Posted 18 октября 2006, 09:17
Published 18 октября 2006, 09:17
Modified 2 апреля 2024, 03:25
Updated 2 апреля 2024, 03:25
На прошлой неделе МИД Великобритании опубликовал ежегодный отчет о правах человека в мире . О России речь идет в разделе «страны, вызывающие наибольшую озабоченность». Там же фигурируют суммы, которые Великобритания планирует потратить на то, чтобы улучшить ситуацию с правами человека в РФ.
На первой же странице доклада министр иностранных дел Соединенного Королевства Маргарет Беккет заявляет, что Великобритания не может в одиночку наслаждаться свободами и правами человека и, вследствие своей ответственности перед миром, готова нести свободу другим странам. Уже почти 10 лет люди, определяющие характер британской внешней политики, подчеркивают, что эта политика призвана иметь этическое измерение.
Именно этой причиной объяснялось активное участие Великобритании в военной операции против Югославии в 1999 году, до сих преподносимой в британских СМИ в качестве единственно возможной в тот момент меры по спасению мусульман Косово от геноцида со стороны режима Милошевича. В рамках этого «этического измерения» были отправлены войска в Сьерра-Леоне в 2000 году. Словами о необходимости защиты прав человека и других гуманитарных ценностей, помимо борьбы с международным терроризмом и поиска оружия массового поражения, мотивировалось и участие Британии в операциях в Афганистане и Ираке.
Из наиболее достойных решений «этической» политики Лондона – отказ от использования и производства противопехотных мин, из-за которых ежегодно погибают и становятся калеками тысячи людей, и решение сделать программы помощи другим странам не зависящими от внешнеполитического курса Великобритании.
Вместе с тем, заявляя, что она не будет продавать оружие режимам, которые могут использовать его для подавления внутренних восстаний или международной агрессии (а для чего, собственно, еще использовать оружие, когда войны между государствами «по правилам» канули в лету), Великобритания продавала его Колумбии, Пакистану, Шри-Ланке, Зимбабве (которую, кстати, в этом же докладе и критикует за подавление восстаний и демонстраций).
Затем Лондон отказался выдать экс-диктатора Пиночета, которого в Чили обвиняли как раз в многочисленных и жестоких нарушениях прав человека, отвечал отказом на российские запросы о выдаче Закаева, обвиняемого в тяжких уголовных преступлениях на территории Чечни. Одновременно Британия постоянно критиковала Россию и за ту же Чечню, и за промедление с окончательным отказом от смертной казни, все эти годы не замечая, что в союзных Соединенных Штатах как ни в чем не бывало продолжают казнить преступников.
Двойные стандарты бросили заметную тень на английские усилия по борьбе с климатическими изменениями и на инициативу Тони Блэра на прошлогоднем саммите в Глениглсе, где главной темой повестки дня с подачи Блэра стала борьба с бедностью. Хотя, злые языки поговаривают, что это ему удалось только благодаря тому, что он связал бедность с терроризмом и получил поддержку Буша. В борьбе за климат, однако, ему Буша переубедить не удалось – никак не докажешь, что истощение озонового слоя стимулирует террористов в афганских горах.
Безусловно, самым большим пятном на этически-мотивированной внешней политике Великобритании стал Ирак. Несуществующее оружие массового уничтожения, впрочем, как и связи Саддама Хусейна с «Аль-Каидой», отсутствие плана послевоенного восстановления страны, страдания населения, количество жертв среди иракцев, оцененное недавно независимыми экспертами в 600 с лишним тысяч человек, пытки в тюрьме «Абу Грейб»... Всё это обесценивает любые ссылки на необходимость «защиты прав человека» по всему миру, которую, вслед за Вашингтоном, декларирует Лондон.
Тони Блэра сейчас упрекают в том, что он поставил внешнюю политику своей страны на «автопилот», контролируемый «центром управления полетами» в Вашингтоне. Один из последних упреков в адрес премьера – явно продемонстрированное нежелание способствовать немедленному прекращению огня в Ливане во время войны минувшим летом.
Однако об этом вряд ли упомянет британский МИД в своем ежегодном отчете. Зато на страницах британской прессы – фото Анны Политковской, снабженное подписью: «Журналиста убили за то, что она говорила правду». Из Лондона, безусловно, виднее, какую правду она говорила, а уж в том, что люди, выставляющие антироссийские плакаты возле основных туристических объектов британской столицы, точно знают, кто ее убил, можете не сомневаться.
Невольно хочется встать рядом с фотографией Дэвида Келли – эксперта по вооружениям, установившего причастность британских властей и лично Тони Блэра к фальсификации "иракского досье", ставшего главным аргументом в пользу участия Британии в операции против Ирака. Ученый покончил с собой, не выдержав травли после того, как его представили «предателем».
Юлия Нетесова, ИА «Росбалт». Лондон