни техническая. Не были опрошены свидетели со стороны водителя. То есть чем занималась следователь Ростовцева, которая получила это дело, непонятно. Сейчас дело передано другому следователю, я надеюсь, он отнесется к нему более ответственно».
Безнаказанность – главная причина смерти на дорогах
Недавно правительство страны утвердило федеральную целевую программу под многообещающим названием «Безопасность дорожного движения». Необходимость принятия специальной программы обосновывалась чудовищной статистикой ДТП в России: на 100 тысяч граждан у нас в ДТП гибнет 22 человека. Для сравнения: в Финляндии - 8, в Норвегии - 7, в Германии - 10, в Великобритании - 12.
Согласно той же статистике, треть всех ДТП со смертельным исходом происходит в России из-за несоблюдения водителями скоростного режима. Специалисты единодушны в том, что проблему можно решить только путем усиления ответственности за нарушение ПДД - повышения штрафов, лишение прав, в тяжких случаях привлечение к уголовной ответственности. Правительственная программа предполагает установку на всей сети федеральных дорог специальной аппаратуры, фиксирующую скорость движения автомобилей. Если скорость будет превышена, документ об этом оформляется автоматически и приходит нарушителю по почте. Такая схема позволяет избежать контакта с работниками ГИБДД, и повысит вероятность наказания нарушителей.
Не остались в стороне и законодатели – в Госдуме прошел первое чтение законопроект о повышении штрафов за нарушение правил дорожного движения. Законопроект предполагает увеличение штрафов за нарушение правил дорожного движения в несколько раз, административный арест на срок до 15 суток за наиболее серьезные нарушения, а также возврат к бальной системе учета правонарушений.
Впрочем, только административные меры вряд ли исправят ситуацию, а судебная практика по уголовным делам у неподготовленного читателя вызывает изумление. Вот примеры судебных приговоров, вынесенных минувшим летом в РФ по делам о ДТП с тяжкими последствиями:
- Суд Центрального района Хабаровска принял решение направить на принудительное лечение в психический стационар специализированного типа водителя пассажирского автобуса, упавшего 13 мая 2005 года с автомобильной развязки в центре города. По судебному решению водитель Виталий Житков был освобожден от уголовной ответственности по ст.264 УК РФ – «нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц», так как в момент аварии он был в невменяемом состоянии и не мог контролировать свои действия. В ходе расследования уголовного дела выяснилось, что при устройстве на работу в частное автопредприятие Житков скрыл, что он страдает эпилепсией и высокой степенью близорукости. Водитель приобрел поддельные медицинские справки о годности к работе водителем. В результате, когда 13 мая 2005 года Житков выполнял свой первый рейс по маршруту N21, автобус, которым он управлял, на большой скорости снес ограждение моста на автомобильной развязке улиц Ленинградской и Карла Маркса, после чего упал с высоты примерно 4,8 метров, перевернувшись. В результате ДТП на месте погибли двое пассажиров, еще двое позже скончались от полученных травм в больницах Хабаровска, а около 50 пассажиров были госпитализированы.
- В Псковской области прошло судебное заседание по делу милиционера Дмитрия Егорова, который сбил насмерть двух велосипедисток. Новоржевский районный суд приговорил обвиняемого к 3 годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на время испытательного срока. Трагедия произошла в конце 2005 года в Новоржеве Псковской области. Милиционер, находившийся в состоянии алкогольного опьянения, сбил двух женщин на велосипедах. Одна из них скончалась на месте, вторая почти месяц пролежала в глубокой коме и умерла, не приходя в сознание. Расследованием занималась областная прокуратура. Обвиняемым оказался следователь районного отдела милиции. Было возбуждено дело по статье 264, часть 3 УК РФ. В ходе разбирательства выяснилось, что подсудимый почти два года осуществлял эксплуатацию автомашины без прохождения гостехосмотра и обязательного страхования автогражданской ответственности. На суде также было оглашено заключение судмэдэксперта, согласно которому было установлено, что виновник аварии накануне выпивал крепкие напитки.
- В Красноярском крае суд вынес приговор водителю, сбившему насмерть троих (!) инспекторов дорожно-патрульной службы. Подсудимый получил четыре с половиной года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Такое решение принял Емельяновский районный суд. Как было установлено в ходе следствия, в ноябре 2005 года руководитель одной из частных структур Владимир Покровский, находясь в состоянии алкогольного опьянения, на северном въезде в Красноярск не справился с управлением автомобиля «Grand Cherokee», и врезался в стоящий на обочине автомобиль ДПС. В результате находившиеся в машине инспекторы погибли. Сам виновник аварии при этом не пострадал.
"Без комментариев"
Стол следователя Чернякова завален делами.
Судейский корпус в нашей стране хорошо защищен не только от административного преследования или общественного контроля, но и от вопросов СМИ. Зато один из следователей Главного следственного управления (ГСУ), следователь с одиннадцатилетним стажем Александр Черняков согласился изложить читателям нашего ресурса свое видение проблемы расследования ДТП с тяжкими последствиями:
- Суды и потерпевшие часто упрекают следствие в низком качестве работы, затягивании сроков, непрофессионализме.
- Для этого бывают основания – сейчас у каждого следователя ГСУ в среднем 15-20 дел в работе, а по норме должно быть не больше 5. Но часто следствию создают проблемы сами потерпевшие – необоснованными, надуманными жалобами, на отписки по которым уходит уйма времени.
- Когда в ДТП гибнет молодой парень или ребенок, вы хотите наказать виновника?
- Если вы про эмоции, то у профессионала их быть не должно. Я лишь инструмент, я не караю и не милую – мое дело провести объективное расследование. Я 11 лет расследую подобные ДТП – если бы я переживал их все, что бы от меня осталось?
- Хорошо, спросим по-другому – если водитель виноват, а наказания не понес, это ваша вина как следователя?
- Передайте большой привет нашим законодателям, депутатам Госдумы. Они, к примеру, недавно зачем-то отменили статью 265 УК РФ «оставление места ДТП» и еще отменили уголовное преследование виновных водителей, которые нанесли средний вред здоровью потерпевших. Получается, можно искалечить человека, скрыться с места ДТП, а потом, если найдут, отделаться штрафом. Я понять не могу, зачем парламент внес эти поправки – ведь ситуация на российских дорогах далека от нормальной.
- Лично вас или ваших близких эта проблема задевала хоть единожды?
- Куда уж ближе – моя дочь однажды попала под машину и долго потом лечилась в больнице. Виноват был водитель. Но он отделался административным наказанием - штрафом. Это – наши российские реалии.
- Российская судебная практика по делам с ДТП поражает – даже смерть потерпевших не является для судей основанием для приговора, связанного с реальным лишением свободы.
- В моей практике было дело, когда водитель, признанный судом виновным в смерти 9 человек, в том числе детей и беременной женщины, получил 4 года условно. Это было в Питере, водителя защищала крупная строительная фирма, и я не могу сказать, что такие приговоры в России – редкость. Но как следователь я не имею права комментировать решения судей. У них свое видение ситуации.
- Они, наверное, живут в другой стране.
- Без комментариев.
Евгений Зубарев