Posted 25 октября 2006,, 09:02

Published 25 октября 2006,, 09:02

Modified 2 апреля, 03:22

Updated 2 апреля, 03:22

Кремль готовит налоговую революцию

25 октября 2006, 09:02
Минфин говорит о завершении налоговой реформы с упоением, бизнес ждет - не дождется, когда можно будет, наконец, планировать налоговые выплаты на несколько лет вперед. А эксперты осторожно обсуждают плюсы и минусы.
Разговоры о завершении налоговой реформы ведутся уже несколько лет. Минфин говорит об этом с упоением, бизнес ждет - не дождется, когда же, наконец, можно будет начать планировать налоговые выплаты на несколько лет вперед.

Однако нет пределов совершенству. Экспертное управление президента России под руководством Аркадия Дворковича готовит революционные поправки в налоговое законодательство. Речь идет о том, чтобы заменить налог на добавленную стоимость налогом с продаж. Как пообещал Дворкович на прошедшей недавно налоговой конференции РСПП, соответствующий проект будет направлен в правительство уже в ближайшие 3-4 месяца.


На сегодняшний день из крупных экономик мира НДС не применяется только в США. Как отмечает старший эксперт-исследователь по странам СНГ Международного бюро фискальной документации (Нидерланды) Рустам Вахитов, «НДС в США невозможен, потому что там налоговая база зафиксирована на уровне штатов, и чтобы ввести НДС, им придется менять конституцию».

Другие страны тоже начинают задумываться над целесообразностью НДС. «В отношении НДС Европа ведет себя не так однозначно, как раньше, эксперты все больше сомневаются в его целесообразности, - сказал «Росбалту» председатель комитета Торгово-промышленной палаты России по инвестиционной политике Антон Данилов-Данильян. – В Японии он уже считается прямым счетом, без зачетов и возвратов».

Все проблемы с НДС можно условно разделить на два блока. Первый блок – трудности для бизнеса, связанные с уплатой этого налога. Вопрос с переходом от НДС к НСП обсуждался на съезде Деловой России, и эта идея нашла поддержку у представителей всех отраслей, за исключением торговли. «Я считаю, что НДС – тяжелое бремя и для потребителя, и для экономики, - заявил «Росбалту» генеральный директор компании «Система Телеком» Сергей Щебетов. – Налог с продаж более справедлив».

Очень «напрягает» предпринимателей тот факт, что при уплате НДС компания должна отвечать не только за себя, но и за своих контрагентов. «Когда компания небольшая, это еще ничего – всех можно проверить. Но для большой компании с большим количеством поставщиков это невозможно», - жалуется председатель совета директоров компании «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили.

Ситуация с уплатой НДС серьезно ухудшилась, когда налогоплательщика лишили возможности выбирать, платить НДС по отгрузке товара или по оплате. «После того, как всех обязали платить по отгрузке, выросла доля 100% предоплаты за поставляемый товар, а хуже этого для экономики ничего нет», - говорит президент Палаты налоговых консультантов Дмитрий Черник.

Ну и, наконец, главные сложности у бизнеса возникают при возврате НДС на экспортируемую продукцию. Компании тратят огромное количество времени, сил, денег на адвокатов, чтобы вернуть НДС. «Наша компания за два года выиграла более 200 дел в судах трех инстанций по возврату НДС, - рассказывает Давид Якобашвили. – Было время, когда задолженность государства по возврату НДС составляла $120-130 млн, то есть 10% от общего оборота компании на тот период».

Второй блок проблем обусловлен ростом расходов государства, связанных с возвратом НДС. Сейчас вокруг этого процесса выстроилась целая преступная индустрия. Фирмы-однодневки, ничего не производящие и тем более не экспортирующие, получают из бюджета огромные деньги в счет возврата НДС. Для этого нужна всего лишь «благосклонность» налоговых органов. «НДС – самый коррупционный налог, - считает Давид Якобашвили. – Лучше было бы покончить с НДС».

По мнению Максима Миронова из Чикагской школы экономики, в России две трети компаний уклоняются от уплаты налогов. И хотя наблюдается рост сбора налогов, рост уклонения идет быстрее. «Невозможно проверить 70% бизнесменов и всех посадить. Поэтому чиновники решают, кого проверять, а кого нет», - говорит Миронов.

В результате собираемость НДС катастрофически низка даже по сравнению с другими налогами. Ведь, если добавленная стоимость – это зарплата и прибыль, то размер собираемого НДС должен быть равен 18% от суммы единого социального, подоходного и налога на прибыль, помноженных на свои ставки. Но «дебет» с «кредитом» никак не сходится. «Если посчитать обратным счетом, сколько должно поступать НДС в бюджет, опираясь на данные по ЕСН, НДФЛ и налогу на прибыль, то окажется, что НДС должно поступать в 2,5 раза больше, чем реально собирается», - говорит Михаил Абрамов из Деловой России.

С 1 января 2007 года Минфин планирует перейти от разрешительной системы возмещения НДС к уведомительной. По мнению специалистов, это только увеличит масштабы мошенничества. В самом Минфине потери бюджета в 2007 году оценивают в 140 млрд руб. «Если посмотреть на проект бюджета на следующий год, то видно, что проблема возмещения НДС в ближайшее время будет только нарастать», - считает заместитель руководителя комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике Сергей Беляков.

Однако далеко не все эксперты выступают за отмену НДС. «Отказ от НДС – это капитуляция государства перед преступниками, занимающимися его незаконным возмещением», - заявил «Росбалту» директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.

Именно проблемы с администрированием НДС и опережающий рост возмещения его экспортерам и лжеэкспортерам заставили власти задуматься над его дальнейшей судьбой. Тогда-то и появилась идея заменить НДС более легким налогом с продаж. Но и тут возникают сложности и неувязки.

«Нам не хотелось бы, чтобы, столкнувшись с проблемами администрирования НДС, мы перешли к НСП и столкнулись бы с проблемами администрирования НСП», - говорит президент РСПП Александр Шохин.
«Если НДС облагается добавочная стоимость любой трансакции, то НСП - только конечный продукт. Но непонятно, что является конечным продуктом, - сообщил «Росбалту» Сергей Беляков. – Пока все очень туманно и находится на стадии обсуждения».

Минфин против готовящихся налоговых новаций. Во-первых, там считают, что нельзя отменять налог, дающий 25% доходов бюджета. Во-вторых, наличие НДС позволяет контролировать правильность начисления других налогов, например, налога на прибыль. По мнению Рустама Вахитова, НДС – это улучшенный НСП, который позволяет контролировать начисление остальных налогов и, прежде всего, налог на прибыль. «Если при НДС риск ухода от уплаты налогов распределяется по всей цепочке создания добавочной стоимости, то при НСП весь этот риск концентрируется в рознице», - говорит Вахитов.

«Мозги людей, которые работают в Минфине, принципиально отличаются от мозгов остальных людей, - шутит директор по международным и специальным проектам ОАО «РусАл» Александр Лившиц, сам побывавший в кресле министра финансов. – Побольше собрать, не давать, сберегать».

Главный аргумент противников перехода на НСП – он не сможет компенсировать выпадающие доходы бюджета после отмены НДС. «Если сконцентрироваться на розничной торговле, которая дает 6% от общего поступления платежей по НДС, и обложить ее 14% НСП, собирать столько же, сколько раньше, не получится», - считает Рустам Вахитов.

Впрочем, ссылки на статистику Федеральной налоговой службы, по мнению некоторых экспертов, достаточно надуманы. Когда чиновники Минфина говорят о невозможности снижения НДС, потому что это бюджетообразующий налог, они приводят статистику поступлений доходов от НДС, а когда говорят о необходимости ужесточения налогового администрирования, приводят статистику возмещения НДС и его опережающего роста. «С точки зрения экономической теории, это одно и то же. Просто НДС весь сводится в торговую сеть, что для перерабатывающей промышленности является большим плюсом», - считает Антон Данилов-Данильян.

Понятно, что в предстоящем споре позиция Минфина будет решающей - недаром даже сам разработчик налоговых новаций Аркадий Дворкович скептически оценивает перспективы принятия поправок в Налоговый кодекс. «Шанс есть, все зависит от пробивной способности Дворковича, - считает Данилов-Данильян. – Думаю, быстро ввести изменения – с 2007-2008 года, шансов мало, а с 2009-10 – много. Правда, все будет зависеть от состава людей, принимающих решения, после 2008 года».

Александр Якуба