Posted 22 октября 2006, 08:31
Published 22 октября 2006, 08:31
Modified 2 апреля, 03:23
Updated 2 апреля, 03:23
Глядя на прекрасные берлинские улицы и здания, на его парки и фонтаны, вряд ли можно поверить в то, что все это великолепие давным-давно заложено и перезаложено. Тем не менее, это факт: долг Берлина превышает астрономическую сумму в 60 млрд евро. В свое время берлинский бургомистр Клаус Воверайт одним из своих предвыборных лозунгов сделал броскую фразу Arm aber sexy! («Бедные, но сексуальные!»). Сегодня его слоган бумерангом вернулся обратно: Берлин продолжает оставаться (вполне официально, согласно множеству опросов) самым сексуальным городом Германии, будучи при этом бедным, как церковная мышь.
Понятие «города-государства» для обычного человека относится, скорее, к области истории: воюющие между собой древнегреческие полисы либо торговые, ганзейские города средневековой Германии. Однако на карте современной ФРГ, согласно принципу федерального устройства страны, также официально присутствуют три города-государства в статусе федеральных земель: Гамбург, Бремен и Берлин. Все они – банкроты. Гамбург должен различным кредиторам 35 млрд евро, каждый житель Бремена от рождения должен 20 тыс. евро, но лидером в этой печальной гонке является немецкая столица.
Конституционный суд ФРГ в конце минувшей недели отклонил иск Берлина к федеральному правительству о денежной помощи в размере половины этого долга: по мнению судей, банкротство столицы не противоречит Основному закону. В свободном, демократическом немецком государстве каждый волен разориться: хоть отдельный гражданин, хоть вся страна. Впрочем, даже если бы федеральная казна приняла на себя 30 млрд евро берлинских долгов, это всего лишь дало бы столице возможность не выплачивать 1,5 млрд в год в качестве процентов.
Отдавать же сам долг попросту нечем. Бургомистр Берлина Клаус Воверайт не без оснований указывает на то, что такая гигантская задолженность отчасти связана с необходимостью поддерживать статус немецкой столицы, а также непосредственно с объединением Германии: еще 15 лет назад сумма берлинского долга составляла «всего лишь» 10 млрд евро.
Нельзя сказать, чтобы немецкое правительство так уж радовалось своей победе: для современной Германии город-банкрот – дело обычное. Более того: в данный момент семь из шестнадцати федеральных земель берут больше кредитов, чем дают инвестиций. Решать эту проблему как-то надо, однако опыт показал, что принимать на себя долги городов государству нет смысла – это не помогает. Несколько лет назад Бремен точно также обратился в суд с иском о денежной помощи и выиграл дело, однако выплаченные государством деньги в буквальном смысле растворились, растеклись небольшими ручейками на текущие расходы, так что городской долг вырос в конечном итоге еще больше. Иной путь избрали в Гамбурге: здешний бургомистр принял программу жесткого санирования городского бюджета, и это принесло свои плоды: городской долг сокращается и Гамбург рассчитывает к 2012 году свести его к нулю.
Одним из возможных путей решения денежных проблем немецких городов, в том числе и Берлина, является грядущая федеральная реформа: некоторые небольшие федеральные земли страны могут быть слиты воедино со своими более крупными и богатыми соседями. Однако Берлин и в этом случае настаивает на своем особом статусе как столицы страны. В конце концов, говорят берлинцы, на свете существует и процветает как минимум еще один подобный город-государство: Washington D.C. Про Москву и Санкт-Петербург они знают гораздо меньше, а не то бы и их привели в пример.